Масягина Марина Александровна
Консультация «Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Важным элементом образовательного процесса дошкольного учреждения являются прогулки с детьми. Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками наблюдений за явлениями природы (растительным и животным миром, неживой природой); разнообразные игры; трудовую деятельность; спортивные упражнения и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
Публикация «Консультация „Какими должны быть прогулки с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
Основная задача воспитателя при проведении прогулок состоит в обеспечении активной, содержательной, разнообразной и интересной для воспитанников деятельности. при этом необходимо равномерно чередовать спокойную и двигательную деятельности, распределять физическую нагрузку во время прогулки.
Для того чтобы прогулки были разнообразными и интересными для детей, воспитатели ежедневно планируют их содержание, включая образовательную составляющую и самостоятельную деятельность дошкольников. Самостоятельная и совместная деятельность со сверстниками предполагает наличие разнообразного игрового материала и инвентаря, создание гибко изменяющихся предметно-игровых средств на участке детского сада.
Основные требования к организации прогулок определены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05. 2013 №26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций"
Так, согласно п. 11.5 рекомендуемая продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 ч. Продолжительность прогулки определяется дошкольной образовательной организацией в зависимости от климатических условий. При температуре воздуха ниже -15 С и скорости ветра более 7м/с продолжительность прогулки рекомендуется сокращать.
В соответствии с п. 11.6 рекомендуется организовывать прогулки 2 раза в день : в первую половину дня и во вторую половину дня - после дневного сна или перед уходом детей домой.
Современные требования к обновлению образовательного процесса предполагает обеспечение максимального разнообразия прогулок по содержанию и организации. В методической литературе воспитатели могут найти немало подсказок, которые помогут организовать интересные прогулки с детьми.
Так в современной методической литературе и отдельных нормативных документах педагоги могут найти подтверждение мысли о том, что наряду с традиционной, сложившейся годами структурой прогулок с детьми можно проводить тематические прогулки, которые построены по принципу доминирования вида детской деятельности или являются продолжением темы дня в образовательном процессе.
Обязательными составляющими тематических прогулок самых разных видов являются совместная деятельность взрослого с детьми, совместная деятельность со сверстниками и самостоятельная деятельность ребёнка. совместная деятельность взрослого с детьми в ходе прогулки проявляется особенно ярко, т. к. осуществляется тесно общение между ними во всех видах деятельности.
Для ребенка образовательный процесс имеет смысл, если он строится в виде деятельности. Поэтому образовательная составляющая прогулки связана с любым из видов детской деятельности (игровым, коммуникативным, трудовым, двигательным, познавательно-исследовательским, музыкально-художественным, продуктивным) без жесткой ее регламентации.
Ведущей игровой деятельности ребенка, посредством которой он познает мир и органично развивается, на прогулке отводится особая роль. Игровые формы образования можно использовать при организации индивидуальной, подгрупповой или фронтальной работы с воспитанниками.
Двигательная деятельность на прогулке также объединяется с игровой, при этом воспитатель обязан регулировать нагрузку, наблюдая за состоянием детей.
Педагог планирует прогулку с учетом множества факторов: погодных условий, возраста детей, их познавательных интересов, имеющего материала, тематики предыдущей образовательной деятельности. Также необходимо предусмотреть возможность оздоровительного эффекта в физическом и психическом плане. Правильно организованная прогулка - это наиболее доступное средство закаливания детского организма.
Далее представляю пять видов тематических прогулок : прогулки-походы, развлекательные прогулки с персонажем, прогулки-события, спортивные прогулки, прогулки-трудовые акции.
Рассмотрим прогулки каждого вида. Прогулки-походы представляют собой организованный вид деятельности, в ходе которого решаются оздоровительные задачи, совершенствуются двигательные навыки и физические качества у детей, удовлетворяются их познавательные потребности, воспитывается любовь и эстетическое отношение к природе. Проводить их следует с детьми старшего дошкольного возраста. Оптимальное количество таких прогулок две-три в год. Если проводить их чаще, то эти прогулки могут утратить свою привлекательность, у детей снизится к ним интерес.
Развлекательные прогулки с персонажем направлены на создание позитивного эмоционального фона, эмоциональную и психологическую разгрузку детей, удовлетворение их потребности в двигательной активности. Формы организации могут быть разнообразными и вариативными, поскольку зависят не только от поставленных целей и задач, но и от тематической направленности и смысловой насыщенности.
Прогулки с персонажем хорошо использовать для мотивации воспитанников к определенному виду деятельности. Персонаж помогает заинтересовать всех детей группы, привлечь их к совместной игровой деятельности, наблюдению, труду.
Прогулка-событие посвящается определенной теме (Дню космонавтики, Дню защитника отечества, Дню Победы, Дню знаний и др.) или событию в детском саду (установили новый игровой комплекс, спортивное оборудование, обновили песок в песочницах и др.). Прогулка-событие (тематическая прогулка) помогает воспитателю подчеркнуть важность события, уточнить их знания, выяснить характер восприятия определенной темы. Прогулки данного вида способствуют умственному, нравственному, эстетическому воспитанию, развивает любознательность дошкольников.
Спортивные прогулки направлены на укрепление здоровья, профилактику утомления, физическое и умственное развитие, оптимизацию двигательной активности детей. При организации подобных прогулок разнообразные виды детской деятельности объединяются спортивной тематикой.
Правильно организованные спортивные прогулки оказывают закаливающее воздействие на детский организм в естественных условиях, способствуют повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста. Акцент в ходе проведения таких прогулок делается на формирование физических качеств, воспитание интереса к спорту и здоровому образу жизни.
В прогулках-трудовых акциях преобладают трудовые поручения, воспитанники приобщаются к разным формам труда в соответствии с сезоном и погодными условиями. У детей формируется понимание, что труд на природе - это не игра или развлечение, а серьезное занятие.
На таких прогулках дети учатся трудиться коллективно, сообща. Итог выполненной ими работы - это результат совместного труда всех.
Более подробную информацию педагоги могут найти в пособии "Тематические прогулки в детском саду" (Белая К. Ю., Каралашвили Е. А., Солянникова О. И., Филиппова Н. Н., Бурба И. В., Запивахина Е. М., антоненкова О. В., Никомарова Е. Ю., рассчитанное на педагогов и воспитателей, всех, кто работает с детьми дошкольного возраста.