ольга гриценко
Консультация психолога «Роль семьи в судьбе ребенка — инвалида по зрению»
▼ Скачать + Заказать документы
Гриценко Ольга Александровна
Роль семьи в судьбе ребенка - инвалида по зрению
Мы живем сейчас в такой культурной среде, где зачастую духовные достижения человека недостаточно высоко ценятся. И такие важные человеческие качества, как сострадание, проявление чувств, умение быть благодарным, принимать во внимание проблемы инвалида, готовность уступить и помочь более слабому в физическом отношении человеку, просто декларируются. И наши дети как губка впитывают перевернутые духовные ценности. Режут слух, а уж как страдают родительские сердца от вопросов своих детей- инвалидов по зрению : «Мама, почему другие дети не играют со мной?» Почему обзывают «очкариком»? Такие случаи нередки, но и не норма. И, как показывает практика, родители стараются оградить своего ребенка от душевных травм.
Публикация «Консультация психолога „Роль семьи в судьбе ребенка — инвалида по зрению“» размещена в разделах
- Зрение, глаза. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Семья. Консультации для родителей
- Темочки
Но единство важно для каждого человека. Для ребенка со слабым зрением это имеет особое значение. Возможность быть вместе со здоровыми детьми готовыми принять своеобразие сверстника со зрительными проблемами и считать их равноправными партнерами в играх и общении дает огромный жизненный опыт для обеих сторон.
Безусловно, развитие ребенка с тяжелой патологией зрения несколько отличается от развития других детей. Но это не делает его в меньшей степени человеком, не означает, что он менее ценный и важный для общества или менее нуждающийся в любви и заботе.
Все дети уникальны и развитие отдельного ребенка происходит постоянно и в определенном порядке. Если упущен какой-то один этап развития, то это влияет на следующий этап. Поэтому очень важно начинать заниматься с ребенком с раннего детства, чтобы он сумел преодолеть трудности, связанные со слабым зрением, и приобрел чувство уверенности, самостоятельность в общении со сверстниками, с окружающими людьми. В этом ему надо помочь. И первым помощником должна быть семья.
Семья является важнейшей обучающей и жизненной средой для любого ребенка, а для больного особенно. Предпосылка для этого- принятие ребенка со всеми его особенностями и проблемами именно всей семьей. Необходимо объективно оценивать возможности ребенка воспринимать окружающий мир. Одинаково недопустима недооценка и переоценка его. «Золотую середину» помогут найти специалисты: врач- офтальмолог, тифлопедагог, логопед, психолог.
Ребенка важно научить обслуживать себя. Будни и праздники, отдых и труд в быту, на приусадебном участке - все относится к кропотливой последовательной работе по развитию ребенка с учетом его зрительного диагноза, общего состояния здоровья и особенностей психики. Очень важно, чтобы не отгораживались братья и сестры от роли учителей для малыша - инвалида. Или могли бы быть ненавязчивыми помощниками и одновременно умели задействовать посильную помощь для себя от брата (сестры, имеющего инвалидность по зрению. Всё это не должно быть давлением на детей. Здесь предпочтительно семейное воспитание нравственных чувств. Разумеется, для всех это нелегкий и кропотливый труд. Но терпение окупается и вознаграждается: вся семья становится счастливее и свободнее, ибо ребенок становится самостоятельнее и увереннее в себе, если чувствует себя полноправным членом семьи, а не иждивенцем. А приобретенная с помощью семьи правильная модель мировосприятия и взаимоотношений с людьми помогает ему более комфортно адаптироваться в новых социальных условиях на улице, в школе, в гостях, в театре или магазине, на спортивной площадке.
Не надо ставить штампы на детях - инвалидах по зрению, в том числе и со сложными сопутствующими заболеваниями. Общество и, в частности, семья должны предоставить шанс больному ребёнку стать полноправным членом общества. Руководство к действию - человеческие чувства, мобилизующие на оптимистическое и конструктивное отношение к своему ребёнку. Именно такое отношение к конкретной личности в сочетании с необходимыми знаниями всегда приносят плоды в работе с детьми. Это отношение, нельзя найти ни в каком «графике возрастного развития». В правильном отношении к ребенку заложен секрет успеха.