Людмила Дранец
Консультация «Речевые игры для детей 4–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Речевые игры для детей 4–6 лет»
Речевое развитие ребёнка – это одна из основных задач познавательно-речевого развития дошкольников. Оно включает в себя формирование словаря, работу над звуковой культурой речи, формирование грамматического строя, а также развитие связной речи. В этом помогают речевые игры.
Темочки:
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2023
Речевые игры — это метод повышения мотивации в развитии речевых умений и навыков, эмоционально окрашенный, вызывающий живой интерес детей к деятельности детей. С помощью речевых игр дети учатся анализировать, строить логические выводы, подбирать антонимы, правильно составлять словосочетания. Игра улучшает память, концентрацию внимания, мыслительную способность, слуховое восприятие, обогащает словарный запас.
Предлагаю вашему вниманию интересные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка.
Картотека речевых игр.
Игра «Скажи наоборот»
Цель: учить находить слова противоположные по значению, развивать память, пополнять словарный запас ребенка, формирование навыка подбора разных по значению слов.
Правила игры : играющие бросают друг другу мяч и называют слова с противоположным значением.
Большой – маленький, высокий – низкий, веселый - грустный, храбрый – трусливый, жесткий – мягкий, длинный – короткий, тёмный – светлый, хорошо – плохо, говорить - молчать, горячий – холодный, полезно – вредно, быстро - медленно, тонкий- толстый, сильный- слабый, добрый- злой.
Игра «Доскажи словечко»
Цель: формировать у детей умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, чувство рифмы, творческое воображение; расширять словарный запас.
Правила игры : детям предлагается дополнить предложение недостающим словом
Я взял муки, я взял пирог испёк рассыпчатый ….пирог
Целый день бобы сажали и из лейки… поливали.
Полосатый шмель летит, беззаботно он… жужжит.
По реке плывет бревно. Ох, и злющее оно! Тем, кто в речку угодил, нос откусит…. крокодил.
Они обычно для шитья, и у ежа их видел я. Бывают на сосне, на ёлке, а называются…. иголки. Хитрый след плести стараясь, по сугробам прыгал… заяц. Есть копыта и рога, летом ходит на луга. Чтобы были все здоровы, молоко даёт…. корова.
Очень ласковый и чистый, лапой моется пушистой. Если пустит когти в ход, -
страшный зверь домашний… кот. Верещунья, белобока, а зовут её…. сорока.
Игра «На одну букву»
Правила игры : надо придумывать смешные, нелепые предложения, все слова в которых начинаются на одну букву.
Например: Лиса любит ловить лягушек. Заяц звенел золотым звонком. Кошка купила килограмм конфет.
Игра «Какой, какая, какое?»
Цель: формирование навыка подбора прилагательных по смыслу, согласования их с существительными.
Задачи: развитие речевых навыков, умения грамотно излагать мысли; обогащение индивидуального словаря; улучшение памяти, концентрации внимания;
Правила игры : взрослый называет какое-нибудь слово, а ребёнок подбирает как можно больше признаков, соответствующих данному предмету.
Солнце - яркое, горячее, круглое, большое.
Белка – рыжая, шустрая, большая, маленькая, красивая.
Чай - горячий, холодный, ароматный, чёрный, зелёный
Пальто – тёплое, зимнее, новое, старое.
Стол – большой, гладкий, удобный.
Мороженое – вкусное, сладкое, холодное. И т. д.
Игра «Слово-ассоциация»
Цель: способствовать развитию ассоциативного мышления и расширению словарного запаса.
Правила игры : назовите слово, например, «солнце», и спросите у ребёнка, что он
представляет, когда слышит это слово? Например, ребёнок назовёт слово
«круг», тогда следующий игрок должен назвать свою ассоциацию, но к
новому слову – например, «колесо». Эта детская словесная игра
способствует развитию ассоциативного мышления и расширению
словарного запаса.
Игра «Я знаю пять названий»
Цель: Обогащение и активизация словаря детей.
Правила игры : дети встают в круг и начинают передавать друг другу предмет (например, мяч, маленькую игрушку, платочек). По сигналу педагога (хлопок) ребенок, у которого в руках оказался предмет, отвечает на вопрос педагога «Кто знает пять названий предметов одежды (деревьев, ягод, фруктов, овощей, птиц, домашних животных, диких животных, посуды, мебели и т. д.)
Игра «Посчтай –ка»
Цель: упражнять в согласовании существительных с числительными 1-2-5
Правила игры : ведущий называет предмет, дети отвечают, как будет звучать 1-2-5 предметов. Одна машина - две машины - пять машин; один самолёт - два самолёта - пять самолётов; одна хлопушка- две хлопушки – пять хлопушек; одно кольцо – два кольца – пять колец ; один мяч- два мяча- пять мячей.
Игра «Закончи словечко»
Цель: развивать умение детей делить слова на слоги.
Правила игры : взрослый называет начало слова, дети должны его закончить.
Кук- ла, руч- ка, кош– ка, мыш – ка, ша- рик, пче –ла, гру– ша, бул –ка, гла –за, мы- ло.
Игра «Опиши предмет»
Цель: развитие у детей связной речи, формировать умение анализировать предмет, выделяя его признаки.
Правила игры : ребёнок называет детали, описывая предмет, для чего он.
Например: это велосипед, у него есть 2 колеса, педали, руль, звонок, тормоз. На нём можно кататься. Это чайник, у него есть крышка, ручка, стенки, дно. В нём кипятят воду. Это кошка, она пушистая, рыжая, у неё 4 лапы, хвост, она ласковая и мяукает, домашнее животное.
Игра «Что с чем?»
Оборудование: Любые предметы необходимые в быту (ключ, тарелка, чашка, ложка, платок и др.)
Правила игры : ребёнку предлагается найти то, из чего едят суп, чем открывают дверь, чем можно вытереть нос и т. п. Вызванный ребёнок выбирает предмет и строит с ним предложение «Суп едят из тарелки».
Игра «Хорошо - плохо» (по лексическим темам)
Правила игры : используются картинки
В: Съесть конфету - хорошо. Почему?
Д: Потому, что она сладкая.
В: Съесть конфету - плохо. Почему?
Д: Могут заболеть зубы.
То есть вопросы задаются по принципу: "что-то хорошо - почему?", "что-то плохо - почему?".
Игра «Умный мяч»
Правила игры : дети становятся в круг. Ведущий, бросая мяч детям, называет при этом животное. Поймавший мяч бросает его ведущему, называя какое – либо действие этого животного. Например: собака - лает, корова – мычит, лягушка – квакает, кошка - мяукает и т. д. Ведущий называет какую – либо профессию. Поймавший мяч называет, что делает человек этой профессии.
Например: врач – лечит, художник – рисует, повар – готовит, строитель- строит и т. д.
Ведущий называет имя ребёнка. Поймавший мяч называет какое — либо действие.
Например: Катя – играет, Вова – прыгает, Маша – бегает и т. д.