Наталья Репш
Консультация родителям «Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Язык и речь являются важнейшим средством человеческого общения. Развитие связной речи в дошкольном детстве закладывает основы успешного обучения в школе.
Формирование произносительной стороны речи - это сложный процесс, в ходе которого ребенок учится воспринимать обращенную к нему звучащую речь и управлять своими речевыми органами для ее воспроизведения. Развитие звукопроизношения - это в первую очередь воспитание внимания к звуковой стороне речи.
Речь формируется у ребенка постепенно, вместе с его ростом и развитием и проходит ряд качественно разных ступеней развития.
Публикация «Консультация родителям „Профилактика нарушений звукопроизношения у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт. Нарушение речевого развития – одно из наиболее распространенных и тяжелых отклонений в формировании у ребенка высшей психической деятельности. Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу.
Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения. Поэтому одной из важнейших задач воспитания детей дошкольного возраста является развитие речи. Решение этой задачи предполагает совершенствование звуковой стороны речи ребёнка, то есть произношения звуков, увеличение словарного запаса и формирование грамматического строя речи.
Раннее выявление и коррекция различных отклонений в развитии речи малыша позволяют не только скорректировать уже имеющиеся отклонения, но и предупредить появление дальнейших, достичь более высокого уровня развития ребенка. Грамотно организованная ранняя коррекция способна предупредить появление вторичных отклонений в развитии.
Формирование правильного звукопроизношения является лишь частью работы по звуковой культуре речи. Взрослый помогает детям овладеть правильным речевым дыханием, правильным произношением всех звуков родного языка, чётким произношением всех звуков родного языка, чётким произношением слов, умением пользоваться голосом, приучает детей говорить не торопясь, интонационно выразительно.
Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием таких сторон речи, как словаря, грамматически правильной речи.
Если ребёнок неправильно произносит отдельные звуки речи, то, следовательно, он неправильно выговаривает слова, строит предложения. Отсюда могут возникнуть трудности в общении ребёнка со сверстниками и взрослыми: скоро он почувствует себя неполноценным, всё чаще станет отмалчиваться, так постепенно будет развиваться неуверенность в себе. Такие дети, поступив в школу, очень часто плохо пишут и читают.
Чем раньше будут приняты необходимые меры для улучшения речевого развития ребёнка, тем полноценнее будет и его общее развитие. Кроме того, непринятие своевременных мер по формированию правильного звукопроизношения ведёт к тому, что у ребёнка при произнесении ряда звуков закрепится неправильная артикуляция (положение органов речи, и исправить этот недостаток в дальнейшем будет довольно сложно.
Таким образом, проблема выявления особенностей формирования звукопроизношения у дошкольников и профилактика его нарушений является весьма актуальной.
Существует ряд причин в возникновении этих дефектов:
• нарушение в строении артикуляционного аппарата (увеличенный язык; укороченная, массивная подъязычная уздечка; аномалия прикуса и др.)
• недоразвитие артикуляционной моторики (мышцы губ и языка недостаточно развиты, слабые, не могут удерживать определенную позу)
• недоразвитие речевого дыхания.
Данные нарушения у детей можно предупредить. Наиболее целесообразные направления в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста - организация полноценной речевой среды.
Существует несколько направлений в профилактике нарушений звукопроизношения детей дошкольного возраста. Полноценная речевая среда.
Речь ребенка развивается путем подражания речи окружающих людей, в основном взрослых — родителей, членов семьи, педагогов дошкольного учреждения и др., поэтому необходимо целенаправленно влиять на этот процесс. И это влияние выражается в создании соответствующей возрасту детей активной речевой среды:
• правильная, чистая речь взрослых;
• чтение произведений художественной литературы;
• посещение театральных представлений, выставок, концертов и т. д.
В условиях ДОУ педагоги привлекают и акцентируют внимание детей на образцах правильной речи при помощи разнообразных дидактических игр и пособий; ведут просветительную работу с родителями воспитанников.
Рекомендации родителям:
- обращаясь к ребенку, следует не торопясь, достаточно громко и отчетливо произносить каждый звук с соответствующей смыслу слова интонацией, четко выделять ударный слог;
- каждое новое слово должно быть понятным ребенку, т. е. произнося его, одновременно надо обратить внимание ребенка на соответствующий предмет, явление или действие; неправильно сказанное слово надо спокойно и ласково произнести два-три раза.
Правильное добровольное повторение слова ребенком следует поощрять. Излишне настойчивое требование верного произношения, которое ему еще не по силам, вместо желания говорить может вызвать у него отвращение к речи.
Также причиной несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста может стать недоразвитие движений органов артикуляционного аппарата. Поэтому важнейший этап в профилактике возникновения нарушений — работа по подготовке артикуляционного аппарата.
Существует универсальный пропедевтический комплекс упражнений. Артикуляционную гимнастику следует проводить ежедневно, чтобы двигательные навыки закреплялись, становились более прочными, уточнялись и совершенствовались. Продолжительность занятий составляет 3-5 минут. Каждое упражнение проводится в занимательной игровой форме и повторяется 6-8 раз.
«Лягушка», «Парус»,
«Слоненок», «Качели»,
«Месим тесто», «Змейка»,
«Блинчик», «Лошадка»,
«Вкусное варенье», «Маляр»,
«Чашечка», «Дятел»,
«Иголочка», «Футбол»,
«Горка».
Описание этих упражнений можно найти в интернете или любой логопедической литературе. Опыт показывает, что выполнение данного комплекса упражнений в течение 2-3 месяцев способствует растяжению укороченной подъязычной уздечки и в целом приводит к более быстрому усвоению детьми норм звукопроизношения.
Формирование речевого и неречевого дыхания является не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения.
Полезно ежедневно выполнять с ребенком (в зависимости от возраста, от 3 до 6 минут) дыхательные упражнения и игры:
• дуть на легкие шарики, бумажные полоски;
• играть на детских музыкальных духовых инструментах;
• дуть на привязанные к ниточке ватные шарики, разноцветные картонные и бумажные фигурки;
• надувать воздушные шарики, пускать мыльные пузыри;
• сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении (игра в «Футбол»);
• дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д.
Выполнение дыхательных упражнений не только влияет на формирование правильного речевого дыхания, но и способствует профилактике заболеваний ЛОР-органов. Эти заболевания затрудняют процесс правильного речевого дыхания, меняют интонацию голоса, вызывают изменения в строении языка, прикуса, нёба. Так, например: хронический ринит приводит к постоянной заложенности носа, затрудняет дыхание. Со временем ребенок привыкает дышать ртом, вследствие чего у него может увеличиться размер языка, что приводит к возникновению интердентального (межзубного) сигматизма и т. д.
Тренировка тонкой (мелкой) моторики пальцев рук оказывает положительное влияние на развитие активной речи ребенка. Это необходимо использовать в работе с детьми.
Мелкая моторика развивается в ходе выполнения действий по самообслуживанию (застегиванию и расстегиванию пуговиц, занятий лепкой и рисованием, также можно найти целые сборники пальчиковых игр, специальные пособия (шнуровки) и многое другое.
Игры на развитие тактильного восприятия:
• «Гладкий- шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» (ребенок опускает руку в мешочек со знакомыми предметами или игрушками и на ощупь определяет, что это, «Горячее — холодное», «Мокрое — сухое».
• Игры с водой и песком.
• Игры с нанизыванием: «Собери бусы», «Собери пирамидку», «Хоровод зверей», «Сушим одежду»;
• Игры с пластилином.
• Игры с бумагой: «Снежинки» (1-й вариант — нарвать бумагу на мелкие кусочки; 2-й вариант — скатать шарики из бумаги); «Складывание из бумаги».
• Фольклорные пальчиковые игры: «Сорока-ворона», «Ладушки», «Этот пальчик.», «Расскажи стихи руками».
• Игры на выкладывание: «Составление целого из частей» — разрезные картинки (2—4 части, кубики, мозаики.
• Такая систематическая работа не только позволяет развивать у детей правильное звукопроизношение, но, что также очень важно, предупреждает возникновение речевой патологии.