Лучший педагог года

Консультация-практикум для педагогов «Снятие агрессивности у дошкольников средствами арт-терапии».

Ирина Осипова
Консультация-практикум для педагогов «Снятие агрессивности у дошкольников средствами арт-терапии».
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: познакомить педагогов со способами снятия агрессивности у детей дошкольного возраста методами арт-терапии.

Задачи:

- раскрыть понятия «агрессия, агрессивность и агрессивное поведение», «арт-терапия»;

- показать продуктивные способы работы

Оборудование: 5 столов, магнитная доска, магнитофон, фонограмма, листы бумаги, акварельные краски, кисти.

Публикация «Консультация-практикум для педагогов „Снятие агрессивности у дошкольников средствами арт-терапии“,» размещена в разделах

Продолжительность: 30 минут.

Структура проведения:

1. Приветствие.

2. Диалог с участниками (ожидания, интересующие вопросы).

3. Теоретическая часть.

4. Практическая часть (упражнения)

5. Рефлексия «Дерево».

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада видеть вас! Тема нашей встречи: «Арт-терапия как способ снятия агрессивности у детей дошкольного возраста», на первый взгляд, не связана с темой воспитателя. Вы можете сказать, что эта работа психолога.

Мне бы хотелось услышать ваши ожидания от нашей сегодняшней встречи. Чего вы ждете? (2-3 ответа).

Я надеюсь, что смогу ответить на ваши вопросы, и каждый из вас получит то, что ожидает.

1. Для того, чтобы настроиться на работу мастер-класса я предлагаю следующее упражнение:

Возьмите блок для записи, напишите на нем свое заветное желание, порвите лист, а затем сложите из обрывков текст. Чем быстрее вы соберете текст, тем быстрее ваше желание осуществится.

2. Окунемся в теорию:

Актуальность: часто встречаются дети с проявлениями агрессии (направленной и на себя и на других). Устранить проявление агрессии бывает даже более важно для самого ребенка, чем для окружающих.

Так что же такое агрессия?

Агрессия - поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющему все основания избегать подобного с собой обращения.

Агрессивность - черта характера, привычка и склонность реагировать на все агрессивно.

Агрессивное поведение складывается из трех компонентов: познавательного, эмоционального и волевого. Познавательный компонент заключает в себе понимание ситуации, выделение объекта и обоснование мотива для проявления агрессии. Эмоциональный компонент представляет собой легкое возникновение отрицательных эмоций: гнева, отвращения, презрения, злости. Волевой компонент - это целеустремленность, настойчивость, решительность, инициативность (качества сами по себе вполне положительные).

- Встречаются ли в вашей практике работы агрессивные дети?

- Что вы делаете, когда ребенок проявляет агрессию? (2-3 ответа)

Как правило, взрослые не любят агрессивного поведения детей. Подобные дети их раздражают, и разговор о них, как правило, ведется в осуждающих терминах: “грубиян”, “нахал”, “отвратительный”, “дрянь”, “хулиган” - такие ярлыки достаются всем агрессивным детям без исключения.

Среди ситуаций, провоцирующих агрессивность, выделим: желание привлечь к себе внимание сверстников; ущемление достоинства другого с тем, чтобы подчеркнуть свое превосходство; стремление защититься и отомстить; стремление получить желанный предмет.

Исследования психологов показывают, что агрессивность закладывается в детстве, становится устойчивой чертой характера и сохраняется на протяжении всей его дальнейшей жизни. Можно сказать, что определенные внутренние предпосылки, способствующие проявлению агрессивности, складываются уже в дошкольном возрасте.

В своей практике, я не стала исключением, и столкнулась с проблемой агрессивного поведения у детей уже в раннем возрасте. Зная о том, что любое негативное проявление быстро закрепляется в поведении, поняла, что необходимо искать приемы, которые помогут снять агрессию в каждый конкретный момент и будут профилактикой для дальнейшего поведения.

Я попробовала применить упражнения из арт-терапии и увидела положительные результаты.

Итак, что такое арт-терапия?

Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения при помощи художественного творчества. Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов.

Словосочетание «арт-терапия» в научно-педагогической интерпретации понимается как забота об эмоциональном самочувствии и психологическом здоровье личности, группы, коллектива средствами художественной деятельности.

Можно сказать, что арт-терапия строится на вере в творческую основу человека. Она не ставит своей целью сделать человека художником или актером. Она направлена, в первую очередь, на решение психологических и педагогических проблем. В арт-терапевтической работе может принимать участие практически каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия у него способностей к творчеству. Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других. Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового. Через художественные образы наше бессознательное взаимодействует с сознанием. Арт-терапия развивает творческие возможности. Во время занятий арт-терапией человек может открыть в себе неизвестные ранее таланты. Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела дошкольное педагогическое направление. Она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диагностическая и развивающая. Она дает возможность любому человеку выразить свой внутренний мир через творчество.

Виды арт-терапии

Если говорить о классической арт терапии, то она включает в себя только визуальные виды творчества, такие, как: рисование, лепка, живопись, графика и фотография. Но современная арт терапия насчитывает большее количество видов методик. К ней относят также игротерапию, изотерапию, сказкотерапию, оригами, маскотерапию, драматерапию, музыкотерапию, цветотерапию, песочную терапию, танцевально-двигательную терапию и т. д.

Техники арт-терапии могут применяются при достаточно широком спектре проблем. Арт-терапия помогает развить в человеке креативность мышления и целостность его личности, а также через творчество позволяет обнаружить личностные смыслы.

Хочется отметить высокую эффективность арт-терапии при работе с дошкольниками всех возрастов. В своей работе я тоже начала использовать упражнения с детьми дошкольного возраста как индивидуально, так и с подгруппой.

Очень важно отметить, что данная методика не имеет противопоказаний и ограничений.

Лучше всего проводить работу в системе, что дает положительную динамику. Совсем не обязательно дожидаться проявления агрессии. Наша задача – научить ребенка справляться со своими эмоциями. Если у вас в коллективе несколько детей склонных к агрессивным проявлениям, их можно объединить и планировать работу в системе.

Предлагаю вам несколько упражнений, которые я использую в своей работе и считаю наиболее эффективными.

Вы, скорее всего, сталкивались и даже применяли эти упражнения, но не знали, что они позволяют снять проявления агрессии.

Применение средств изотерапии в работе педагогов с дошкольниками.

Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств (бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Перечислю условия подбора техник и приемов создания изображений, от которых зависит успешность арт-терапевтического процесса с детьми.

Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности.

Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку.

Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат.

Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью.

Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными.

Во-первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание.

Во-вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом, например, с помощью сухих листьев или ниток.

Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки.

Упражнения:

Мятый лист (ситуативное применение)

При проявлении агрессии - предложите взять лист бумаги и как можно сильнее смять его. Затем расправить и нарисовать на нем что угодно. Это поможет выразить чувства. Если случайно лист порвется или захочется его выбросить, то такое поведение имеет место быть.

Для детей раннего возраста больше подойдут бумажные салфетки.

Рисование пальцами

Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми тактильными ощущениями, экспрессией и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я.

Ради достижения изобразительных эффектов нанесением краски непосредственно ладонями и пальцами от ребенка не требуется развитой мелкой моторной координации. Движения могут быть размашистыми, крупными, экспрессивными или наоборот, точечными, локальными, отрывистыми. Толщина пальцев уже сама по себе не предполагает создание тонких мазков, линий.

Далеко не все дети по собственной инициативе переходят на рисование пальцами. Некоторые, заинтересовавшись и попробовав этот способ, возвращаются к кисти или губке, как к более привычным средствам изображения. Некоторым ребятам сложно приступить к рисованию пальцами. Как правило, это дети с жесткими социальными установками поведения, ориентированные на раннее когнитивное развитие, а также те, в которых родители видят «маленьких взрослых», от которых ждут зрелого поведения, сдержанности, разумности мнений. Именно для этих детей техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности.

Рисование сухими листьями (сыпучими материалами и продуктами)

Сухие листья приносят много радости детям. С помощью листьев и клея можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются.

Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп (манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д.

Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности.

Рисование на мокрой бумаге

Намочите лист бумаги и предложите ребенку нанести с помощью акварели (либо порошка) рисунок, можно использовать распылитель. Следует предложить поэкспериментировать с цветами, понаблюдать как они смешиваются, растекаются. Потом можно попробовать трансформировать узоры в образы, дать им названия. Возможно групповое взаимодействие, обмен впечатлениями.

Монотипии

Предложите ребенку создать изображение густыми красками на стекле, а затем отпечатать рисунок на бумагу, рассмотреть образы, развить их, обсудить в группе старшего дошкольного возраста.

Отпечатки

Предложите использовать любые предметы и поверхности для изготовления рисунка из их отпечатков. Предметы могут быть найденными на природе, принесёнными с участка, из дома, отпечатки частей тела и элементов одежды, аксессуаров и пр.

Техника раздувания краски

Предложите нанести на лист бумаги водорастворимую краску с большим количеством воды, использовать различные сочетания цветов, в самом конце работы раздуть через тонкую трубочку цветовые пятна, образуя капельки, разбрызгивания и смешения цветов в причудливые каракули и кляксы; постарайтесь увидеть образ и развейте его.

Чернильные пятна и бабочки

Капнуть чернилами или красками на тонкую бумагу и предложить свернуть лист трубочкой или сложить пополам, развернуть лист и посмотреть на образ. Обсудить результаты работы.

Рисование пластилином

Предложить растирать пластилин по листу бумаги или картонке, пока не получится какой-либо образ, затем создать рисунок. Для детей раннего возраста лучше использовать заготовленные картинки. Вместо пластилина можно пользоваться соленым подкрашенным тестом.

Трехмерные и плоскостные изображения из газет (бумаги)

Газеты – это популярный расходный материал, которого очень много у всех владельцев почтовых ящиков. В семьях его используют для бытовых нужд: обертывания и прокладывания вещей при хранении, укрывания поверхности стола во время рукоделия или ремесленничества.

Во время творческих действий с газетами и скотчем создается образ, вызывающий положительный отклик у ребенка. Даже деструктивные акты разрывания, комканья, стискивания бумаги нацеливаются именно на созидание Нового. Можно сказать, что из «мусора» возрождается «ценность», из Ничего создается Что-то, также как в процессе изотерапии из неуверенного, робкого, пугливого, затюканного постоянными придирками и нападками ребенка возрождается Личность.

Дети легко абстрагируются от рекламно-информационного назначения газет, а в нашем случае воспринимают их, в крайнем случае, как бумагу, на которой можно поискать картинки. Как и при создании изображений на плоскости, дети не получают от взрослого готового образца, к которому надо стремиться в ходе изготовления творческого продукта, но перенимают способы действий, диктуемых свойствами материалов. В данном случае – свойствами газетной бумаги. Она легко мнется, рвется, режется, складывается, заматывается, скручивается. Она тонкая, но при необходимости удерживает форму. К ней надежно приклеивается скотч, на нее хорошо ложится гуашь.

Внешний вид созданного продукта может получиться самым разным – от двумерных плоских силуэтов, до многоярусных пышно украшенных конструкций. Это зависит от возраста детей, воплощаемой идеи (или идей, количества создателей, стратегии педагогического руководства. Взрослый может принимать участие в изготовлении творческого продукта, но стратегия взаимодействия с детьми и степень оказываемой детям помощи должны быть определены задачами данного занятия. Соответственно его роли по степени участия можно определить как «партнер», «ассистент», «наблюдатель».

Игры с песком

В песочнице на улице, в группе маленькими игрушками в зоне для игр с песком и водой.

Арт-терапия позволяет ребенку ощутить и понять самого себя, свободно выразить свои мысли и чувства, освободиться от конфликтов и сильных переживаний, помогает быть самим собой, мечтать и надеяться. Арт-терапия — это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация.

Буду рада, если упражнения помогут вам лучше понять своих детей и помочь скорректировать поведение.

Рефлексия

Предлагаю вам оценить работу мастер-класса по следующим критериям:

1. Красный цвет – понравилось, буду использовать материал в работе;

2. Оранжевый – понравилось, уже использую материал в работе;

3. Желтый – понравилось, узнала новые приемы.

Ваши вопросы.

Ваши мнения о мастер-классе.

Благодарю за внимание.

.

Публикации по теме:

Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер дошкольника средствами песочной терапии Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение детский сад №19-Центр развития ребенка г. Россоши Россошанского муниципального.

«Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой». Конспект мастер-класса для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников средствами ТРИЗ в процессе работы со сказкой» Цель. Использование технологии ТРИЗ для решения проблем речевого.

Развиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапииРазвиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапии Развиваем моторику, речь, воображение средствами песочной терапии Перенос традиционных педагогических занятий в песочницу дает больший воспитательный.

Индивидуальная консультация с родителем на тему «Снятие нервного напряжения у ребенка 4 лет с ЗПР» 1. Тема: «Снятие нервного напряжения у ребенка 4 лет с ЗПР». 2. Группа: средняя 3. Форма: индивидуальная беседа 4. Время: 6 минут 51 секунда.

Консультация для педагогов «Коррекция отрицательных эмоций средствами физической культуры» Особую группу методов коррекции отрицательных эмоций составляют средства физической культуры. Чем младше ребенок, тем больше степеней свободы.

Консультация для педагогов «Снижение уровня агрессивности у дошкольников с помощью использования техники квиллинг»Консультация для педагогов «Снижение уровня агрессивности у дошкольников с помощью использования техники квиллинг» Добрый день уважаемые педагоги!Сегодня я хочу вам предоставить обобщение опытом по технике квиллинг в дошкольном возрасте. «Истоки способностей.

Консультация для родителей «Развитие речевого творчества старших дошкольников средствами сказок» Вашему ребенку уже 6-7 лет. Это самый благодатный возраст для развития воображения и речевого творчества. Один из интересных и эффективных.

Развивающий эффект аппликации. Консультация-практикум для педагогов. План: I. Теоретическая часть. 1. Понятие «аппликация», ее виды. 2. Принципы построения занятия по В. В. Брофман. II. Практическая часть.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников» Семинар для педагогов ДОУ «Эстетическое воспитание дошкольников». - Сегодня я хочу вас пригласить в мастерскую художника. Где мы с вами.

Семинар-практикум для воспитателей «Повышение компетенции педагогов в области патриотического воспитания дошкольников» Цель: Развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в вопросах патриотического воспитания дошкольников, установить тесное.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация-практикум для педагогов «Снятие агрессивности у дошкольников средствами арт-терапии».
Опубликовано: 24 декабря 2016 в 19:46
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация-практикум для педагогов «Снятие агрессивности у дошкольников средствами арт-терапии».» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Осипова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД