Татьяна Селиванова
Консультация-практикум для родителей «Как помочь ребенку избавиться от страхов»
Консультация – практикум для родителей Тема : «Как помочь ребенку избавиться от страхов»
Селиванова Татьяна Евгеньевна
педагог – психолог
МАДОУ №206
г. Хабаровск.
Цель: обучить родителей способам нивелирования детских страхов.
Описание подробного хода мероприятия
Публикация «Консультация-практикум для родителей „Как помочь ребенку избавиться от страхов“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Страх и детская тревожность
- Страх, детские страхи, тревожность. Консультации для родителей
- Темочки
Здравствуйте уважаемые родители! Наше сегодняшнее занятие будет продолжением прошлого лектория о детских страхах. Мы с вами научимся помогать, вашим детям справляться с их страхами! Приготовьтесь, вам сегодня немножко придется побыть в роли ваших деток.
Практическая часть
Мы с вами разберем два метода коррекции детских страхов и попробуем их применить на себе.
• Рисуночный метод (применим в основном для дошкольников и младших школьников). Рисование страха подразумевает встречу с ним. Мысленный контакт со страхом, соприкосновение с ним часто само по себе снижает остроту детских переживаний. Изображая свой страх на листе бумаги, малышу легче отстраниться от него, посмотреть на него со стороны, подумать о нем как о бывшем и прошедшем. Количество страхов у детей может быть разным. Не нужно пытаться нарисовать их все сразу. Предварительно поговорите с ребенком о его страхах, спросите его:
- Боится ли он оставаться один дома;
- Пугает ли его встреча, с каким – либо животным, нападение бандитов;
- Боится ли он заболеть, умереть, смерти мамы и папы;
- Страшится ли чужих людей, или каких – то сказочных персонажей (Бабы-яги, Кощея Бессмертного и т. п.);
- Опасается ли опоздать на поезд, цирк;
- Страшится ли темноты, кошмарных снов, транспорта, стихии (бури, молнии, наводнения, землетрясения, высоты, глубины, открытых пространств (площадей, улиц);
- Трусит ли находиться в тесной закрытой комнате, в переполненном автобусе, метро;
- Боится ли огня, пожара, войны, врачей (кроме зубных, крови, уколов, боли, неожиданных резких звуков.
Составляя список детских страхов, и выслушивая жалобы малыша, сочувствуйте ему, но не подыгрывайте, не ужасайтесь вместе с ним.
Задания 1. Разделитесь по парам, один исполнит роль ребенка, а другой родителя (потом поменяйтесь). Попробуйте побеседовать с «ребенком» о его страхах. Почувствуйте себя в этой роли.
Вопросы после задания: как вы себя чувствовали, какие трудности испытали, кем быть легче в этой ситуации, что нового для себя узнали?
После беседы, предложите нарисовать какой – нибудь страх или несколько связанных с ним по смыслу. Например: «Нарисуй, что тебе снится страшное.», «Чего ты боишься на улице?», «Когда ты остаешьмя один дома, что тебя пугает?»
Если ваш малыш долго не решается рисовать, не торопите его, подскажите в самых общих чертах, как можно изобразить страх. Не руководите процессом и не уходите мыслями в свои заботы, будьте с ребенком рядом.
Рисовать лучше всего красками или фломастерами (не менее 6 цветов) – что бы сила насыщенности красок соответствовала силе детских переживаний.
Задание 2. Теперь закройте глаза и представьте свой страх, разглядите его хорошенечко, открывайте глаза. Перед вами лежит чистый лист бумаги, и краски нарисуйте свой страх, так как вы его представили себе.
После того как все родители нарисовали свои страхи каждый желающий рассказывает о своем страхе, дальше можно предложить им справится с ним и каждый выбирает себе способ который ему нравиться: украсить свой страх, разорвать и выбросить, подружиться с ним.
Вопросы после задания: что вы чувствовали во время выполнения задания, что вы чувствуете теперь?
Для того, что бы нивелировать страх данную процедуру нужно повторить не один раз! После многочисленного повторения прорисовывания страха, можно попросить нарисовать ребенка то чего он уже не боится.
Преобладание серых тонов в рисунке подчеркивает отсутствие жизнерадостности, наличие страхов, с которыми ребенок не может справиться. Наоборот, яркие и светлые, насыщенные краски указывают на активность и оптимизм, открытое, доверчивое отношение к миру.
• Игровой метод.
Ну а что же может игра? Для ответа на этот вопрос нужно вспомнить, что для ребенка игра и есть способ выражения чувств, познания мира. Игра поможет понять детские переживания, интересы, потребности, характер, темперамент.
Например, такие игры как «Жмурки», «Прятки», «Кто первый?», «Противоборство», «Поединок», «Сражение», «Мяч в кругу» «Автобус», не сложные для детей, но создающие благоприятные условия для преодоления страхов.
Задание 3. Давайте вместе с вами немного вспомним детство и поиграем в игру «Жмурки». Ведущему завязывают глаза, он должен найти кого-нибудь закрытыми глазами.
Вопросы после игры: как себя чувствовал ведущий, как по вашему мнению эта игра может помочь в работе со страхами?
Цель таких игр состоит, в первую очередь, в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения.
Так же игра «Пятнашки». Суть ее в непредсказуемости и неожиданности, когда водящий внезапно меняет направление бега, остальные участники должны мгновенно менять решения, ориентироваться, не давая себя запятнать. Эта игра обеспечивает эмоциональную разрядку, устраняет или значительно уменьшает торможение и страх при внезапном воздействии, улучшает гибкость в поведении детей, усиливает способность принимать решения, развивает ловкость и т. д.
Игры-драматизации учат детей играть роли более сложного психологического содержания как позитивного, так и негативного. Психологический механизм устранения страха заключается в том, что сначала ребенок избегает брать те роли, которые вызывают страх, затем берет на себя роли агрессора, и лишь постепенно начинает играть себя небоящимся. Дальнейшим развитием ролевой игры является задание сочинить или вспомнить историю, в которой нашли бы отражение оставшиеся у ребенка страхи. С дошкольниками можно поиграть в игру «Путешествие к Бабе Яге и Кощею», когда один из участников прячется в «избушке на курьих ножках», а другие должны пройти через горы, ущелья и эту избушку.
В конечном счете, Ваша задача не столько в том, чтобы справиться с конкретным детским страхом, сколько научить ребенка владеть собой, смело смотреть в лицо опасности, спокойно, без обид и раздражения встречать неизбежные в жизни трудности и препятствия. Научитесь верить в ребенка, в его внутреннюю силу, в его возможности и способности. Старайтесь в своих назиданиях и разговорах с ребенком расставлять акценты так, чтобы он не чувствовал себя живущим в мире враждебности, полном обмана и нависших над ним наказаний за каждый неверный шаг.
(Индивидуальная работа с родителями и детьми)
Перед занятиями с детьми проводится диагностика.
В исследовании участвуют дошкольники подготовительной группы.
В нашем исследовании мы использовали ряд психодиагностических методик, в частности методику выявления детских страхов А. И. Захарова и М. А. Панфиловой «Страхи в домиках», проективную методику А. И. Захарова «Мои страхи», а так же методика диагностики эмоционального состояния «Силуэт человека» Л. Лебедевой и проективную методику изучения эмоциональных проблем и трудностей взаимоотношений в семье «Рисунок семьи» В. К. Лосевой и Г. Т. Хоментаускаса.
Далее, после обработки результатов диагностики, проводится индивидуальная работа с родителями. Родители детей, у которых выявлено количество страхов выше возрастной нормы страхов приглашаются на индивидуальные консультации, на которых им рассказывается о результатах диагностики, а так же они приглашаются на первое теоретическое занятие «Мешок со страхами».
(Предварительная работа)
Лекторий для родителей
Тема: «Мешок со страхами»
Теоретическая часть
Цель: привлечь внимание взрослых к психологическому здоровью детей и к необходимости организации специальных воздействий по его сохранению.
Все знают, что многие дети чего-то бояться. Одним страшно оставаться в тёмной комнате, другие не решаются съехать с горки, третьи в ужасе убегают от собаки, цепенеют от страха при виде пчелы. Некоторые бояться персонажей сказок: Бабу-Ягу, волка, злого колдуна, других образов, созданных воображением. Так что же такое страх?
Страх – это неприятное и мучительное чувство, вызываемое какой-то смутной угрозой или неминуемой опасностью.
Эта опасность может быть реальной, действительно существующей, или мнимой, плодом воображения. Объекты детских страхов бесконечно разнообразны, и их особенности находятся в прямой зависимости от жизненного опыта ребёнка, степени развития его воображения и определённых качеств личности ребёнка. Наличие страхов у дошкольников само по себе не является, как правило, какой-то патологией, обычно носит возрастной, преходящий характер, но в тоже время сигнализирует об определённом неблагополучии в эмоционально – личностной сфере ребёнка.
Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о физической и нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, конфликтных отношений в семье. Для того чтобы воздействовать на ребёнка, помочь избавиться ему от страхов, родителям необходимо также знать, что такое страх, какую функцию он выполняет, как возникает и развивается, чего больше всего боятся дети и почему.
Главным фактором, препятствующим избавлению детей от страхов, является неблагополучное нервно-психическое состояние самих родителей и конфликты в семье.
Разговоры при ребёнке о смерти, болезнях, пожарах, убийствах отражаются на его психике, калечат её. Всё это даёт основание говорить о рефлекторном характере страха, даже, если ребёнок пугается (вздрагивает) при внезапном стуке или шуме, т. к. последний когда-то сопровождался крайне неприятным переживанием. Подобное сочетание запечатлелось в памяти в виде определённого эмоционального следа и теперь непроизвольно ассоциируется с любым внезапным звуковым воздействием.
Чем отличается страх от тревоги? Ведущие психологи разделил эти два понятия, и аргументировано показали существенную разницу между ними. В отличие от страха тревога - это переживание отдаленной и неясной опасности. Именно неопределенность не столько самого источника тревоги, сколько того, как этого переживания можно избежать, или как устранить вызывающий его источник, характеризует ощущение тревожности. Страх - аффективное (эмоционально заострённое) отражение в сознании человека конкретной угрозы для его жизни и благополучия; тревога - эмоционально заострённое ощущение предстоящей угрозы. Тревога в отличие от страха не всегда отрицательно воспринимаемое чувство, т. к. она возможна и в виде радостного волнения, волнующего ожидания. Эмоционально неблагополучный ребёнок в зависимости от психической структуры личности, жизненного опыта, взаимоотношений с родителями и сверстниками может испытывать как тревогу, так и страх.
Однако, по мнению авторов, объединяющим началом для страха и тревоги является чувство беспокойства. Оно проявляется в том, что ребёнок теряется, когда его спрашивают, не находит нужных слов для ответа на вопрос, говорит дрожащим голосом и часто замолкает совсем. Это и есть основные проявления страха. Внутри всё холодеет, тело «наливается свинцом», ладони становятся влажными. Он может совершать много лишних движений, или наоборот, становится неподвижным. Если ребёнок начинает бояться самого факта возникновения страха, то здесь налицо высокий, нередко запредельный уровень тревоги, поскольку он боится, а точнее опасается всего того, что может даже косвенно угрожать его жизни и благополучию.
Так же очень важно определить корни проблемы. Причины детских страхов :
Постоянно испытываемые матерью нервно-психические перегрузки; строгость матери, ее бескомпромиссность в отношении ребенка;
Конфликты в семье;
Избыточное предохранение от мнимых опасностей со стороны родителей;
Недостаточная двигательная и игровая активность, потеря навыков коллективной игры также способствует развитию у детей беспокойства и страхов;
Некоторые биологические предпосылки возникновения страхов (тревожные матери ввиду более тесного биологического и эмоционального контакта с детьми склонны передавать детям свои страхи в силу инстинктивного стремления предохранить от повторения своих страхов.
Как помочь детям справиться со своими страхами?
В первую очередь, если вы заметили у своего ребенка проявления каких, то страхов вы должны изменить свое отношение к ребенку.
1. Снизить требования к ребенку;
2. Осторожней относиться к наказаниям;
3. Не всегда обращать внимание на враждебность;
4. Показывать ребенку, что бы ни случилось, вы все так же его любите;
5. Запрещается смеяться и подшучивать по поводу страхов ребёнка;
6. Не в коем случае самому взрослому не показывать свой страх.
Литература
1. Васильева Т. В. Мама, прогони Бабу – ягу! Родителям о детских страхах. – СПб. : Элмор, 1996. – 40с. :ил.
2. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. Серия - «Психология ребёнка». - СПб: 2000. с.
3. Захаров А. И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М. : Просвещение, 1993.
4. Захаров А. И. Как преодолеть страхи у детей. - М. : Педагогика, 1986.
5. Изард К. Э. Психология эмоций. / Перевод с англ. - СПБ: Издательство «Питер», 2000.
6. Климанова Ю. Нарисуй свой страх : Детские страхи. // Семья и школа. - 1999. - № 9.
7. Клайн В. Как подготовить ребенка к жизни. - М.
8. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология. М. : Академия, 1997.
9. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. / Пер. с нем. Ю. Лукоянова. - М. : Знание, 1981.
10. Эмоциональное развитие дошкольника / Под ред. Кошелевой. - М. : Просвещение, 1987.
11. Эмоции, страх, стресс. // Вопросы психологии. - 1989. - №4.