Приложение МААМ

Консультация для родителей «Семь вопросов и ответов о дисграфии»

Елена Шуршина
Консультация для родителей «Семь вопросов и ответов о дисграфии»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация по предмету «Абвгдейка» «Семь вопросов и ответов о дисграфии»

Задачи:

• познакомить родителей с понятием, механизмом дисграфии, а также видами дисграфических ошибок;

Публикация «Консультация для родителей „Семь вопросов и ответов о дисграфии“» размещена в разделах

• познакомить родителей с игровыми упражнениями, способствующими устранению дисграфических ошибок на письме (рекомендованными для использования при выполнении домашних заданий).

1. Организационный момент

• составление списка присутствующих на консультации;

• обозначение темы, целей консультации.

П. Основная часть.

Что такое дисграфия? Дисграфия – неспособность овладеть в должной мере письмом, несмотря на сохранный интеллект, нормальный физический слух и зрение. Распознают дисграфию по специфическим повторяющимся ошибкам стойкого характера.

Каков механизм дисграфии?

Чтобы понять механизм развития дисграфии, необходимо знать, что мы обладаем, по крайней мере, тремя видами слуха:

• физический (позволяет нам различать шум листвы и дождя, летний гром, стук колёс поезда и т. д.);

• музыкальный слух (позволяет наслаждаться мелодией любимой песни, интонационно верно напевать знакомую мелодию);

• наконец, речевой слух (позволяет понимать речь, отличать один звук от другого); при недостаточности речевого слуха человек не различает схожие звуки (например, [с - з], [ш - ж], [ц - ч], [к - х], [з - ж] и др., обращённую речь воспринимает искажённо.

Если у ребёнка нарушен речевой слух, то понятно, что ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может писать, если нечётко слышит звучащую речь?

Умение сосредотачиваться на звуке - слуховое внимание - также очень важная особенность человека, без которой невозможно слушать и понимать речь.

Можно ли эффективно помочь детям с дисграфией? Да, таким ребятам вполне по силам овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть занятий - тренировка речевого слуха.

Чего нельзя делать ни при каких обстоятельствах?

• Заставлять ребёнка читать большие тексты, писать с ним большие диктанты.

• Ругать ребёнка, показывать ему свое раздражение. Но чрезмерно хвалить и бурно выражать свою радость тоже не стоит. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе.

• Обычные способы и методы обучения, пусть и повторяемые многократно, не приносят заметных результатов у детей с проблемами речевого развития. Многоразовые переписывания плохо выполненных заданий лишь умножают неудачи ребёнка, вызывая в нём неуверенность в себе и неприязнь к обучению в целом.

• Стараться исправить всё и сразу. Сосредоточившись на одной задаче, снижайте требования по другим параметрам. Например, добиваясь безошибочного списывания, не обращайте внимания на неаккуратный почерк.

Как понять, что у ребёнка дисграфия? Внимательно рассмотрите школьные тетрадки своего ребёнка, понаблюдайте за тем, как он пишет.

Основными симптомами дисграфии являются специфические ошибки (не связанные с применением орфографических правил, которые носят стойкий характер и возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального развития ребёнка.

Дисграфические ошибки отчётливее всего видны, когда неправильно написанная буква стоит в сильной позиции, то есть её отчётливо слышно. Например, в слове «класс» неправильно написать гласную букву («клосс») может только дисграфик.

Примеры дисграфических ошибок :

• пропуск букв,

• перестановка букв чаще встречается в словах со стечением согласных звуков (двор – «довр»,

• добавление лишней буквы (чаще всего той, которая уже есть в слове: дружно – «дуружно», иногда гласной буквой «разбавляется» скопление согласных: девочка – «девочика»,

замены букв:

- звонких и глухих согласных (зима – «сима»,

- гласных о - у, ё - ю, е - и в ударном положении (Лёша – «Люша»,

- к - г - х (сухой – «сугой»,

- сонорных: р - л, м - н, й - л (магазин – «магазим»,

- с - ш, з - ж, с - щ (собака – «шабака», жук – «зук», щётка – «сётка»,

- ч - щ, ч - ц, ч - т, ч - с (заяц - «заяс» - «заяч»,

оптические ошибки: в основе данных ошибок лежит нарушение зрительного восприятия (недописывание элементов букв, добавление лишних элементов, пропуски элементов, зеркальное написание букв,

• слитное написание слов («порыхлому» снегу, «девочкиимальчики»,

• раздельное написание частей слова («по бежал»,

• отсутствие границ предложения (заглавной буквы в начале и точки в конце предложения,

• ошибки в согласовании слов («большая белая пятно») и управлении («на ветке деревьях»).

О чём следует помнить, развивая речевой слух? Наша речь состоит из предложений.

Предложение - это законченная мысль.

Предложения состоят из слов (Наступила долгожданная зима).

Слова состоят из слогов (зи - ма).

Слоги состоят из звуков [з'], [и].

Звук - это то, что мы слышим и произносим.

Буква - это то, что мы видим и пишем.

Звук на письме обозначается буквой.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше - ниже, при этом струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, не встречает преграды (губы, зубы или язык).

В русском языке 6 гласных звуков: [а], [о], [у], [ы], [и], [э].

Гласных букв – десять: а, о, у, ы, э, е, ё, ю, я, и.

- а, о, у, ы, и, э - соответствуют звукам [а], [о], [у], [ы], [и], [э];

- е, ё, ю, я - йотированные:

обозначают либо два звука: е - [йэ], ё - [йо], ю - [йу], я - [йа], (например, в словах: яма, юла, маяк, заяц, семья);

либо обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: я - [а], ю - [у], е - [э], ё - [о] (например, в словах: берёза, мяч).

Согласные звуки - звуки, которые нельзя пропеть (выше - ниже, так как струя воздуха, выходящая изо рта при их произнесении, встречает преграду (губы, зубы или язык).

Глухость или звонкость согласных звуков определяется по работе голосовых складок:

- глухие согласные звуки (голосовые складки не работают) : [к], [п], [с], [т], [ф], [х], [ц], [ч], [ш], [щ];

- звонкие согласные звуки (голосовые складки работают) : [б], [в], [г], [д], [ж], [з], [л], [м], [н], [р], [й];

Твёрдость и мягкость согласных звуков определяются на слух.

Согласные звуки могут быть:

- твёрдыми (если после них стоят гласные буквы а, о, у, ы, э,

- мягкими (если после них стоят гласные буквы е, ё, ю, я).

Всегда твё рдые согласные звуки: [ж], [ш], [ц].

Всегда мягкие согласные звуки: [ч], [щ], [й].

Как помочь ребёнку с дисграфией? Данные упражнения не ликвидируют проблему, но будут подспорьем со стороны родителей в преодолении дисграфии, помогут в работе над устранением дисграфических ошибок на письме.

Игры на развитие слухового внимания

• "Разговор шпионов"

Суть заключается в том, чтобы ребёнок, находясь от Вас на расстоянии 2-3 метров, услышал и понял то, что вы произносите шёпотом. При этом важно следить, чтобы слова произносились четко.

• "Слышим звон и знаем, где он"

Попросите ребенка закрыть глаза и хлопните в ладоши (постучите, кашляните, топните, позвоните в колокольчик и т. д.). Ребёнок должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук и, не открывая глаз, рукой показать направление.

Игры на развитие фонематического слуха

• Подбери слова, в которых заданный звук был бы на первом, втором, третьем месте (шуба, уши, кошка).

• Добавь различное количество звуков к одному и тому же слогу, чтобы получилось слово:

ча - са -

ча - - са - -

ча - - - са - - -

ча - - - - са - - - -

• Подбери слова на каждый звук. Слова записываются в определенной последовательности: сначала слова из 3-х букв, затем из 4-х, 5-ти, 6-ти букв.

р у ч к а

Рот Уля Час Кот Аня

роза угол чаша каша Аист

рукав улица чехол корка астра

• "Волшебные превращения" :

а) добавляй звук: рот – крот, мех – смех, осы – косы, луг – плуг;

б) изменяй один звук слова (цепочки слов) : сом – сок – сук – суп – сух –сох;

в) переставляй звуки: пила – липа, палка – лапка, кукла – кулак, волос – слово.

• "Цепочка бесконечности" : от записанного слова образуй цепочку слов таким образом, чтобы каждое последующее слово начинать с последнего звука предыдущего слова: дом – мак –кот – топор – рука.

• "Перевёртыши" : назови слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос – сон, кот – ток, сор – рос.

«Какой звук убежал?» (Крот – кот, лампа – лапа, рамка – рама).

Найди общий звук в словах: луна – стол, кино – игла, окна – дом.

• Упражнение "Редактор". Для этого упражнения нужна книжка с достаточно крупным шрифтом. Ребёнок каждый день в течение пяти минут (не больше) работает над следующим заданием: "редактирует" (зачёркивает) в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, а или м. Через 5 - 6 дней таких занятий переходим на две буквы: одна зачёркивается, другая подчёркивается или обводится в кружочек. Буквы должны быть "парными", "похожими" в сознании ребёнка. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами п - т, п - р, м - л (сходство написания); д - б (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлена наклонная линия от овала) и др. Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан. Всё внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы (одной или двух) и работать только с ними.

• Упражнение "Комментатор". Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется (орфографически чётко). Например: НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком" (а не "на стале стаял куфшин с малаком").

• Упражнение «Спаси слова от Буквоежек» Буквоежки - жучки, которые "поедают" буквы. Спаси слова - вставь буквы на место.

Подхватил р_чей м_й кораблик и пон_с его. Кр_гом в_лны кипят, подбр_сывают его, из стороны в ст_рону кидают. А кораблик плыв_т дальше и дал_ше. Я рядом с ним бег_. Др_гие реб_та за мн_й спешат.

И ещё несколько советов:

1. Если ребёнку задали на дом прочитать текст или много писать, то разбейте текст на части и задание выполняйте в несколько приёмов.

2. Давайте упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

3. Не заставляйте переписывать много раз домашние задания, это не только нанесёт вред здоровью, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

4. Хвалите ребёнка за каждый достигнутый успех.

Ш. Заключение. Ответы на вопросы.

Публикации по теме:

Анкета «Созрел ли ребенок для школы?» с оценкой ответов детей Анкета "Созрел ли ребенок для школы?" 1. Назови свою фамилию, имя, отчество. 2. Назови фамилию, имя, отчество папы, мамы. 3. Ты девочка.

Фотоотчет театрализации сказки «Белоснежка и семь гномов» на новый ладФотоотчет театрализации сказки «Белоснежка и семь гномов» на новый лад Дети дошкольного возраста обладают огромным творческим потенциалом, поэтому педагогам ДОО необходимо постоянно создавать все необходимые.

Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии»Опыт работы «Метод «оживления букв» в работе по профилактике оптической дисграфии» Нередко родители замечают, что их ребёнок пишет буквы зеркально. Это выражается в том, что ребёнок может нарушить ориентированность буквы:.

Математическая игра-сказка «Белоснежка и семь гномов»Математическая игра-сказка «Белоснежка и семь гномов» Давным - давно молва пошла, что в Царстве Тридевятом Принцесса бедная жила, жила - была когда - то. Злой королевой как - то раз, охотнику.

Разработка вопросов к самоанализу профессиональной деятельности воспитателя за год Самоанализ воспитателя по определению профессиональной деятельности за ___ учебный год 1. Ф. И. О. ___ 2. Образование.

Сценарий новогоднего праздника в средней группе «Белоснежка и семь гномов»Сценарий новогоднего праздника в средней группе «Белоснежка и семь гномов» Сценарий новогоднего праздника в средней группе «Белоснежка и семь гномов». (Под музыку дети заходят в зал,обходят елку и танцуют под песню.

Сценарий празднования дня рождения «Семь ключей»Сценарий празднования дня рождения «Семь ключей» День рождения «7 ключей»Василиса:Здравствуйте, ребята, все узнали меня? Я – Василиса Премудрая! Послушайте важное сообщение, сегодня у.

Сценарий театрализации сказки на новый лад «Белоснежка и семь гномов»Сценарий театрализации сказки на новый лад «Белоснежка и семь гномов» В зал входит Лиса выполняет композицию с ленточками. Лисонька: Здравствуйте дорогие зрители! Сказку о Белоснежке и ее друзьях семи волшебных.

Семь гномиков. Пособие по ознакомлению с днями недели.Семь гномиков. Пособие по ознакомлению с днями недели. Детям дошкольного возраста зачастую трудно понять такие понятия, как " вчера", "сегодня", "завтра". Или же запомнить все семь дней недели,.

«Семь рождественских ангелов». Мастер-класс«Семь рождественских ангелов». Мастер-класс Просматривая ленту с постами коллег и вдохновившись творческими работами Зои Разумной и Светланы Мясниковой, Марины Юрьевны Морозовой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Семь вопросов и ответов о дисграфии»
Опубликовано: 24 февраля 2020 в 20:33
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Семь вопросов и ответов о дисграфии»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шуршина (УИ 63246) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД