Получи документы

Консультация «Преемственность в работе детского сада и школы в рамках ФГОС»

Ольга Владимировна Селиверстова
Консультация «Преемственность в работе детского сада и школы в рамках ФГОС»
▼ Скачать + Заказать документы

Дошкольное и начальное образование – единый развивающий мир. Детский психолог Д. Б. Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возраста. Это давало ученому основание считать, что дети 3 – 10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. Следовательно, проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием является актуальной во все времена.

Публикация «Консультация „Преемственность в работе детского сада и школы в рамках ФГОС“» размещена в разделах

Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство и социальную ситуацию развития. Леонид Абрамович Венгер – доктор психологических наук говорил: «Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому учиться». Переходный период от дошкольного к школьному детству считается наиболее сложным и уязвимым. Обеспечение успешности этого перехода – проблема единения усилий работников детского сада и начальной школы. И не случайно в настоящее время необходимость сохранения целостности образовательной среды относится к числу важнейших приоритетов развития образования в России.

Введение и принятие новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов (ФГОС) дошкольного образования является важным этапом преемственности деятельности детского сада и школы.

Важным условием достижения качества образования является обеспечение непрерывности образования, которое в соответствии с “Концепцией содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено)” понимается как согласованность, преемственность всех компонентов образовательной системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования.

Преемственность является двусторонним процессом, в котором на дошкольной ступени образования сохраняется самоценность ребёнка, и формируются его фундаментальные личностные качества – те достижения, которые служат основой для успешного обучения в школе.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Преемственность между дошкольной и школьной ступенями образования не должна пониматься только как подготовка детей к обучению. Учителя должны внимательно познакомиться с формами и методами работы в ДОУ, помочь первоклассникам быстрее адаптироваться к новым условиям.

Цели преемственности детского сада и школы :

- создание преемственности и успешной адаптации при переходе из детского сада в школу.

- обеспечить систему непрерывного образования с учетом возрастных особенностей дошкольников и первоклассников.

- создание благоприятных условий в детскому саду и школе для развития познавательной активности, самостоятельности, творчества каждого ребенка.

- увлечь детей детского сада перспективой школьного обучения, вызвать желание учиться в школе.

Задачи преемственности детского сада и школы :

- развитие любознательности;

- развитие способности самостоятельно решать творческие задачи;

- формирование творческого воображения, направленное на интеллектуальное и личностное развитие ребенка;

- развитие коммуникативности (умение общаться со взрослыми и сверстниками).

Задачи ДОУ для обеспечения преемственности в работе детского сада и школы в условиях ФГОС :

- способствовать укреплению и сохранению здоровья дошкольников, готовящихся к обучению в школе.

- всестороннее развитие детей, позволяющее им в дальнейшем успешно овладеть школьной программой.

- создание благоприятных условий для психического и личностного развития ребенка.

Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой. В ФГОС результаты освоения программы дошкольного и начального образования находятся в преемственной связи и подразделяются в свою очередь на предметные, метапредметные и личностные

Федеральный государственный образовательный стандарт – это государственный инструмент системных обновлений дошкольного образования.

Одна из важнейших задач Федерального государственного образовательного стандарта обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования. Реорганизация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ представляет собой:

- замену учебного блока на образовательные области

- увеличение объема совместной деятельности взрослого и детей

- изменение содержания совместной деятельности взрослого и детей

- изменение объема и содержания образовательной деятельности.

Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами дошкольного учреждения, школы и родителями воспитанников.

Начальная школа призвана помочь учащимся в полной мере проявлять свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Успешность реализации этой задачи во многом зависит от сформированности у детей познавательных интересов в детском саду. Интерес ребёнка дошкольного возраста – это его память, внимание, мышление. Развитие познавательного интереса ребенка в детском саду решается средствами занимательности, игры, создания нестандартных ситуаций на занятиях. Ребенка в детском саду необходимо научить размышлять, объяснять получаемые результаты, сравнивать, высказывать предположения, проверять, правильны ли они, наблюдать, обобщать и делать выводы. Размышление одного ребенка способствует развитию этого умения у других.

Подготовка детей к школе - задача комплексная, многогранная и охватывает все сферы жизни ребенка. Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения, гораздо важнее, чтобы ребенок умел самостоятельно их добывать и применять. В этом заключается деятельностный подход (сознание формируется в деятельности, который лежит в основе государственных образовательных стандартов. Через действие начинается понимание. Понимание обеспечивает психологическую готовность к школе, а именно:

- личностно-социальную готовность;

- интеллектуальную готовность;

- мотивационную готовность;

- эмоционально-волевую готовность.

Недостаточная психологическая готовность чаще всего возникает по разным причинам (в дошкольном возрасте ребенок мало играл и общался со сверстниками, не был заинтересован и любопытен, имел маленький запас знаний об окружающем мире, был тревожным и имел низкую самооценку, были логопедические проблемы, которые не удалось решить, не научился доводить начатое дело до конца)

Важную роль в обеспечение эффективной преемственности дошкольного и начального образования играет координация взаимодействия между педагогическими коллективами ДОУ, школы и родителей.

Формы осуществления преемственности :

Работа с детьми :

- экскурсии в школу;

- посещение школьного музея;

- знакомство и взаимодействие дошкольников с учителями и учениками начальной школы;

- участие в совместной образовательной деятельности, игровых программах;

- выставки рисунков и поделок;

- встречи и беседы с бывшими воспитанниками детского сада;

- совместные праздники и спортивные соревнования дошкольников и первоклассников;

участие в театрализованной деятельности;

- посещение дошкольниками адаптационного курса занятий, организованных при школе.

Работа с педагогами :

- совместные педагогические советы (ДОУ и школа);

- семинары, мастер- классы;

- круглые столы педагогов ДОУ и учителей школы;

- проведение диагностики по определению готовности детей к школе;

- взаимодействие медицинских работников, психологов ДОУ и школы;

- открытые показы образовательной деятельности в ДОУ и открытых уроков в школе;

- педагогические и психологические наблюдения.

Работа с родителями :

- совместные родительские собрания с педагогами ДОУ и учителями школы;

- круглые столы, дискуссионные встречи, педагогические «гостиные»;

- консультации с педагогами ДОУ и школы; встречи родителей с будущими учителями;

- дни открытых дверей;

- анкетирование, тестирование родителей;

- образовательно - игровые тренинги и практикумы для родителей

- визуальные средства общения;

- заседания родительских клубов

Требования Стандарта к результатам освоения основной образовательной программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.

К целевым ориентирам дошкольного образования относятся следующие социальные и психологические характеристики личности ребёнка на этапе завершения дошкольного образования :

- ребёнок проявляет инициативность и самостоятельность в разных видах деятельности.

- ребёнок уверен в своих силах, открыт внешнему миру, положительно относится к себе и к другим, обладает чувством собственного достоинства. Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми.

- ребёнок обладает развитым воображением, фантазией, творчеством и т. д.

- у ребёнка развита крупная и мелкая моторика.

- ребёнок способен к волевым усилиям в разных видах деятельности, может следовать социальным нормам.

- ребёнок проявляет любознательность, склонен наблюдать, экспериментировать, способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных сферах действительности.

Целевые ориентиры Программы выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Образовательной Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей требует нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.

По определению Д. Б. Эльконина, дошкольный и младший школьный возраст - это одна эпоха человеческого развития, именуемая "детством". Воспитатель и учитель начальных классов так же имеют много общего, поэтому у них общее родовое имя – педагог. Проблема преемственности может быть успешно решена при тесном взаимодействии детского сада и школы. Выиграют от этого все, особенно дети. Ради детей можно найти время, силы и средства для решения задач преемственности.

Ожидаемые результаты

- Обеспечение успешности ребенка на начальных этапах обучения

- Снижение процента первоклассников с высоким уровнем дезадаптации к школьному обучению

- Положительная динамика освоения основных общеобразовательных программ каждым - ребенком

- Общая положительная динамика психического и физического здоровья детей

- Мотивационная готовность детей к обучению в школе

- Создание системы преемственности ДОУ и школы как необходимое условие непрерывного образования

Публикации по теме:

Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы)Создание развивающей среды на летнем участке детского сада в соответствии с ФГОС (из опыта работы) У наших родителей золотые руки! Нашим родителям не до скуки: В цветнике красоту наводили, Красивые цветы посадили. Прохожих работой своей.

Фотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школыФотоотчёт о встрече детей детского сада с учениками музыкальной школы Музыкальное воспитание детей – одна из важнейших частей их гормонального развития. «Я бы обучал детей музыке, физике и философии. Но.

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима»Лэпбук как средство обучения в условиях реализации ФГОС до для детского сада «Зима» Лэпбук "Зима" Воспитатель: Назарова Т. А. Данная публикация будет полезна педагогам дошкольного образования. Лэпбук «Зима» предназначен.

Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание).Преемственность детского сада и школы в нашем селе. (Очерк-воспоминание). Целых двадцать лет назад мой сын пошёл в 1 класс. Всё было как-будто вчера. Нахлынули волной воспоминания. Дети - маленькие, родители и.

Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы)Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы) Преемственность детского сада и школы в соответствии с ФГОС. (Из опыта работы).Под понятием «преемственность» подразумевают плавный переход.

Фотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского садаФотоотчет соревнования первоклассников школы и воспитанников детского сада Соревнования первоклассников школы № 75 и воспитанников детского сада №34. Данное мероприятие было проведено в соответствии с планом работы.

Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС ДО. Основные задачи работы с родителями.

Консультация «Взаимодействие семьи и детского сада в условиях ФГОС» … Какими бы прекрасными ни были наши дошкольные учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли наших малышей, являются.

Взаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время годаВзаимодействие детского сада и семьи в соответствии с ФГОС в зимнее время года Одно из приоритетных направлений в работе дошкольных учреждениях с внедрением ФГОСТ дошкольного образования,является взаимодействие детского.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Преемственность в работе детского сада и школы в рамках ФГОС»
Опубликовано: 2 марта 2021 в 17:26
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Преемственность в работе детского сада и школы в рамках ФГОС»» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Владимировна Селиверстова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД