СВЕТЛАНА ЛЯШКЕВИЧ
Консультация «Предметно-развивающая среда в домашних условиях»
▼ Скачать + Заказать документы
Построение предметно – развивающей среды должно основываться на основных принципах:
1. Принцип активности, самостоятельности, творчества:
Среда должна провоцировать возникновение и развитие познавательных интересов ребенка, его волевых качеств, эмоций и чувств. Размер и планировка помещения должны быть таковы, чтобы каждый мог найти место удобное для занятий и комфортное с точки зрения его эмоционального состояния. Стены могут быть использованы для размещения на них крупных пособий, календарей и много другого. Одно из условий среды- разновысокая мебель. Ее высота должна соостветствовать возрасту и росту ребенка.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Это значит, что даже двухлетний малыш должен иметь возможность самостоятельно выполнять большинство действий на своей территории – брать и убирать различные предметы, включать свет, передвигать не слишком тяжелую мебель. Дети не любят однообразия, поэтому отдельным плюсом будет возможность время от времени хотя бы слегка менять местами некоторую мебель и крупные предметы.
2. Принцип стабильности - динамичности развивающей среды :
Легкая мебель, ширмы позволяют ограничивать или расширять игровое пространство.
Если комната для мальчиков, то цлесообразно приобрести разные наборы конструктора, машинки, ковровые напольные покрытия, что позволит детям строить дома, арки, мосты, гаражи не только на столе, но и на полу, играть вместе,
планировать свою деятельность.
Если для девочек, то целесообразно чаще разворачивать игры в «семью», «больницу», «магазин». Хорошо, если в комнате появляются кухонный блок, сти т. д. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает, «перерастает» ее, постоянно меняется, становится другим в каждую следующую минуту.
3. Принцип комплексирования и гибкого зонирования:
Это позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями в одно и то же время свободно заниматься, не мешая друг другу, разными видами деятельности. Они могут рассматривать альбомы и книги, слушать запись любимой сказки и т. д.
4. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия:
Ребенку должно быть обеспечено личное пространство: кровать и шкаф для одежды, место для хранения игрушек, семейного альбома. Если он нуждается в уединении, то для этого должно быть специально выделенное место.
С возможностью двигательной активности – имеется в виду спорткомплекс или любой его самодельный аналог.
5. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды :
В комнате должно быть не только уютно и комфортно, но и красиво. Хороший интерьер развивает вкус, чувство прекрасного. Родителям целесообразно ввести в предметно-развивающую среду предметы, атрибуты, игрушки, сделанные руками взрослых. Именно они дарят ребенку столь необходимые ему сенсорные ощущения в полном объеме. Не говоря уже о том, как они полезны для здоровья, в отличие от своих искусственных аналогов. Чтобы стимулировать сенсорное развитие ребенка, например зрение, стоит развесить в комнате разноцветные лоскутки ткани. Чтобы развить обоняние, стоит использовать мешочки с различными травами, подвешивая их в детской. Чтобы развить осязание можно сшить одеяло из материалов разной фактуры, и так далее.
6. Открытость своего «Я». Среда организуется таким образом, чтобы способствовать формированию и развитию «Я-образа». Наличие в комнате зеркала позволит ребенку рассматривать себя и увидеть, что при общем сходстве с другими детьми он не похож на своих сверстников (другой цвет глаз, волос, необычно курносый нос, пухлые губы). Рассматривая семейный альбом, ребенок устанавливает, что его глаза похожи на мамины, а цвет волос — на папин и др.
7. Принцип открытости — закрытости может быть представлен в нескольких аспектах:
Единство человека и природы. «Зимний сад» : различные растения, фонтанчики, клетки с птицами — помогает ребенку приобщиться к прекрасному миру природы. Дети учатся слушать и различать звуки: журчание воды, пение птиц; они наслаждаются красотой цветущих растений и при этом отдыхают. Наблюдая за окружающим миром, они постепенно приходят к пониманию того, что природой можно не только наслаждаться, восхищаться, любоваться, но что она нуждается в помощи, в заботливых руках и охране. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, кормят птиц, хомяков, черепах и чистят их клетки.
Идеальный порядок и дети в принципе несовместимы, поэтому стоит следить за тем, чтобы требования к порядку были разумны и соотносились с возрастом ребенка и его индивидуальными потребностями. Например, нет смысла со скандалом требовать убрать на ночь сложные постройки из конструктора, если ребенок хочет продолжать игры с ними завтра.
Итак основные правила обустройства детской:
Правило 1. Вашему малышу всегда и все должно быть интересно! Приготовьтесь к тому, что для ребенка частая смена деятельности – это привычно и необходимо. Всяческие мобили с яркими игрушками, приятной музыкой, сменяющимися картинами. Так же у каждого ребенка, любого возраста, должно быть, место для уединения.
Правило 2. Детская комната призвана обеспечить ребенку физическое развитие с первых дней его жизни. Ребенку следует расти и развиваться в движении, на полу, чтобы избежать падений. Поэтому в создании развивающей среды дома нам стоит уделить особое внимание полам. Пусть они будут теплые, фактурные, а еще лучше с виниловым покрытием, которое облегчит ползание вашему малышу. А потом следует использовать всевозможные спортивные комплексы.
Правило 3. Пусть мебель в детской, игрушки, модули для хранения можно будет менять местами, переносить, совмещать, украшать и так далее. Другими словами делать из привычного – новое с минимальными затратами. Если это коврик, то хорошо бы, чтобы его можно было перекладывать, если это мебель, то ее поверхность должна легко мыться, если это обои, то, пусть на них можно будет рисовать и так далее.