Ирина Жуй
Консультация «Особенности развития восприятия у детей первого года жизни»
▼ Скачать + Заказать документы
В раннем возрасте зрительное восприятие еще очень несовершенно. В норме зрительное восприятие и все его процессы формируются в дошкольном возрасте. Какова же роль взрослого в развитии и становлении зрительных функций ребёнка?
Глаз – самый активный из органов чувств. Другие рецепторы, например уши, более или менее пассивно воспринимают воздействующие на них сигналы, глаза же находятся в непрерывном движении. Они все время обследуют детали окружающего нас видимого мира одну за другой, играя важнейшую роль в зрительном восприятии.
Темочки:
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Задолго до того, как ребенок начинает исследовать окружающий мир с помощью рук и ног, он уже активно исследует его глазами.
Уже со второго месяца после рождения у малыша появляется и совершенствуется зрительное сосредоточение. К 3 месяцам его продолжительность достигает 7 - 8 секунд. Со 2 месяца отмечается способность к различению простейших цветов. На 3-4 месяце наблюдается восприятие формы предметов (большое внимание проявляет к изогнутым предметам). Ребенок может длительно сосредотачиваться при разглядывании, правильно связывает слуховые и зрительные впечатления. Активно развивается пространственное восприятие. В 4 месяца ребенок не просто видит, а осмысленно смотрит. Основной особенностью младенца являются его безграничные возможности усвоения нового опыта, приобретения свойственных человеку форм поведения. Потребность в получении впечатлений жизненно важна. С 6 месяцев наблюдается активный интерес к цвету. Если у ребенка мало цветовых стимулов (цветных предметов) может возникнуть, так называемый, сенсорный голод, приводящий к ущербу в физическом и психическом развитии. Специалисты дают название явлению, когда малыш долго лежит в кроватке и видит только один потолок - синдром «белого потолка». Этот синдром приводит к сенсорной депривации. Сенсорная депривация - это хроническое неудовлетворение потребности в сенсорных стимулах. Такая депривация возникает при «обедненной среде» - недостатке тактильных, зрительных, слуховых, осязательных и других стимулов. Ребенок не получает разнообразные впечатления, которые стимулируют его полноценное развитие. К ним также относятся эмоциональные и тактильные ощущения, например, забота и прикосновения матери. Обедненная среда оказывает отрицательное воздействие на созревание мозга ребенка. Участки мозга, которые не активны перестают нормально развиваться и как следствие атрофируются. Происходит резкое отставание и замедление развития : несвоевременно развивается двигательная сфера, не возникает речь, отмечается торможение умственного развития. При благополучном психическом развитии к 8 - 10 месяцам за меняющимися впечатлениями ребенок начинает воспринимать предметы как нечто существующее в пространстве. Впечатления превращаются в образы восприятия.
Важно помнить, что самый чувствительный к внешней стимуляции и оптимальный для нее период развития зрительной системы – это первое полугодие жизни ребенка.
Для того чтобы зрение развивалось нормально, необходим разнообразный зрительный опыт. И взрослый, делая все необходимое для накопления этого опыта, сам служит наиболее предпочитаемым стимулом для малыша.