Инесса Агаджанян
Консультация «Секреты хорошей речи педагога»
▼ Скачать + Заказать документы
Я согласна с высказыванием академика Д. С. Лихачева: «Учиться хорошей, спокойной интеллигентной речи надо долго и внимательно прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
И кто, как не педагог обязан владеть культурой речи, ведь речь педагога является эталоном для нас!
Публикация «Консультация „Секреты хорошей речи педагога“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Я думаю, что секрет хорошей речи педагога заключается в умении правильно и доступно донести до слушателя нужную информацию, свои мысли и эмоции. В этом ему помогает глубокое знание языка, богатство словарного запаса, развитые коммуникативные навыки.
А еще, я считаю, если педагог неравнодушен к тому материалу, который излагает перед аудиторией, будь то школьники или студенты, то это говорит о его профессионализме. Как приятно слушать лекции, когда материал подается грамотно и эмоционально. Ведь от этого зависит, заинтересует ли данный предмет учащегося, захочет ли он глубже изучать ту или иную дисциплину. Из чего следует, что педагог должен находиться в постоянном деятельном контакте с другими людьми, повышать культуру общения.
Если речь богата фразеологизмами, цитатами из художественных произведений, крылатыми фразами, то это характеризует педагога, как неординарного собеседника, говорит о чувстве стиля и вкуса.
Понятно, что современное общество развивается, технический прогресс с огромной скоростью несет нас вверх по спирали, и в языке возникают новые заимствованные слова, обороты речи, как правило, засоряющие родной язык. Молодое поколение предпочитает изъясняться общепринятыми символами, терминами. Да, на речь оказывает влияние общество.
Но, простите, красиво и грамотно говорить никто не отменял! Ведь порой уже взрослый человек и с образованием не может сформулировать правильно свою мысль, речь его бедна и скудна. Почему-то считают, что в обычной повседневной жизни можно обойтись однозначными предложениями. А ведь русский язык один из богатейших языков мира!
По-моему, очевидно, если тебя поражает красота природы, то ты не можешь не вспомнить слова великих поэтов А. Пушкина, С. Есенина, Ф. Тютчева, Ф. Фета, как они великолепно передавали свою любовь к родной природе, используя метафоры, эпитеты, сравнения. И ты потом в общении с детьми или коллегами цитируешь любимые строки, а у собеседника в сознании всплывет та картинка, которую ты увидел и поделился своими эмоциями, думаю, ему всегда будет приятно слушать и общаться с вами.
Задача педагога очень сложна : он собирает, изучает, запоминает и применяет в разговоре лучшие образцы речевых оборотов. Для этого нужно много читать не только классические, но и современные произведения, которые соответствуют нормам литературного языка.
Раскрывая секреты хорошей речи педагога, не могу не сказать о голосе, дикции и выразительности.
Голос не должен вызывать неприятных ощущений, а должен обладать благозвучностью, необходимо уметь управлять своим голосом в общении с другими людьми, говорить не для себя, а для слушателей.
С помощью голоса педагог должен уметь внушить детям определенные требования и добиться их выполнения.
Еще одним важным компонентом речи является дикция – это четкое и ясное произнесение звуков речи. Если артикуляция страдает, то речь становится невнятной и затрудняет понимание педагога.
Ну и, конечно, выразительность – тоже элемент профессиональности речи. Когда речь наполнена эмоциональным и интеллектуальным содержанием. Это мимика, жесты, логическое ударение, паузы, сила и темп речи. Интонация делает речь живой, эмоционально насыщенной, мысль выражается более полно, закончено.
Чем точнее и красочнее язык, чем яснее выражается мысль, тем эффективнее воздействует на ребенка, на его собственную речь, тем больше возможности достучаться до ума и сердца детей.
Я считаю, что это настоящее искусство. Овладеть правильной и красивой речью может любой педагог, стремящийся к этому.
Себе я поставила цель: совершенствовать свои манеры общения и речь. Культура речи заключается не только в умении избегать ошибок в речи, но и в стремлении постоянно обогащать свой словарный запас, в умении слушать и понимать собеседника, уважать его точку зрения, в способности подбирать нужные слова в каждой конкретной ситуации общения.
Речь педагога не только условие педагогического мастерства, но и его основа.