Анна Мишина
Консультация «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.
Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.
Публикация «Консультация „Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Консультации для родителей
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Темочки
Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.
В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.
При организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду необходимо учитывать следующее:
1. Соблюдение основных принципов образования при организации детского экспериментирования :
— связь теории с практикой;
— развивающий характер воспитания и обучения;
— индивидуализация и гуманизация образования;
— природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;
— целостность и системность обучающего процесса;
— взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.
2. Алгоритм подготовки к экспериментированию с детьми, который включает:
— предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;
— определение типа и вида тематики эксперимента;
— выбор цели и задач с детьми;
— подготовку пособий, оборудования;
— закрепление правил безопасного поведения при проведении эксперимента, опыта.
3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности :
Живая природа.
1. Растения и животные: их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве).
2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией.
3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.
4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания, к сезону, природной (климатической) зоне.
5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).
6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.
7. Характерные особенности сезонов (времен года).
8. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы.
Неживая природа
1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, почва.
2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).
4. При реализации экспериментальной деятельности с детьми использовать разные формы работы:
— непосредственно образовательную деятельность;
— самостоятельную деятельность детей;
— наблюдения в природе;
— рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий;
— познавательные беседы по теме эксперимента;
— целевые экскурсии, прогулки;
5. Использовать следующую классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется:
1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте :
— опыты с растениями;
— опыты с объектами неживой природы;
— опыты, объектом которых является человек.
2). По месту проведения опытов:
— в групповой комнате;
— на участке.
3). По количеству детей:
— индивидуальные (1-4 ребенка);
— групповые (5-10 детей);
— коллективные (вся группа).
4). По причине их проведения:
— случайные;
— запланированные;
— проведённые в ответ на вопрос ребенка.
5). По характеру включения в педагогический процесс:
— эпизодические (проводимые от случая к случаю);
— систематические.
6). По продолжительности:
— кратковременные (от 5-15 мин.);
— длительные (свыше 15 мин.).
7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
— однократные;
— многократные или циклические.
8). По месту в цикле:
— первичные;
— повторные;
— заключительные и итоговые.
9). По характеру мыслительных операций:
— констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).
— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
10). По характеру познавательной деятельности детей :
— иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты);
— поисковые (дети заранее не могут знать каков будет результат);
— решение экспериментальных задач.
11). По способу применения в аудитории:
— демонстрационные;
— фронтальные.
6. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми исполнять правила техники безопасности:
— экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;
— все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;
— не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.
В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению:
— «бери только нужный материал для работы»;
— «опытно-экспериментальная работа – это не игра»;
— «пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;
— «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;
— «все материалы после работы убери на место».
Подготовка к проведению запланированных экспериментов, опытов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, сообщается цель или задача, которая должна быть решена в ходе экспериментальной деятельности, обсуждается методика и ход эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.
Методика проведения экспериментальной деятельности с детьми предполагает:
1. Учет структуры проведения экспериментов, опытов:
— постановка, формулирование познавательной задачи;
— продумывание методики экспериментирования;
— выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;
— прогнозирование результатов будущего эксперимента;
— соблюдение правил безопасности;
— выполнение работы, подведение итогов, формулирование выводов;
— фиксирование результатов (календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений);
— анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном.
2. Использование основных методов и приемов при обучении детей экспериментированию :
— эвристические беседы;
— постановка и решение вопросов проблемного характера;
— наблюдения, опыты;
— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
— фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
— «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
— подражание голосам и звукам природы;
— использование художественного слова;
— дидактические игры, игровые обучающие и творчески обучающие ситуации;
— трудовые поручения, действия.
3. Подготовка и оснащение уголка экспериментирования, с учетом возраста детей группы, в который включены перечень предметов и материалов:
— прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски);
— мерные ложки и мензурки, сита и воронки разного размера и материала;
— резиновые и силиконовые груши разного объёма;
— пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;
— гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля;
— гигиенически безопасные пищевые красители; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай);
— природный материал: камни (галька, гравий, керамзит); ракушки; шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мех; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории Кольского полуострова; образцы песка; глины;
— бросовый материал: бумага разной фактуры цвета; кусочки материалов: кожи поролона, резины, пластмассы; металлические предметы;
— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;
— дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.
С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?
Со второй группы раннего возраста (2-3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.
В младшей группе (3-4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.
В средней группе (4-5 лет) экспериментирование имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.
Используя экспериментирование в старшей группе (5-6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.
В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.
В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.
Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.
Литература: 1. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина,В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Сфера. 2015.
2. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования. Москва. Детство-Пресс. 2015.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Прохоровой, Л. Н. – М., 2004.
4. Веракса,Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Москва. Мозаика-Синтез. 2015.