ольга копылова
Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация для родителей:
«Профилактика и коррекция плоскостопия"
Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Обобщать и систематизировать знания родителей по данному вопросу.
Дать практические советы по определению формы стопы ребёнка в домашних условиях.
Предложить комплекс специальных упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия.
Публикация «Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Плоскостопие. Профилактика, игры и упражнения
- Самомассаж, игровой массаж в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, формирование её не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений.
Плоскостопие -
это дефект стопы, сопровождающийся уплощением его сводов;
это серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата человека, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение;
встречается у соматически ослабленных и тучных детей;
бывает - врожденное, рахитическое, травматическое, статическое и паралитическое.
Актуальность:
Обусловлена негативной тенденцией увеличения числа дошкольников, имеющих те или иные нарушения осанки и деформацию стоп.
Плоскостопие является одной из причин нарушения осанки.
В период дошкольного возраста стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование не завершено, поэтому любые неблагоприятные воздействия могут приводить к возникновению функциональных отклонений
Причины плоскостопия :
слабость мышц и связочного аппарата, принимающих участие в поддержании свода;
детская стопа менее приспособлена к статическим нагрузкам: прыжкам, соскоков с высоких снарядов. Стопы быстро утомляются и легко подвергаются деформации;
длительная чрезмерная нагрузка ведет к переутомлению мышц и стойкому опущению стопы;
может стать тесная обувь, с узким носком или высоким каблуком, с толстой подошвой, так как они лишают стопу её естественной гибкости.
Последствия:
Изменение формы стопы влияет на ее функцию, изменяет положение таза, позвоночника, следовательно на осанку и общее состояние ребенка.
Запущенные случаи плоскостопия могут привести к различным заболеваниям, таким как: артроз, остеохондроз, сколиоз, синдром хронической усталости и грибковые заболевания стоп.
Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей, а в более старшемвозрасте может стать серьезным препятствием к занятиям многими видами спорта.
Профилактика плоскостопия :
укрепление мышц, сохраняющих своды;
гигиена обуви и правильный ее подбор (жесткий задник, эластичная подошва и маленький каблучок);
ограничение нагрузки на нижние конечности;
гигиеническое обмывание ног прохладной водой перед сном, после хождения босиком.
Природно-оздоровительные факторы:
- хождение босиком по естественным грунтовым дорожкам (траве, песку, гальке и др., оборудованным на групповых участках в теплое время года, по искусственным грунтовым дорожкам (ящики с промытой речной галькой) в холодное время года;
- закаливающие процедуры для стоп (солевая дорожка, обтирание стоп, контрастное обливание ног, «рижский» метод, интенсивное закаливание стоп) в соответствии с индивидуальными особенностями детей и отсутствием противопоказаний, при наличии врачебного контроля.
Нормальное развитие стопы.
Обеспечивается правильным физическим воспитанием.
Включением в содержание занятий по физической культуре, начиная с ясельного возраста, специальных упражнений для формирования и укрепления свода стопы.
В течение занятия дети не должны много стоять, т. к. детская стопа не приспособлена к статическим нагрузкам, быстро утомляется и легко подвергается деформациям.
Определить форму стопы в домашних условиях можно так: смазать стопы ребёнка подсолнечным маслом и поставить его на лист белой бумаги, хорошо впитывающей масло. При этом надо отвлечь внимание ребёнка. Через 1-1, 5 минуты снять его с бумаги и внимательно рассмотреть отпечатки стоп. Если следы имеют форму боба, то это свидетельствует о нормальных стопах. Если же отпечаталась вся стопа, следует заподозрить имеющееся или начинающееся плоскостопие.
Велико значение для профилактики плоскостопия правильно подобранной обуви. Размер её должен точно соответствовать форме и индивидуальным особенностям стоп, предохранять их от повреждений, не затруднять движений. Детям нужна обувь на небольшом каблучке высотой 5-8 мм, с упругой стелькой и крепким задником.
Предупредить плоскостопие можно также подбором специальных упражнений, способствующих развитию и укреплению мышц голени, стопы и пальцев.
Игровой комплекс упражнений для профилактики и коррекции плоскостопия
для детей 5-7 лет
«Удивительные превращения»
Содержание
Дозировка
ОМУ
I.«Лисички танцуют»
И. п. - сидя на стуле, ноги согнуты в коленях под прямым углом, руки опущены или лежат на коленях.
1 - одновременное сгибание стоп на носок;
2 - то же самое на пятку;
3-4-то же самое
10 раз
Упражнение выполнять медленно, без резких движений, спина прямая.
II. «Ловкие котята»
И. п. - то же.
1 - захватить и удержать подошвами мяч;
2-поднять мяч от пола;
3-4 - удерживать мяч подошвами;
5 - опустить мяч на пол;
6 - 7- прокатить мяч от носков к пятке;
8-9 – то же самое от пятки к носку
10 – И. п.
5 раз
При поднятии мяча, ноги не вытягивать, спину держать прямо, мяч катить по прямой линии.
III. «Пингвинчики»
И. п. - то же.
1-развести носки в стороны;
2-свести носки вместе;
3-4 то же самое.
8 раз
При выполнении, носки не отрывать от пола.
IV. «Весёлые щенята»
И. п. - стоя, ноги на ширине стопы, стопы параллельно, руки опущены;
1-4 - ходьба на месте с поочерёдным подниманием пяток;
5-8 - ходьба обычная.
10 раз
Упражнение выполнять в среднем темпе, спина прямая.
V. «Зайчата прыгают»
И. п. - стойка ноги вместе, руки перед грудью, кистями вниз (лапки).
1- 2 - прыжок на носочках вправо;
3-4 - прыжок на носочках влево;
5-8 – прыжки на месте.
5 раз
При выполнении упражнения не отрываться
от пола слишком высоко.
VI. «Медвежата кружатся»
И. п. – стойка на наружных сторонах стоп, руки на пояс.
1-4 - кружиться на месте в правую сторону;
5-8 - кружиться на месте в левую сторону;
9-12 - ходьба на месте обычным шагом;
13-14 - и. п.
5 раза
Темп выполнения медленный.
VII. «Пугливые мышата»
И. п. - сед, ноги вместе, руки в упоре сзади.
1 - сжать пальцы обеих ног;
2 - разжать;
3-4 - то же самое.
10 раз
При сжимании не сгибать стопу в
голеностопном суставе, упражнение
выполнять на каждый счёт.
VIII. «Филин»
И. п. - сед, руки в упоре сзади, ноги слегка расставлены.
1-4 - вращение стопы вправо по кругу;
5-8 - вращение стоп влево по кругу.
1 Х 5 раз
Упражнение выполнять обеими ногами
одновременно.
IX. «Морские котики»
И. п. - сед, опереться на локти сзади, ноги слегка согнуты в коленях, стопы положить на мяч.
1- 4 - подкатить мяч к себе;
5-8 - откатить от себя.
5 раза
Стараться прокатить мяч до
кончиков пальцев.
X. Ходьба по массажным коврикам
По 3 прохода
Выполнять без перерыва на отдых
в равномерном режиме.