Толмачева Светлана
Консультация «Роль детских игр в дошкольном возрасте»
▼ Скачать + Заказать документы
Роль детских игр в дошкольном возрасте
Игры играют в психоэмоциональном и интеллектуальном развитии детей первостепенную роль. Для малышей это не просто игра, а работа, благодаря которой он может освоить новые сенсорные и моторные навыки.
Логические игры 3-4 года. Что дает игра:
Расширяет кругозор, увеличивая познания детей об окружающей среде.
Расширяет представления о себе, как части мира.
Дает информацию о мире в целом.
Помогает накопить, запомнить и систематизировать полученные знания.
Способствует освоению языка.
Темочки:
Формирует умение логически размышлять и понимать важность логики в повседневной жизни.
Учит общаться и находить общий язык как со сверстниками, так и со взрослыми.
Развивает фантазию, воображение.
Подвижная игра – отличный способ развития физических и умственных навыков.
Развивалки для детей позволяют укрепить здоровье, приобрести выносливость и, одновременно, научиться мыслить логически, принимать правильные решения, подыскивать наиболее оптимальные варианты решения поставленной задачи, тренировать скорость реакции и т. д.
Важно! Подвижная и логическая игра сближает малыша с родителями, помогает найти общий язык не только с родными, но и с другими взрослыми людьми – воспитателями, ближним и дальним окружением.
Без игр дети не смогут приобрести навыки общения друг с другом.
Это – важнейший пункт социализации.
Как правильно организовать игру? Рекомендации детского психолога
Родители и воспитатели обязаны организовать любые занятия так, чтобы они выполнялись добровольно и с радостью, а не «из-под палки».
Для этого следует:
обязательно учитывать возраст малышей;
принимать во внимание желание и интересы ребенка;
считаться с его настроением и самочувствием на данный момент времени;
никогда не навязывать никаких занятий;
использовать разнообразные и интересные игры и чередовать их.
Сказанное совсем не означает, что вы не можете мягко подчеркнуть достоинства и преимущества конкретной, предложенной вами игры. Но действовать следует деликатно и доброжелательно.
Развивашки для детей 3-5 лет
Правильно подобранные игры обязательно раскроют потенциальные возможности малыша и разовьют заложенные природой способности. «Правильные» игры облегчат детям дальнейшее обучение – в детском саду и дома, а затем уже и в школе.
Игры с детьми 3-4 года для развития основных навыков
Логические игры для детей 3- 4 лет развивают память, интеллект, внимание, способность сконцентрироваться на поставленной задаче. Без грамотно подобранных занятий дети не смогут в полной мере проявить себя. Это важный пункт формирование восприятия, пробуждения творческих способностей и воспитания личностных качеств.
Игры для развития памяти и внимания
Особенность некоторых занятий из списка: играть можно в любой свободный момент в какой угодно обстановке – дома, на прогулке и даже в магазине. В этом случае вам не требуются специальные предметы, приспособления и игрушки.
1. Волшебные слова
Задача: тренировка внимания, обучение поведению в социуме, вежливость.
Малыш внимательно слушает, о чем говорит мама. Он выполняет просьбу только в том случае, если прозвучит слово «пожалуйста». Мама может сказать: пожалуйста, попрыгай на месте; пожалуйста, принеси вот того мишку и пр. Если «волшебного» слова не прозвучало, малыш задание не выполняет. Правила игры объясняются заранее.
2. Запомни предмет
Задача: развитие памяти, внимания, наблюдательности.
Ребенок повторяет перечисленные родителем предметы. Сначала берем небольшое их количество, затем число увеличиваем. Начинаем с группировки предметов по типу – мишек к мишкам, кукол к куклам, машинки – к машинкам и пр. Или: овощи сюда, фрукты – туда.
В дальнейшем усложняем задачу и увеличиваем число предметов, добавляя в группы элементы иных смысловых категорий: к овощам – чашки, к куклам – предметы мебели и т. д. Одновременно считаем предметы. Анализируем – чего больше, чего меньше и насколько.
3. Магазин
Задача: развить слуховую краткосрочную память и внимательность.
Малыш идет в магазин, а перед этим мама сообщает, что нужно купить. Поначалу называет только несколько покупок, затем их число увеличивается. В магазине малыш помогает маме справиться с заданием. Можно подыграть ребенку: ой, я забыла, а что нам нужно….
4. Маленький помощник
Задача: обучение счету, стимулирование инициативы и желания помочь.
Пока малыш помогает маме накрыть на стол, он гордится тем, что уже взрослый, а маме легче от его действий. Во время игры ребенок учится считать. Сколько членов семьи, сколько нужно приборов и пр.
5. Опиши, что видишь
Цель: обратить внимание ребенка на то, что каждого предмета есть свои особые признаки, но может быть и сходство с другими, совсем иными предметами (мяч/яблоко).
Пример: яблоки – круглые, сочные, красные, большие, сладкие. Пусть ребенок подумает: какой предмет тоже круглый? И какие у этого другого предмета свои, отличные от яблока свойства?
6. Кто что делает?
Цель: показать, кто что умеет.
Пример: Собачка – лает, котик мяукает, уточка крякает и пр. Не обязательно называть только животных.
Пример: доктор лечит, мастер чинит, водитель – везет людей и т. д.
Мелкая моторика детей 3-4 лет
Тренировка мелкой моторики рук обязательна. Дети должны рисовать, лепить, складывать детали конструктора и пр.
1. Покажи дорожки
Цель: развитие мелкой моторики и логического мышления.
Предложить малышу провести линии-дорожки от зверей к их любимой пище. Приготовить для этого изображения животных на листе бумаги и рисунки еды (мишка/мед, белка/шишки/орехи, птичка/семена и пр.)
2. Проложи тропки
Предыдущую игру делаем разнообразнее. Подключаем другие темы: «человек/ одежда», «птички/гнезда», «звери/норки», «дерево/листок» и т. д. Затем вновь усложняем задание. Рисуем в центре листа 4-5-8 деревьев, объясняя, что нужно проложить тропку, обойдя их.
3. Варим кашу, кормим Машу
Учим вмесите с ребенком потешный стишок и одновременно выполняем движения руками.
Маше кашу я сварю (работаем кистями рук.)
В миску молочка налью (наливаем понарошку из бутылки, сжав кулачок).
В миску положу крупу (сыпем.)
Быстро ставим на плиту (раскрываем ладошки.)
Кашка выйдет хороша! (хлопаем в ладошки.)
Кушай, Маша, не спеша. (грозим пальчиком.)
4. Лепим вместе с мамой
Отличный материал, который так любят детки – пластилин. Покажите ребенку, что можно из него сделать. Стимулируйте малыша использовать собственную фантазию. Пусть создает причудливые фигуры.
5. Нанизываем бусинки
Дети с удовольствием соглашаются нанизывать на толстую нитку пуговицы, бусинки. Можно использовать все, что найдете! Берите макаронины, сушки. Это будет очень интересно. Сначала стоит начать с предметов с широким отверстием, так будет легче. Затем придется потрудится, просовывая нитку сквозь узкое отверстие.
Математика. Как учить детей считать
Обучение проводится с помощью считалок, головоломок, занимательных игр. Их великое множество! Вы можете воспользоваться роликами из сети, купить специальные обучающие детские книжки и так далее.
Обратите внимание: Правильно подобранные игры вызывают у малышей большой интерес.
Что можно делать с ребенком:
Упражняться в преобразовании фигур, используя, к примеру, счетные палочки.
Разделять палочки или другие предметы по заданному заранее образцу.
Давать возможность ребенку действовать по собственному замыслу.
Детские игры : развивающие от 3 до 5 лет. Какие рекомендуются специалистами?
Небольшой перечень:
«Танграм»;
«Сфинкс»;
«Волшебный круг;
«Листик»,
«Вьетнамская игра»;
«Колумбово яйцо»;
«Пентамино».
Каждая из игр оснащена своим комплектом элементов. Детали отличаются от элементов в других играх. Они имеют только ей присущие возможности, позволяющие создать самые разнообразные силуэты на плоскости.
Примеры:
«Танграм». Создаем силуэты людей, животных, предметы из домашнего обихода, алфавит, цифры.
«Колумбово яйцо». Подходит для создания силуэтов птичек.
«Листик». Делаем силуэты разнообразных видов транспорта.
Как правильно играть?
Сначала ребенка вводят в курс дела и рассказывают о правилах игры. Затем правила закрепляют. Предлагают играть самостоятельно, потом усложняют задачу.
Примеры задний:
Сложи квадратик (круги, овалы, треугольники).
Создай фигуру, глядя на чертеж.
Сложи по силуэту.
Попробуй придумать фигуру сам.
В ходе игры стимулируйте ребенка к счету – сколько палочек, сколько фигур и пр.
Отличную возможность для обучения ребенка вы имеете везде:
На прогулке – вокруг множество предметов, которые можно посчитать (сколько машин стоит во дворе, сколько деревьев ты видишь у подъезда).
В магазине – посчитаем, сколько у нас в корзинке того и того. Мы ничего не забыли? Сколько нужно взять еще? И т. д.
Дома – когда накрываем вместе стол, моем ложки и вилки, складываем посуду и т. д. и т. п.
Учим буквы с малышами 3-4 лет
Для этого стоит купить яркую и красочную Азбука для самых маленьких. Именно с этого возраста лучше всего потихоньку начать учить буквы. Это делают только в игровой форме и постепенно. Но есть одно важное условие – заниматься нужно не только тогда, когда придется, а выбрать для этого удобное время и проводить учебу регулярно. Но это не означает, что вы не можете повторять уроки везде – на прогулке, в кухне, перед сном.
1. Запоминаем буковку
Вы выучили очередную букву на домашнем уроке. Теперь нужно ее запоминать. ЕЕ можно повторять везде.
Пример: за завтраком строим букву «», например, из ложек. На прогулке строим букву из веточек или рисуем ее на песке и т. д.
2. Ищем буковку
Разложите на столе буквы – 3-4 штуки. Называем их. Одну спрячьте. Ребенок должен назвать исчезнувшую.
3. Пластилиновые буковки
Лепим из пластилина буквы разного цвета. Украшаем их. Во время игры ребенок получает массу эмоций, тренирует и пальчики, и мозг.
4. Ищем буквы в книжке
В книге с большим шрифтом ребенок отыскивает по очереди знакомые ему буквы.
5. Читаем вывески
На прогулке обратите внимание ребенка на вывески. Предложите найти знакомые ему буквы.
Учим цвета с малышами 3-4 лет
1. Раскраска и математика
Очень полезной развивающей игра. Одновременно тренирует математические навыки, улучшает мелкую моторику, способствует развитию фантазии, внимательности и помогает выучить цвета.
Для этого найдите книги-раскраски с математической темой.
2. Разукрась картинку по цифрам
Можно воспользоваться картинками по номерам (адаптированными для детей определенной возрастной группы) или купить несколько книжек-раскрасок. В процессе раскрашивания помогайте малышу и повторяйте – это красный, закрашиваем цветок. Это зеленый, закрашиваем стебель и т. д.
3. Где я видел этот цвет
Называем цвета по очереди и предлагаем вспомнить, какой предмет такого цвета.
4. Радуга
Рисуем радугу, используя цветные карандаши, называем цвета по очереди.
5. Раскрашиваем лепестки
Предлагаем малышу раскрасить лепестки цветков разными цветами.
Игры, формирующие у ребенка представление о времени
1. Определяем, который час
Игра призвана научить понимать который час и использовать часы. Следует объяснить ребенку, зачем люди придумали, как определять время и что это дает в повседневной жизни. Затем нужно подготовить наглядное пособие – часы из картона со стрелками и цифрами. Или купить в специализированном магазине подобный товар.
Какие могут быть часы:
настольные;
настенные.
Главное условие – возможность управления стрелками. Вы должны объяснить, как часики работают.
Обратите внимание малыша:
Одна стрелка крутится быстрее другой.
Что показывают стрелки – маленькая и большая.
Куда крутятся стрелки часов.
Затем учимся определять который час. Сначала минутная стрелка всегда находится в позиции «0» минут. Затем двигая стрелки, объясняем ребенку как определяется время.
2. Устройство часов
Найдите дома часы, которые вы не используются. Вмесите с ребенком разберите их. Изучите их устройство. Малышу будет очень интересно.
3. Когда происходит событие
Проанализируйте вместе с ребенком режим дня. Например, встаем в 8 часов утра. Завтракаем в 9 часов. Идем на прогулку в 11 часов и т. д. Обратите внимание на постоянные события, которые имеют место в определенное время.
4. Характер стрелок
Увлекательная игра, определяющая свойства стрелок часов: секундной, минутной, часовой. Объясните ребенку, что стрелки различаются по размеру и скорости движения. Они имеют разные функции. Затем предложите малышу пофантазировать на тему: какой характер у каждой стрелки и провести аналогию с людьми. Что стрелки хотят сказать нам?
5. Сказка про часы
Можно в дополнение к предыдущей игре вместе придумать сказку о часах и стрелках. Озвучивать повествование в лицах, включить музыку и пр.
Используйте для закрепления представлений малыша о времени и часах подходящие отрывки из детских рассказов или стихов.
Определите уровень развития вашего ребенка
Любого родителя интересует вопрос – а что должен знать и уметь ребенок в возрасте от 3-4 года? Существуют определенные нормы развития, на которые стоит ориентироваться.
Внимание! Вся приведенная информация – условна. Целью материала является помощь родителям, а не постановка диагнозов.
Что делать, если ребенок отстает в развитии?
У каждого малыша своя программа развития. Если вам показалось, что малыш отстает от сверстников в развитии, стоит посоветоваться со специалистами. Не нужно паниковать, и, тем более, нельзя стыдить и ругать малыша.
Категорически запрещено приводить в пример других детей. Главное – не делать поспешных выводов.
Возможно малышу просто нужно немножко помочь. Быть может, вы сами не уделяли своему ребенку должного внимания? Подойдите к оценке ситуации критически.
Итак, читаем дальше!
Что ребенок должен знать и уметь по математике
считать на пальчиках до 3-4;
иметь представления о том, что есть один и есть много предметов;
понимать разницу между большим и маленьким, высоким и низким и т. д. ;
различать ряд основных цветов;
определять, где круг, четырехугольник/квадрат и треугольник;
понимать свойства предметов (величина, цвет, форма).
Это базовые знания для детей этого возраста (3-4 года).
Память, логика и внимание
складывание простейших паззлов;
собирание картинок из нескольких элементов;
определение несоответствующих предметов в простых логических задачках;
анализ схожих и различных признаков в группах предметов;
запоминание нескольких картинок;
запоминание слов, которые взрослый повторил пару раз;
повтор движений, показанных не более двух раз;
концентрация на задании на протяжении пяти минут (без отвлечения на другие занятия);
подбор пары к предмету или группе предметов.
Речь ребенка
умение описать то, что слышал и видел;
формирование связных предложений (около 5-6 слов);
сортировка предметов по группам;
рассказ о животных и что умеет или делает в этот момент каждый зверь (рычит, лежит, бодается, сидит и т. д.);
умение рассказать простой стишок и спеть песенку;
знание своего возраста, имени и фамилии.
Ребенок должен говорить по просьбе родителей – громко или тихо.
Что должны знать дети об окружающем мире
показывать пальчиком и называть домашних животных (на картинке и на улице);
понимать различие между домашними животными, птицами, рыбами и зверями, знать название диких зверей;
знать, как называются некоторые цветы, деревья, растения;
понимать разницу между овощами, фруктами, ягодами, грибами, знать названия некоторых;
понимать, что предметы изготавливают из разных материалов (дерево, стекло и пр.);
понимать, что есть день, ночь, вечер, утро;
знать времена года;
определять и называть явления природы (снег, солнце, ветер, дождь).
Что ребенок должен уметь делать самостоятельно
надевать вещи, на которых нет сложных застежек;
разрезать бумагу ножницами;
рисовать карандашом, фломастером, ручкой;
лепить фигурки из пластилина;
обводить кружочек, рисовать простейшие фигуры, точки, линию;
обводить картинку;
раскрашивать рисунок в книге-раскраске.
К этому возрасту все дети обязательно должны усвоить элементарные правила гигиены. Малыши в норме должны уметь почистить зубы перед сном, помыть руки с мылом, ополоснуть лицо.
Заключение
Умение мыслить логическое в первую очередь позволяет детям сделать вывод о предмете или явлении и установить причинно-следственную связь. Несомненно, в младшем возрасте малыши научных открытий не совершат. Но логические игры для 3-4 лет «запускают» важный и очень сложный процесс – логическое мышление. Упустив этот этап и не дав ребенку все необходимое для развития, вы будете испытывать серьезные проблемы в дальнейшем. Часто последствия педагогической запущенности довольно сложно нивелировать, даже подключив опытных специалистов.
Игра – это ведущий вид деятельности всех детей.
Все навыки, которые приобретает ребенок, строятся в первую очередь на игровом фундаменте. Важны позитивные и яркие эмоции. Независимо от вида игр занятия должны проходить в спокойной, комфортной, доброжелательной обстановке. Позаботьтесь об удобном месте для игр и занятий.
Проявляйте дружеское участие и никогда не критикуйте малыша. Если что-то не вышло, не стоит акцентировать излишнее внимание на неудаче. Спокойно покажите – в чем ошибка и как ее устранить и продолжайте игру. Если малыш устал, не нужно продолжать занятия, вы всегда сможете вернуться к заданиям позже.