Светлана Рожкова
Консультация психолога «Как помочь ребенку пережить проигрыш»
▼ Скачать + Заказать документы
Почему дети так бурно реагируют на проигрыш в игре?
Просто потому, что игра - это их основная деятельность. Дети играют всю свою дошкольную жизнь. Игра это и есть их жизнь. Поэтому у них нет разделения на «вот это по-настоящему я тут живу, а вот это - игра». Детям свойственно погружаться в игру всем своим вниманием, она захватывает их полностью. И все, что происходит в игре и есть для них вся жизнь. И если ребенок проигрывает в игре, то он переживает настоящее горе. Взрослым надо понимать, что это нормально для дошкольника. Пик яркого переживания своего проигрыша у детей приходится на 4-5 лет. Поскольку проигрыш связан с негативными чувствами, психика ребенка ищет способы справиться с этими эмоциями. Дети могут жаловаться, обвинять противников в нечестности или изобретать новые правила игры, удобные для них. Или могут просто отказаться играть, начать кричать и даже драться. Так горестно дети переживают свои неудачи и промахи. К 6 годам обычно дети научаются переживать проигрыш. И это важно. Важно, что бы к моменту поступления в школу этот навык был сформирован.
Публикация «Консультация психолога „Как помочь ребенку пережить проигрыш“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Как же научиться проигрывать?
Нужно много играть в соревновательные игры в безопасной для ребенка обстановке. Такие игры, где кто-то выигрывает и кто-то проигрывает. Для начала малышу нужно прочувствовать, что такое выигрыш. Ведь это проявление усилий, обдумывание ходов, определенная стратегия своих действий.
Важно играть по правилам и не поддаваться. Дети чувствуют, когда их жалеют и дают выиграть. Нам кажется, что при этом мы бережем чувства наших малышей. Но на самом деле дети видят, что взрослые им уступают, жалеют, а значит воспринимают их слабыми. Сначала дети могут с радостью принимать такие действия родителей и пользоваться этим. Но такая стратегия приводит к тому, что дети не научаются проявлять усилия, продумывать свои действия, они постоянно чувствуют себя маленькими и в итоге не верят в свои возможности.
Радоваться, когда выиграл и поддерживать, когда проиграл. Важно радоваться за любого победителя в игре, будь то взрослый или ребенок. И давать поддержку тому, кто проиграл. Можно проговорить: «мне жаль, что ты проиграл», «проигрывать грустно», «хочешь, я тебя пожалею» и обнять. Однако, драмы из проигрыша делать не стоит: «да, сейчас ты проиграл, потом выиграешь, давай поиграем еще». Переживание прорабатывается в процессе.
Обращать внимание на сам процесс игры. Рассказывать, что в игре, помимо ее финала, вам нравится. Это могут быть какие-то действия, которые нужно выполнять, картинки, карточки, предметы, ощущения и т. д. Ведь, важно получить удовольствие не только в самом конце игры, но и на всем ее протяжении. Когда мы акцентируем внимание только на выигрыше или проигрыше в игре, сама процедура игры остается незаметной, обесценивается. И тогда важен только результат. И тогда этот результат и будет остро переживаться. А в будущем сильный акцент только на конечный результат своей деятельности может привести ко многим негативным переживаниям.
Чего делать не стоит
- Ругать за бурные эмоции. Дети все переживают ярко, особенно поражения.
- Обесценивать чувства, говорить: «Это всего лишь игра, что тут такого ужасного!»
- Сравнивать: «Посмотри, Петя не плачет, а ты рыдаешь из-за игры!»
- Не играть в соревновательные игры по причине ярких эмоций ребенка.
Что еще можно сделать?
Выполнять повседневные дела. Доводить их до конца. Это формирует настойчивость и веру в свои силы.
Играть с другими детьми. Свободная игра со сверстниками, которая не регулируется взрослым тренирует стойкость к проигрышам. Когда у ребенка есть возможность без опоры на контроль и помощь взрослого разрешать ситуации, в которые он попадает, он научается проявлять усилия, обдумывать свои действия и делать выводы, чувствовать свои силы.
Показывать свой пример. Дети, как правило, реагируют нашими же действиями. Причем, играя с ними в «Ходилку», мы можем на проигрыш отреагировать очень спокойно, а в жизни, потерпев в чем-то неудачу, показывать свое яркое переживание. А дети учатся у нас всегда. Поэтому, если ваш ребенок трудно проживает проигрыш, стоит понаблюдать за собой и понять, как я сам это проживаю.