Получи документы

Консультация «Роль детских игр в дошкольном возрасте»

Толмачева Светлана
Консультация «Роль детских игр в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы

Роль детских игр в дошкольном возрасте

Игры играют в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии детей первостепенную роль. Для малышей это не просто игра, а работа, благодаря которой он может освоить новые сенсорные и моторные навыки.

Логические игры 3-4 года. Что дает игра:

Расширяет кругозор, увеличивая познания детей об окружающей среде.

Расширяет представления о себе, как части мира.

Дает информацию о мире в целом.

Помогает накопить, запомнить и систематизировать полученные знания.

Способствует освоению языка.

Темочки:

Формирует умение логически размышлять и понимать важность логики в повседневной жизни.

Учит общаться и находить общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми.

Развивает фантазию, воображение.

Подвижная игра – отличный способ развития физических и умственных навыков.

Развивалки для детей позволяют укрепить здоровье, приобрести выносливость и, одновременно, научиться мыслить логически, принимать правильные решения, подыскивать наиболее оптимальные варианты решения поставленной задачи, тренировать скорость реакции и т. д.

Важно! Подвижная и логическая игра сближает малыша с родителями, помогает найти общий язык не только с родными, но и с другими взрослыми людьми – воспитателями, ближним и дальним окружением.

Без игр дети не смогут приобрести навыки общения друг с другом.

Это – важнейший пункт социализации.

Как правильно организовать игру? Рекомендации детского психолога

Родители и воспитатели обязаны организовать любые занятия так, чтобы они выполнялись добровольно и с радостью, а не «из-под палки».

Для этого следует:

обязательно учитывать возраст малышей;

принимать во внимание желание и интересы ребенка;

считаться с его настроением и самочувствием на данный момент времени;

никогда не навязывать никаких занятий;

использовать разнообразные и интересные игры и чередовать их.

Сказанное совсем не означает, что вы не можете мягко подчеркнуть достоинства и преимущества конкретной, предложенной вами игры. Но действовать следует деликатно и доброжелательно.

Развивашки для детей 3-5 лет

Правильно подобранные игры обязательно раскроют потенциальные возможности малыша и разовьют заложенные природой способности. «Правильные» игры облегчат детям дальнейшее обучение – в детском саду и дома, а затем уже и в школе.

Игры с детьми 3-4 года для развития основных навыков

Логические игры для детей 3- 4 лет развивают память, интеллект, внимание, способность сконцентрироваться на поставленной задаче. Без грамотно подобранных занятий дети не смогут в полной мере проявить себя. Это важный пункт формирование восприятия, пробуждения творческих способностей и воспитания личностных качеств.

Игры для развития памяти и внимания

Особенность некоторых занятий из списка: играть можно в любой свободный момент в какой угодно обстановке – дома, на прогулке и даже в магазине. В этом случае вам не требуются специальные предметы, приспособления и игрушки.

1. Волшебные слова

Задача: тренировка внимания, обучение поведению в социуме, вежливость.

Малыш внимательно слушает, о чем говорит мама. Он выполняет просьбу только в том случае, если прозвучит слово «пожалуйста». Мама может сказать: пожалуйста, попрыгай на месте; пожалуйста, принеси вот того мишку и пр. Если «волшебного» слова не прозвучало, малыш задание не выполняет. Правила игры объясняются заранее.

2. Запомни предмет

Задача: развитие памяти, внимания, наблюдательности.

Ребенок повторяет перечисленные родителем предметы. Сначала берем небольшое их количество, затем число увеличиваем. Начинаем с группировки предметов по типу – мишек к мишкам, кукол к куклам, машинки – к машинкам и пр. Или: овощи сюда, фрукты – туда.

В дальнейшем усложняем задачу и увеличиваем число предметов, добавляя в группы элементы иных смысловых категорий: к овощам – чашки, к куклам – предметы мебели и т. д. Одновременно считаем предметы. Анализируем – чего больше, чего меньше и насколько.

3. Магазин

Задача: развить слуховую краткосрочную память и внимательность.

Малыш идет в магазин, а перед этим мама сообщает, что нужно купить. Поначалу называет только несколько покупок, затем их число увеличивается. В магазине малыш помогает маме справиться с заданием. Можно подыграть ребенку: ой, я забыла, а что нам нужно….

4. Маленький помощник

Задача: обучение счету, стимулирование инициативы и желания помочь.

Пока малыш помогает маме накрыть на стол, он гордится тем, что уже взрослый, а маме легче от его действий. Во время игры ребенок учится считать. Сколько членов семьи, сколько нужно приборов и пр.

5. Опиши, что видишь

Цель: обратить внимание ребенка на то, что каждого предмета есть свои особые признаки, но может быть и сходство с другими, совсем иными предметами (мяч/яблоко).

Пример: яблоки – круглые, сочные, красные, большие, сладкие. Пусть ребенок подумает: какой предмет тоже круглый? И какие у этого другого предмета свои, отличные от яблока свойства?

6. Кто что делает?

Цель: показать, кто что умеет.

Пример: Собачка – лает, котик мяукает, уточка крякает и пр. Не обязательно называть только животных.

Пример: доктор лечит, мастер чинит, водитель – везет людей и т. д.

Мелкая моторика детей 3-4 лет

Тренировка мелкой моторики рук обязательна. Дети должны рисовать, лепить, складывать детали конструктора и пр.

1. Покажи дорожки

Цель: развитие мелкой моторики и логического мышления.

Предложить малышу провести линии-дорожки от зверей к их любимой пище. Приготовить для этого изображения животных на листе бумаги и рисунки еды (мишка/мед, белка/шишки/орехи, птичка/семена и пр.)

2. Проложи тропки

Предыдущую игру делаем разнообразнее. Подключаем другие темы: «человек/ одежда», «птички/гнезда», «звери/норки», «дерево/листок» и т. д. Затем вновь усложняем задание. Рисуем в центре листа 4-5-8 деревьев, объясняя, что нужно проложить тропку, обойдя их.

3. Варим кашу, кормим Машу

Учим вмесите с ребенком потешный стишок и одновременно выполняем движения руками.

Маше кашу я сварю (работаем кистями рук.)

В миску молочка налью (наливаем понарошку из бутылки, сжав кулачок).

В миску положу крупу (сыпем.)

Быстро ставим на плиту (раскрываем ладошки.)

Кашка выйдет хороша! (хлопаем в ладошки.)

Кушай, Маша, не спеша. (грозим пальчиком.)

4. Лепим вместе с мамой

Отличный материал, который так любят детки – пластилин. Покажите ребенку, что можно из него сделать. Стимулируйте малыша использовать собственную фантазию. Пусть создает причудливые фигуры.

5. Нанизываем бусинки

Дети с удовольствием соглашаются нанизывать на толстую нитку пуговицы, бусинки. Можно использовать все, что найдете! Берите макаронины, сушки. Это будет очень интересно. Сначала стоит начать с предметов с широким отверстием, так будет легче. Затем придется потрудится, просовывая нитку сквозь узкое отверстие.

Математика. Как учить детей считать

Обучение проводится с помощью считалок, головоломок, занимательных игр. Их великое множество! Вы можете воспользоваться роликами из сети, купить специальные обучающие детские книжки и так далее.

Обратите внимание: Правильно подобранные игры вызывают у малышей большой интерес.

Что можно делать с ребенком:

Упражняться в преобразовании фигур, используя, к примеру, счетные палочки.

Разделять палочки или другие предметы по заданному заранее образцу.

Давать возможность ребенку действовать по собственному замыслу.

Детские игры : развивающие от 3 до 5 лет. Какие рекомендуются специалистами?

Небольшой перечень:

«Танграм»;

«Сфинкс»;

«Волшебный круг;

«Листик»,

«Вьетнамская игра»;

«Колумбово яйцо»;

«Пентамино».

Каждая из игр оснащена своим комплектом элементов. Детали отличаются от элементов в других играх. Они имеют только ей присущие возможности, позволяющие создать самые разнообразные силуэты на плоскости.

Примеры:

«Танграм». Создаем силуэты людей, животных, предметы из домашнего обихода, алфавит, цифры.

«Колумбово яйцо». Подходит для создания силуэтов птичек.

«Листик». Делаем силуэты разнообразных видов транспорта.

Как правильно играть?

Сначала ребенка вводят в курс дела и рассказывают о правилах игры. Затем правила закрепляют. Предлагают играть самостоятельно, потом усложняют задачу.

Примеры задний:

Сложи квадратик (круги, овалы, треугольники).

Создай фигуру, глядя на чертеж.

Сложи по силуэту.

Попробуй придумать фигуру сам.

В ходе игры стимулируйте ребенка к счету – сколько палочек, сколько фигур и пр.

Отличную возможность для обучения ребенка вы имеете везде:

На прогулке – вокруг множество предметов, которые можно посчитать (сколько машин стоит во дворе, сколько деревьев ты видишь у подъезда).

В магазине – посчитаем, сколько у нас в корзинке того и того. Мы ничего не забыли? Сколько нужно взять еще? И т. д.

Дома – когда накрываем вместе стол, моем ложки и вилки, складываем посуду и т. д. и т. п.

Учим буквы с малышами 3-4 лет

Для этого стоит купить яркую и красочную Азбука для самых маленьких. Именно с этого возраста лучше всего потихоньку начать учить буквы. Это делают только в игровой форме и постепенно. Но есть одно важное условие – заниматься нужно не только тогда, когда придется, а выбрать для этого удобное время и проводить учебу регулярно. Но это не означает, что вы не можете повторять уроки везде – на прогулке, в кухне, перед сном.

1. Запоминаем буковку

Вы выучили очередную букву на домашнем уроке. Теперь нужно ее запоминать. ЕЕ можно повторять везде.

Пример: за завтраком строим букву «», например, из ложек. На прогулке строим букву из веточек или рисуем ее на песке и т. д.

2. Ищем буковку

Разложите на столе буквы – 3-4 штуки. Называем их. Одну спрячьте. Ребенок должен назвать исчезнувшую.

3. Пластилиновые буковки

Лепим из пластилина буквы разного цвета. Украшаем их. Во время игры ребенок получает массу эмоций, тренирует и пальчики, и мозг.

4. Ищем буквы в книжке

В книге с большим шрифтом ребенок отыскивает по очереди знакомые ему буквы.

5. Читаем вывески

На прогулке обратите внимание ребенка на вывески. Предложите найти знакомые ему буквы.

Учим цвета с малышами 3-4 лет

1. Раскраска и математика

Очень полезной развивающей игра. Одновременно тренирует математические навыки, улучшает мелкую моторику, способствует развитию фантазии, внимательности и помогает выучить цвета.

Для этого найдите книги-раскраски с математической темой.

2. Разукрась картинку по цифрам

Можно воспользоваться картинками по номерам (адаптированными для детей определенной возрастной группы) или купить несколько книжек-раскрасок. В процессе раскрашивания помогайте малышу и повторяйте – это красный, закрашиваем цветок. Это зеленый, закрашиваем стебель и т. д.

3. Где я видел этот цвет

Называем цвета по очереди и предлагаем вспомнить, какой предмет такого цвета.

4. Радуга

Рисуем радугу, используя цветные карандаши, называем цвета по очереди.

5. Раскрашиваем лепестки

Предлагаем малышу раскрасить лепестки цветков разными цветами.

Игры, формирующие у ребенка представление о времени

1. Определяем, который час

Игра призвана научить понимать который час и использовать часы. Следует объяснить ребенку, зачем люди придумали, как определять время и что это дает в повседневной жизни. Затем нужно подготовить наглядное пособие – часы из картона со стрелками и цифрами. Или купить в специализированном магазине подобный товар.

Какие могут быть часы:

настольные;

настенные.

Главное условие – возможность управления стрелками. Вы должны объяснить, как часики работают.

Обратите внимание малыша:

Одна стрелка крутится быстрее другой.

Что показывают стрелки – маленькая и большая.

Куда крутятся стрелки часов.

Затем учимся определять который час. Сначала минутная стрелка всегда находится в позиции «0» минут. Затем двигая стрелки, объясняем ребенку как определяется время.

2. Устройство часов

Найдите дома часы, которые вы не используются. Вмесите с ребенком разберите их. Изучите их устройство. Малышу будет очень интересно.

3. Когда происходит событие

Проанализируйте вместе с ребенком режим дня. Например, встаем в 8 часов утра. Завтракаем в 9 часов. Идем на прогулку в 11 часов и т. д. Обратите внимание на постоянные события, которые имеют место в определенное время.

4. Характер стрелок

Увлекательная игра, определяющая свойства стрелок часов: секундной, минутной, часовой. Объясните ребенку, что стрелки различаются по размеру и скорости движения. Они имеют разные функции. Затем предложите малышу пофантазировать на тему: какой характер у каждой стрелки и провести аналогию с людьми. Что стрелки хотят сказать нам?

5. Сказка про часы

Можно в дополнение к предыдущей игре вместе придумать сказку о часах и стрелках. Озвучивать повествование в лицах, включить музыку и пр.

Используйте для закрепления представлений малыша о времени и часах подходящие отрывки из детских рассказов или стихов.

Определите уровень развития вашего ребенка

Любого родителя интересует вопрос – а что должен знать и уметь ребенок в возрасте от 3-4 года? Существуют определенные нормы развития, на которые стоит ориентироваться.

Внимание! Вся приведенная информация – условна. Целью материала является помощь родителям, а не постановка диагнозов.

Что делать, если ребенок отстает в развитии?

У каждого малыша своя программа развития. Если вам показалось, что малыш отстает от сверстников в развитии, стоит посоветоваться со специалистами. Не нужно паниковать, и, тем более, нельзя стыдить и ругать малыша.

Категорически запрещено приводить в пример других детей. Главное – не делать поспешных выводов.

Возможно малышу просто нужно немножко помочь. Быть может, вы сами не уделяли своему ребенку должного внимания? Подойдите к оценке ситуации критически.

Итак, читаем дальше!

Что ребенок должен знать и уметь по математике

считать на пальчиках до 3-4;

иметь представления о том, что есть один и есть много предметов;

понимать разницу между большим и маленьким, высоким и низким и т. д. ;

различать ряд основных цветов;

определять, где круг, четырехугольник/квадрат и треугольник;

понимать свойства предметов (величина, цвет, форма).

Это базовые знания для детей этого возраста (3-4 года).

Память, логика и внимание

складывание простейших паззлов;

собирание картинок из нескольких элементов;

определение несоответствующих предметов в простых логических задачках;

анализ схожих и различных признаков в группах предметов;

запоминание нескольких картинок;

запоминание слов, которые взрослый повторил пару раз;

повтор движений, показанных не более двух раз;

концентрация на задании на протяжении пяти минут (без отвлечения на другие занятия);

подбор пары к предмету или группе предметов.

Речь ребенка

умение описать то, что слышал и видел;

формирование связных предложений (около 5-6 слов);

сортировка предметов по группам;

рассказ о животных и что умеет или делает в этот момент каждый зверь (рычит, лежит, бодается, сидит и т. д.);

умение рассказать простой стишок и спеть песенку;

знание своего возраста, имени и фамилии.

Ребенок должен говорить по просьбе родителей – громко или тихо.

Что должны знать дети об окружающем мире

показывать пальчиком и называть домашних животных (на картинке и на улице);

понимать различие между домашними животными, птицами, рыбами и зверями, знать название диких зверей;

знать, как называются некоторые цветы, деревья, растения;

понимать разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знать названия некоторых;

понимать, что предметы изготавливают из разных материалов (дерево, стекло и пр.);

понимать, что есть день, ночь, вечер, утро;

знать времена года;

определять и называть явления природы (снег, солнце, ветер, дождь).

Что ребенок должен уметь делать самостоятельно

надевать вещи, на которых нет сложных застежек;

разрезать бумагу ножницами;

рисовать карандашом, фломастером, ручкой;

лепить фигурки из пластилина;

обводить кружочек, рисовать простейшие фигуры, точки, линию;

обводить картинку;

раскрашивать рисунок в книге-раскраске.

К этому возрасту все дети обязательно должны усвоить элементарные правила гигиены. Малыши в норме должны уметь почистить зубы перед сном, помыть руки с мылом, ополоснуть лицо.

Заключение

Умение мыслить логическое в первую очередь позволяет детям сделать вывод о предмете или явлении и установить причинно-следственную связь. Несомненно, в младшем возрасте малыши научных открытий не совершат. Но логические игры для 3-4 лет «запускают» важный и очень сложный процесс – логическое мышление. Упустив этот этап и не дав ребенку все необходимое для развития, вы будете испытывать серьезные проблемы в дальнейшем. Часто последствия педагогической запущенности довольно сложно нивелировать, даже подключив опытных специалистов.

Игра – это ведущий вид деятельности всех детей.

Все навыки, которые приобретает ребенок, строятся в первую очередь на игровом фундаменте. Важны позитивные и яркие эмоции. Независимо от вида игр занятия должны проходить в спокойной, комфортной, доброжелательной обстановке. Позаботьтесь об удобном месте для игр и занятий.

Проявляйте дружеское участие и никогда не критикуйте малыша. Если что-то не вышло, не стоит акцентировать излишнее внимание на неудаче. Спокойно покажите – в чем ошибка и как ее устранить и продолжайте игру. Если малыш устал, не нужно продолжать занятия, вы всегда сможете вернуться к заданиям позже.

Публикации по теме:

«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов«Строительные игры в младшем дошкольном возрасте». Консультация для педагогов Игра- это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем.

Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте»Консультация для педагогов «Роль игры как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» Консультация для педагогов «Роль игры, как ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте» В игре, как во всякой деятельности детей,.

Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Книга в жизни ребенка в старшем дошкольном возрасте» «Книга — это волшебница. Книга преобразила мир. В ней память человеческого рода, она — рупор человеческой мысли. Мир без книги —мир дикарей.

Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Значение сюжетно-ролевых игр в дошкольном возрасте» Вся жизнь ребенка дошкольного возраста пронизана игрой. Только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Сюжетно-ролевые игры имеют.

Консультация для родителей «Наблюдение как метод познания в младшем дошкольном возрасте»Консультация для родителей «Наблюдение как метод познания в младшем дошкольном возрасте» Наблюдение на прогулке в младшей группе детского сада является неотъемлемой частью образовательного и воспитательного процесса. Этот метод.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Роль детских игр в дошкольном возрасте»
Опубликовано: 18 октября 2024 в 07:59
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Роль детских игр в дошкольном возрасте»» (включая файлы) размещена пользователем Толмачева Светлана (УИ 3304307) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД