Екатерина Кретинина
Консультация «Ребенок в эру гаджетов»
▼ Скачать + Заказать документы
На сегодняшний день невозможно представить наш современный мир без использования гаджетов, мобильных устройств и планшетов. На сколько безопасно для малышей пользование современными гаджетами? Как относятся к этому их родители? С одной стороны, казалось бы, у детей есть возможность «шагать в ногу со временем», но с другой стороны нельзя недооценивать и вред наносимый еще не окрепшему физически и психологически несозревшему малышу. Некоторые родители специально дают своим детям гаджеты. Самое страшное, что мобильное устройство поглощает не только взрослого, но и ребенка вместе с ним. Этот факт подтверждает также увеличение численности подготовки высшими учебными заведениями таких специалистов как психологов, нейропсихологов, дефектологов, логопедов-дефектологов.
Публикация «Консультация „Ребенок в эру гаджетов“» размещена в разделах
Избежать долгого проведения времени детей в гаджетах
можно следующими способами:
1. введение режима;
2. поощрение и похвала;
3. станьте примером для ребёнка;
4. стимулируйте разнообразную занятость ребенка.
Можно выделить следующие последствия раннего приобщения к гаджетам :
1) аддикцию и гаджет-аддикция;
2) отставание в развитии речи;
3) трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух;
4) расстройства аутического спектра.
Аддикция и гаджет-аддикция
Говорить об аддикции можно тогда, когда у ребёнка наблюдается устойчивый интерес только к современным технологиям. Гаджет–аддикция вещь намного более неприятная, чем зависимость от телевизора. Говоря о постоянном навязчивом использовании гаджетов, можно говорить о наличии у человека гаджет-аддикции. Определить эту зависимость совсем не сложно. Если у человека возникает постоянное желание, потребность в использовании гаджетов более чем 30 минут в день, то можно говорить о наличии у него гаджет-аддикции. Данный вид зависимости способен привести к серьезным нарушениям психических и познавательных процессов, что особенно опасно в период созревания, активного роста и становления личности.
В дошкольном возрасте можно использовать следующие
пути преодоления данного вида аддикции:
- Творчество (увлечение музыкой, танцами, лепка, рисование, гончарное дело);
- Спорт (футбол, плавание, скалолазание, иппотерапия);
- Живое общение (чаще приглашайте в гости друзей, сами ходите в гости);
- Прогулки на улице.
Несмотря на факт присутствия в нашей жизни гаджет-аддикции в течение последних нескольких лет, учеными до конца еще не разработаны методы лечения и профилактики данной проблематики. Однако уже сегодня каждый желающий родитель и осознающий зависимость сможет контролировать использование современной техники в руках своего ребенка.
Отставание в развитии речи
В последние годы и родители, и педагоги всё больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Речь – это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но отвечает другому человеку, когда он сам включён в диалог. Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствам. Для того, чтобы ребёнок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и главное – в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращённые ребёнку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают ребёнка, не побуждают к действию и не вызывают каких-либо образов. Они остаются «пустым звуком».
Трудности в обучении чтению и восприятии информации на слух
Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух – они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения, понимать, схватывать смысл. Слышимая речь не вызывает у них образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине им трудно читать – понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, в результате они не понимают текста в целом. Поэтому им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки. Дети, привыкшие, или уже находящиеся в зависимости от гаджетов часто говорят о том, что им неудобно читать. Частые и продолжительные игры на планшетах и айфонах формируют совершенно противоестественную для чтения и письма динамику работы глазных мышц.
Расстройства аутического спектра
Замещение и подмена человеческого способа коммуникации в семье электронным суррогатом представляют существенную опасность, так как нарушают нормальный код и алгоритм психического, социального, культурного и духовного развития детей. Малолетние пользователи электронных игрушек становятся самодостаточными, у них слабеют нормальные потребности и мотивации в контактах с родителями и детьми. Постепенно взрослые утрачивают ведущую роль в отношении психического, речевого, эмоционального, коммуникативного, социального и духовного развития и теряют способность влиять на поведение ребенка. Это является одной из причин значительного увеличения количества детей с проявлениями аутизации и расстройствами аутистического спектра (РАС). РАС постепенно превращаются в «эпидемию» XXI века. В 2006 г. в России насчитывалось, «даже по самым осторожным оценкам, не менее 150 тысяч детей с аутистическими расстройствами», в 2011 г. уже «не менее 250-300 тысяч детей с РАС в возрасте до 18 лет». Внедрение в жизненное пространство гаджетов оказало влияние не только на формирование устной речи, но и привело к зарождению особого вида письменной речи (SMS) без орфографических и синтаксических правил и форм вежливости, главной особенностью которой стали краткость и минимум нажатий клавиш. По мере взросления современные дети все чаще «слушают глазами», читая SMS-сообщения и переписку в чате, и «разговаривают пальцами». Ведущие нейропсихологи свидетельствуют о неуклонно и повсеместно надвигающейся драме — «утрате современными детьми родного языка — несущей оси сознания».