МААМ-картинки

Консультация «Системный оператор»

Любовь
Консультация «Системный оператор»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для педагогов

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор»

Цель ТРИЗ – не просто развивать фантазию ребенка, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать взрослым – педагогам, родителям, инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира.

Публикация «Консультация „Системный оператор“» размещена в разделах

Использование приема ТРИЗ «Системный оператор» позволяет рассмотреть объект во времени и пространстве. Регулярное использование приема СО (Системный оператор) формирует у ребенка «навыки системного анализа, системное мышление, или многоэкранное мышление» (Г. С. Альтшуллер) Это очень важные навыки и стиль мышления: думая о будущем – значит не делать ошибок в настоящем, а думая о прошлом – не делать ошибок в будущем.

Для того, чтобы думать о прошлом – нужна соответствующая информация, нужны знания. Дать их – задача взрослого, причем дать не приукрашивая прошлого и не упрощая его.

Думать о будущем – это наиболее трудный элемент мышления. В основном здесь работает воображение ребенка. Помогать ему в этом случае – значит думать за него, то есть лишать его радости творчества. Вместе с тем, необходимо тактично и ненавязчиво помочь ребенку увидеть взаимосвязь будущего с настоящим.

В детском саду этот прием получил название «Волшебный экран» (у некоторых авторов – «Волшебный телевизор»). Самый распространенный вариант – девятиэкранка, но он доступен в большей мере детям старшего дошкольного возраста. Для малышей используются «урезанные» варианты: Вертикальная трехэкранка, Горизонтальная трехэкранка, Шестиэкранка.

Система – это и есть наш рассматриваемый объект. Нужно понимать, что любой предмет, живое существо, природное или общественное явление – это система : обязательно состоит из частей, обязательно само является частью чего-то, обязательно каким-то образом функционирует (имеет свою функцию). При этом у каждой системы существует прошлое и будущее.

Подсистема – это часть системы, или элементы, составляющие ее (например, система : Машина, подсистема : колеса, кузов, руль, фары, сиденья, бампер и др. ; система : Дождь, подсистема : туча, капли воды; система : Дерево, подсистема : корень, ствол, листья). Каждая из подсистем имеет свою функцию, без которой система существовать не может (Если засохнет корень, то дерево погибнет; если лишится веток, то не сможет цвести и плодоносить и т. д.) Подсистема тоже состоит из частей или элементов (например, Лист состоит из черенка, листовой пластины,

прожилок и т. п., но в дошкольном возрасте на этот уровень можно не выходить.

Надсистема – это более крупная система, частью которой является рассматриваемая система. Надсистема может быть родовой (дерево может относиться к родовой классификации «растение») или по месту расположения (дерево может быть отнесено к лесу, саду, парку и т. п.)

Каждый экран отражает определенную часть Мира в определенное время ее существования. Центральный экран – это выбранная для рассматривания система в настоящее время. Три экрана на горизонтальном среднем уровне отражают изменения системы при переходе из Прошлого в Настоящее и Будущее.

 

малыш с интересом рассматривает цыпленка. Присоединитесь! «Ой, какой желтенький комочек! Ты знаешь, кто это? Цыпленок! А что у него есть? (лапки, клювик, глазки, и т. п.) А чем он был раньше, откуда появился? Да, представляешь, из яйца вылупился вот такой цыпленок! А когда подрастет, кем будет? (курицей или петухом). А давай посмотрим, где он живет? Как называется его домик? (курятник). А как же можно назвать одним словом цыпленка, курицу, петуха, кто они? (птицы или домашние птицы). Как видите, это не только очень просто, но и полезно: только за одно наблюдение ребенок получил полное представление о цыпленке. А при необходимости можно пользоваться любым листком бумаги и схематично рисовать на нем – здесь не важны ваши таланты художника, главное – зафиксировать процесс наблюдения, размышления, системного анализа.

 

 

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация «Формы РДА» (продолжение) Формы РДА Первая форма РДА- полная отрешенность от происходящего. Отсутствие речи. Невозможность организовать ребенка: поймать.

Консультация «10 заповедей для родителей» Януш Корчак, замечательный польский педагог, сформулировал 10 заповедей для родителей,которые будут актуальны,как мне кажется всегда: 1. Не.

Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо»Консультация для педагогов «Би-Ба-Бо» Детский кукольный театр всегда популярен у маленького зрителя. Каждое представление вызывает неописуемый восторг у малышей! Для них то,.

Консультация для родителей «Физкультминутки»Консультация для родителей «Физкультминутки» Консультация для родителей:ФИЗКУЛЬТМИНУТКИРодителям следует помнить, что во время занятий с малышами, которые требуют длительного сидения.

Консультация для родителей «Мама, я сам!»Консультация для родителей «Мама, я сам!» Когда кроха, надевая ботинки, говорит:"Я сам (а!" - не торопитесь предлагать ребенку свою помощь. Задумайтесь, что важнее: вовремя выйти.

Консультация для родителей «Милосердие» Впустите в сердце доброту Чуткость,сострадание. И в вашем сердце зацветут Любовь и понимание. Милосердию и состраданию люди учатся на протяжении.

Консультация для родителей «Наш дом»Консультация для родителей «Наш дом» Консультация для родителей «Наш дом»Игровое занятие «Мой дом» Цель: закрепить знания об основных частях здания (дом, стена, крыша, окно);.

Консультация для родителей «Экзамен для мам и пап» Уважаемые родители! Ваше чадо прошло или проходит подготовку к школе и в сентябре идет в школу? Его учат писать палочки, считать и познакомили.

Консультация для воспитателей «Системный подход как профилактика детского дорожно-транспортного травматизма» .

Консультация «Музейная педагогика в ДОУ»Консультация «Музейная педагогика в ДОУ» Музейная педагогика в ДОУ В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Системный оператор»
Опубликовано: 23 сентября 2020 в 19:45
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Системный оператор»» (включая файлы) размещена пользователем Любовь (УИ 2342763) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД