Получи документы

Консультация «Системный оператор»

Любовь
Консультация «Системный оператор»

Консультация для педагогов

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор»

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Публикация «Консультация „Системный оператор“» размещена в разделах

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для малышей используются «урезанные» варианты: Вертикальная трехэкранка, Горизонтальная трехэкранка, Шестиэкранка.

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система : обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система : Машина, подсистема : колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др. ; система : Дождь, подсистема : туча, капли воды; система : Дерево, подсистема : корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т. д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины,

прожилок и т. п., но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т. п.)

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

 

малыш с интересом рассматривает цыпленка. Присоединитесь! «Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? Цыпленок! А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т. п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). Как видите, это не только очень просто, но и полезно: только за одно наблюдение ребенок получил полное представление о цыпленке. А при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

 

 

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация «10 заповедей для родителей» Януш Корчак, замечательный польский педагог, сформулировал 10 заповедей для родителей,которые будут актуальны,как мне кажется всегда: 1. Не.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для родителей «Физкультминутки»Консультация для родителей «Физкультминутки» Консультация для родителей:ФИЗКУЛЬТМИНУТКИРодителям следует помнить, что во время занятий с малышами, которые требуют длительного сидения.

Консультация для родителей «Мама, я сам!»Консультация для родителей «Мама, я сам!» Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам (а!" - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти.

Консультация для родителей «Милосердие» Впустите в сердце доброту Чуткость,сострадание. И в вашем сердце зацветут Любовь и понимание. Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для родителей «Экзамен для мам и пап» Уважаемые родители! Ваше чадо прошло или проходит подготовку к школе и в сентябре идет в школу? Его учат писать палочки, считать и познакомили.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Системный оператор»
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 19:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Системный оператор»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД