Грищенко Ольга Игоревна
Консультация педагога-психолога «Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка с агрессивным поведением»
▼ Скачать + Заказать документы
Факторы формирования агрессивности и агрессивного поведения :
Среди основных факторов агрессивного поведения ребенка дошкольного возраста выделяют
- условия воспитания ребенка в семье, стили родительского отношения;
- влияние социального окружения ребенка (группы сверстников, значимые взрослые);
-социальные информационные факторы
Публикация «Консультация педагога-психолога „Эффективное взаимодействие взрослого и ребенка с агрессивным поведением“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
«Фактор семьи» / выделяется как основной/
Выделяют несколько типов отношений и стилей семейного воспитания, которые являются «факторами риска» в развитии агрессивного поведения ребенка :
-негативизм матери;
-терпимое отношение матери к проявлению ребенком агрессии;
-эмоциональное отвержение ребенка родителями;
-гиперсоциализированное воспитание;(гиперсоциальное)
(Гиперсоциальным воспитанием считается одним из способ неправильного воспитания ребенка. Всем нам хочется быть хорошими родителями, в ожидании малыша мы штудируем массу полезной литературы, в том числе и психологической - нам больше всего хочется, чтобы мы были идеальными родителями, а наш отпрыск - идеальным ребенком. Слишком правильные родители очень хотят:
• педантично исполнять свои обязанности по отношению к своему ребенку;
• соблюдать все правила и рекомендации по воспитанию.
В результате, такие родители хотят получить гиперотвественного ребенка, который их не подведет, чтобы не случилось. Фразы «надо», «ты должен», «не подведи», «я на тебя надеюсь» становятся главными воспитательными приемами в таких семьях. Ребенок растет с постоянным чувством вины, боится разочаровать своих родителей, с чем-то не справиться, ведь он все время должен соответствовать их завышенным стандартам - быть самым умным, лучше всех учится, получать награды, призы, вести себя «как надо».
Слишком правильные родители часто уверены, что их любовь и уважение еще надо заслужить. В результате ребенок, как сапер, не имеет права на ошибку, только на старание и служение.
Каким вырастает гиперсоциальный ребенок? Чаще всего не уверенным в себе субъектом, который будет постоянно копаться в себе и обвинять себя во всех смертных грехах, если у него что-то не получилось.)
-авторитарное воспитание.
Социальные факторы:
-влияние группы сверстников (подражание моделям агрессивного поведения);
-влияние средств массовой информации (сюжеты сказок, мультфильмов) : ребенок идентифицирует себя с агрессивными героями.
Психологическая характеристика агрессивного ребенка
В зависимости от форм проявления агрессии, выявлены 3 категории детей:
Типы детей, формы проявления агрессии
Личностные особенности детей
1. Дети, склонные к проявлению физической агрессии
Отличаются активностью, целеустремленностью, смелостью; склонны к риску. Экстравертированность. Проявляют лидерские качества в сочетании с низким уровнем самоконтроля. Импульсивность поведения. Отсутствие социализации влечений, потребность в острых переживаниях.
2. Дети, склонные к проявлению вербальной агрессии
Отличаются выраженной психической неуравновешенностью, депрессивностью, фрустрационной толерантностью; Повышенная чувствительность к оценкам и действиям окружающих; постоянный внутренний конфликт. Импульсивность поведения.
3. Дети, склонные к проявлению косвенной агрессии
Импульсивность; низкий уровень самоконтроля. Недостаточная социализация влечений, низкая осознанность собственных действий. Несформированность произвольных реакций.
В каждой конкретной неблагоприятной ситуации нужно попытаться понять, чего добивается ребёнок и почему он это делает. Благополучная ситуация развития – это лучший метод передачи детям нравственных норм и правил человеческого общежития. Беседы о нравственности, не подкреплённые защитой детей от психического и физического насилия, – демагогия и опасная практика. Невозможно проявлять доброжелательность избирательно. Будьте оптимистичны. Стремитесь сосредотачивать своё внимание на положительном, а не на недостатках других.
Используйте «Я» – послания, избегая «ты» – осуждения, т. е. сообщайте о своём чувстве, не обвиняя другого, а делясь с ним переживаниями.
Осуществляйте «мы»-подход, говорите о вашей ситуации взаимодействия, предлагайте выход, конструктивное решение возникшей проблемы, но будьте готовы выслушать и принять другой вариант. Говорите открыто, дружелюбно, искренне. Будьте «конгуэнтны» : ваши слова, интонации, жесты, мимика, поза должны находиться в соответствии друг с другом, не быть фальшивыми.
Создайте для ребёнка такие условия жизни, где ему демонстрировались бы образцы миролюбивого отношения между людьми, отсутствовали бы негативные примеры агрессивного поведения. Воспитание на принципах сотрудничества – главное условие предотвращения проявления агрессивного поведения.
способы выражения ребёнком гнева и агрессии
громко спеть любимую песню;
пометать дротики в мишень;
используя «стаканчик для криков» высказывать все свои
отрицательные эмоции;
устроить бой с боксёрской грушей;
устроить соревнование «Кто громче крикнет», «Кто выше
прыгнет», «Кто быстрее пробежит»;
скомкать и выбросить несколько листов бумаги;
рисовать свой гнев и т. д.
Рекомендации воспитателям:
- Включайте ребенка с агрессивным поведением в продуктивную деятельность чаще, чем других детей;
- Не оставляйте агрессивные реакции ребенка без внимания : давайте понять ребенку, что вы небезразлично относитесь к ним.
- Говорите о своем отношении к поведению ребенка;
- Говоря о поведении ребенка, отмечайте конкретный поступок, не оценивайте негативно личность ребенка в целом;
- Избегайте отрицательных оценок («плохой», «агрессивный»., «злой» и т. п.);
- Дайте возможность ребенку чаще проявлять заботу о других детях, о младших;
- После проявления ребенком агрессивной реакции выразите свое отношение к нему и переключите ребенка на другую деятельность;
- Не жалуйтесь на ребенка родителям;
- Не ругайте ребенка в присутствии других детей;
- Отмечайте позитивное поведение ребенка в течение дня, его успех на занятиях, в играх;
- В игровой деятельности помогайте ребенку создавать сюжеты и брать на себя роли. в которых ребенок может отреагировать свои эмоции, взять на себя роль сильного и доброго персонажа, который защищает других детей;
- Количество замечаний ребенку сведите к минимуму.