Елена Шуршина
Консультация для родителей «Семь вопросов и ответов о дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация по предмету «Абвгдейка» «Семь вопросов и ответов о дисграфии»
Задачи:
• познакомить родителей с понятием, механизмом дисграфии, а также видами дисграфических ошибок;
Публикация «Консультация для родителей „Семь вопросов и ответов о дисграфии“» размещена в разделах
- Дисграфия и дислексия. Профилактика и коррекция
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2020
• познакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на письме (рекомендованными для использования при выполнении домашних заданий).
•
1. Организационный момент
• составление списка присутствующих на консультации;
• обозначение темы, целей консультации.
П. Основная часть.
Что такое дисграфия? Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.
Каков механизм дисграфии?
Чтобы понять механизм развития дисграфии, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:
• физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);
• музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);
• наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др., обращённую речь воспринимает искажённо.
Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может писать, если нечётко слышит звучащую речь?
Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - также очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.
Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха.
Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?
• Заставлять ребёнка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.
• Ругать ребёнка, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.
• Обычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.
• Стараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.
Как понять, что у ребёнка дисграфия? Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.
Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.
Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.
Примеры дисграфических ошибок :
• пропуск букв,
• перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»,
• добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»,
• замены букв:
- звонких и глухих согласных (зима – «сима»,
- гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лёша – «Люша»,
- к - г - х (сухой – «сугой»,
- сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим»,
- с - ш, з - ж, с - щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»,
- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс» - «заяч»,
• оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв,
• слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»,
• раздельное написание частей слова («по бежал»,
• отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения,
• ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях»).
О чём следует помнить, развивая речевой слух? Наша речь состоит из предложений.
Предложение - это законченная мысль.
Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима).
Слова состоят из слогов (зи - ма).
Слоги состоят из звуков [з'], [и].
Звук - это то, что мы слышим и произносим.
Буква - это то, что мы видим и пишем.
Звук на письме обозначается буквой.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже, при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).
В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].
Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.
- а, о, у, ы, и, э - соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];
- е, ё, ю, я - йотированные:
обозначают либо два звука: е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа], (например, в словах: яма, юла, маяк, заяц, семья);
либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я - [а], ю - [у], е - [э], ё - [о] (например, в словах: берёза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже, так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).
Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:
- глухие согласные звуки (голосовые складки не работают) : [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ];
- звонкие согласные звуки (голосовые складки работают) : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й];
Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки могут быть:
- твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э,
- мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я).
Всегда твё рдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].
Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].
Как помочь ребёнку с дисграфией? Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.
Игры на развитие слухового внимания
• "Разговор шпионов"
Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом. При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.
• "Слышим звон и знаем, где он"
Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т. д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.
Игры на развитие фонематического слуха
• Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).
• Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:
ча - са -
ча - - са - -
ча - - - са - - -
ча - - - - са - - - -
• Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.
р у ч к а
Рот Уля Час Кот Аня
роза угол чаша каша Аист
рукав улица чехол корка астра
• "Волшебные превращения" :
а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;
б) изменяй один звук слова (цепочки слов) : сом – сок – сук – суп – сух –сох;
в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.
• "Цепочка бесконечности" : от записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: дом – мак –кот – топор – рука.
• "Перевёртыши" : назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.
• «Какой звук убежал?» (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).
• Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.
• Упражнение "Редактор". Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м. Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др. Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.
• Упражнение "Комментатор". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется (орфографически чётко). Например: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (а не "на стале стаял куфшин с малаком").
• Упражнение «Спаси слова от Буквоежек» Буквоежки - жучки, которые "поедают" буквы. Спаси слова - вставь буквы на место.
Подхватил р_чей м_й кораблик и пон_с его. Кр_гом в_лны кипят, подбр_сывают его, из стороны в ст_рону кидают. А кораблик плыв_т дальше и дал_ше. Я рядом с ним бег_. Др_гие реб_та за мн_й спешат.
И ещё несколько советов:
1. Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.
2. Давайте упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.
3. Не заставляйте переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.
4. Хвалите ребёнка за каждый достигнутый успех.
Ш. Заключение. Ответы на вопросы.