Приложение МААМ

Консультация «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»

Анна Мишина
Консультация «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

Любой ребенок по своей природе — исследователь, а экспериментирование — один из важнейших видов детской деятельности, который играет огромную роль в развитии дошкольника.

Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности : прием пищи, игру, образовательные области, прогулки.

Темочки:

Занимаясь с дошкольниками экспериментированием, важно воспитать у ребят познавательный интерес к объектам природы, желание и умение наблюдать, экспериментировать, понимать, что в окружающем мире все взаимосвязано.

В процессе эксперимента помимо развития познавательной деятельности, идет развитие психических процессов — обогащение памяти, речи, активизация мышления, умственных умений. Дети очень любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Поэтому экспериментально-исследовательская деятельность, как никакой другой метод, удовлетворяет возрастным особенностям.

При организации экспериментальной деятельности с детьми в детском саду необходимо учитывать следующее:

1. Соблюдение основных принципов образования при организации детского экспериментирования :

— связь теории с практикой;

— развивающий характер воспитания и обучения;

— индивидуализация и гуманизация образования;

— природосообразность — акцент на психолого-возрастные особенности дошкольников;

— целостность и системность обучающего процесса;

взаимодействие трех факторов: ДОО, семья, общество.

2. Алгоритм подготовки к экспериментированию с детьми, который включает:

предварительную работу с детьми: экскурсии, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстративных материалов;

— определение типа и вида тематики эксперимента;

— выбор цели и задач с детьми;

— подготовку пособий, оборудования;

— закрепление правил безопасного поведения при проведении эксперимента, опыта.

3. Тематическое содержание объектов экспериментально-исследовательской деятельности :

Живая природа.

1. Растения и животные: их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве).

2. Строение, функции и значение частей растений, видоизменение частей растений, его связь с выполняемой функцией.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4. Многообразие живых организмов, их приспособление к среде обитания, к сезону, природной (климатической) зоне.

5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года).

8. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы.

Неживая природа

1. Свойства и признаки веществ: вода, воздух, песок, глина, камни, почва.

2. Три агрегатных состояния веществ (газообразное, жидкое, твердое).

4. При реализации экспериментальной деятельности с детьми использовать разные формы работы:

— непосредственно образовательную деятельность;

— самостоятельную деятельность детей;

— наблюдения в природе;

— рассматривание альбомов, познавательной литературы, фотографий;

— познавательные беседы по теме эксперимента;

— целевые экскурсии, прогулки;

5. Использовать следующую классификацию экспериментальной деятельности, которая распределяется:

1). По характеру объектов, которые используются в эксперименте :

опыты с растениями;

— опыты с объектами неживой природы;

— опыты, объектом которых является человек.

2). По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

— на участке.

3). По количеству детей:

— индивидуальные (1-4 ребенка);

— групповые (5-10 детей);

— коллективные (вся группа).

4). По причине их проведения:

— случайные;

— запланированные;

— проведённые в ответ на вопрос ребенка.

5). По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

— систематические.

6). По продолжительности:

— кратковременные (от 5-15 мин.);

— длительные (свыше 15 мин.).

7). По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

— многократные или циклические.

8). По месту в цикле:

— первичные;

— повторные;

— заключительные и итоговые.

9). По характеру мыслительных операций:

констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями).

— сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).

10). По характеру познавательной деятельности детей :

— иллюстрированные (детям все известно и эксперимент только подтверждает знакомые факты);

— поисковые (дети заранее не могут знать каков будет результат);

— решение экспериментальных задач.

11). По способу применения в аудитории:

— демонстрационные;

— фронтальные.

6. При проведении экспериментально-исследовательской деятельности с детьми исполнять правила техники безопасности:

экспериментальная работа находится всегда под наблюдением взрослого;

— все вещества необходимые для эксперимента брать только ложечкой;

— не брать руки в рот, грязными руками не трогать глаза.

В своей практике проведения экспериментов и опытов с детьми у меня возникла потребность в составлении правил техники безопасности, я их составляла совместно с детьми, они очень просты, но помогают организовать детей по нужному направлению:

«бери только нужный материал для работы»;

«опытно-экспериментальная работа – это не игра»;

«пробовать на вкус вещество можно только с разрешения воспитателя»;

— «работать с водой, с сыпучими материалами, со стеклом только на подносе или клеёнке»;

«все материалы после работы убери на место».

Подготовка к проведению запланированных экспериментов, опытов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям, сообщается цель или задача, которая должна быть решена в ходе экспериментальной деятельности, обсуждается методика и ход эксперимента. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов.

Методика проведения экспериментальной деятельности с детьми предполагает:

1. Учет структуры проведения экспериментов, опытов:

— постановка, формулирование познавательной задачи;

— продумывание методики экспериментирования;

— выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых детьми;

— прогнозирование результатов будущего эксперимента;

— соблюдение правил безопасности;

— выполнение работы, подведение итогов, формулирование выводов;

— фиксирование результатов (календарь погоды, календарь природы, дневник наблюдений);

— анализ полученных данных, словесный отчет об увиденном.

2. Использование основных методов и приемов при обучении детей экспериментированию :

— эвристические беседы;

— постановка и решение вопросов проблемного характера;

— наблюдения, опыты;

— моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);

фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;

«погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;

— подражание голосам и звукам природы;

— использование художественного слова;

— дидактические игры, игровые обучающие и творчески обучающие ситуации;

— трудовые поручения, действия.

3. Подготовка и оснащение уголка экспериментирования, с учетом возраста детей группы, в который включены перечень предметов и материалов:

— прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски);

— мерные ложки и мензурки, сита и воронки разного размера и материала;

— резиновые и силиконовые груши разного объёма;

— пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл;

— гибкие пластиковые и силиконовые шланги и трубочки, соломка для коктейля;

— гигиенически безопасные пищевые красители; растворимые ароматические вещества (ваниль); продукты питания (соль, сахар, кофе, чай);

природный материал: камни (галька, гравий, керамзит); ракушки; шишки; желуди; орехи; семена: цветов, деревьев; скорлупа; кусочки коры; листья; веточки; мех; перья; пух; гербарий (растения, произрастающие в нашей местности и на территории Кольского полуострова; образцы песка; глины;

бросовый материал: бумага разной фактуры цвета; кусочки материалов: кожи поролона, резины, пластмассы; металлические предметы;

— магниты; увеличительные стёкла; микроскоп; линейки; часы: песочные, механические; весы; мельницы: песочные, водяные;

дидактический материал: картотеки экологических загадок, опытов и экспериментов; карточки-схемы проведения опытов, экспериментов; модели — панно; дидактические игры; иллюстрационный материал.

С какого возраста предполагается начинать экспериментирование в детском саду?

Со второй группы раннего возраста (2-3 года) дети начинают принимать участие в совместных с воспитателем опытнических действиях. Пока они представляют собой простейшие исследования, которые помогают малышам обследовать предметы, отмечая их цвет, величину или форму.

В младшей группе (3-4 года) познавательно-исследовательская деятельность усложняется. Совместно с педагогом, дети учатся проводить эксперименты на примере сенсорных эталонов. Благодаря опытам им становятся понятны ранее скрытые свойства изучаемых объектов.

В средней группе (4-5 лет) экспериментирование имеет цель сформировать у детей умения самостоятельно получать сведения о новом объекте. Для опытов активно используются все органы чувств.

Используя экспериментирование в старшей группе (5-6 лет) нужно стимулировать детей на самостоятельное проведение экспериментальных действий и выявление скрытых свойств явлений и предметов.

В подготовительной к школе группе (6-7 лет) познавательно-исследовательская деятельность совершенствуется. Приветствуется не только самостоятельная работа, но и выбор оптимального способа ее осуществления.

В результате организации детского экспериментирования у детей развивается познавательная активность, проявляется интерес к поисково – исследовательской деятельности. Расширяется кругозор, в частности обогащаются знания о живой природе, о взаимосвязях, происходящих в ней, об объектах неживой природы (воде, воздухе, солнце и т. д.) и их свойствах, о свойствах различных материалов (резине, железе, бумаге, стекле и др., о применении их человеком в своей деятельности.

Экспериментальная работа вызывает у детей интерес к исследованию природы, стимулирует их к получению новых знаний. Таким образом, экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира дошкольника и основ культурного познания им окружающего мира.

Литература: 1. Дыбина, О. В., Рахманова, Н. П., Щетинина,В. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. Москва. Сфера. 2015.

2. Рыжова, Л. В. Методика детского экспериментирования. Москва. Детство-Пресс. 2015.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. / Под ред. Прохоровой, Л. Н. – М., 2004.

4. Веракса,Н. Е., Галимов, О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Москва. Мозаика-Синтез. 2015.

Публикации по теме:

«Организация проектной деятельности дошкольников». Консультация для воспитателей Уважаемые коллеги, в соответствии с требованиями ФГОС ДО, разработаны современные подходы к организации проектной деятельности дошкольников.

Детское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольниковДетское экспериментирование как основа поисково-исследовательской деятельности старших дошкольников Детское экспериментирование - основа поисково - исследовательской деятельности старших дошкольников. Тема «Мы юные исследователи» Цель:.

Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate»Опыт работы «Организация элементарной исследовательской деятельности с использованием игрового оборудования Ultimate» Активизация речемыслительной деятельности детей дошкольников при организации элементарной исследовательской деятельности с использованием.

Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри»Конспект индивидуальной работы с детьми по экспериментально-исследовательской деятельности «Разноцветные мыльные пузыри» " Разноцветные мыльные пузыри" Процесс воспитания детей непрерывен. Большие возможности для развития личности ребенка проходят во время.

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности старших дошкольников «Как происходит извержение вулкана» Вид деятельности: познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование. Образовательная область: Познавательное развитие. Форма.

Конспект НОД в старшей группе с использованием технологии экспериментально-исследовательской деятельности «Свойства песка» Цель: Привлечь детей к самостоятельным размышлениям. Задачи: Образовательные задачи. — Познакомить детей со свойствами песка, установить.

Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа)Конспект по экспериментально-исследовательской деятельности «Волшебница водица» (вторая младшая группа) Цель. Формировать у детей представление о свойствах воды: прозрачная, может менять цвет и вкус, предметы в ней тонут и плавают. Задачи.

Организация познавательно-исследовательской деятельности воспитанников раннего возраста Воспитатель 2-й группы раннего возраста: Коротина С. В. С введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста»Опыт работы «Организация самостоятельной исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» (2) Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребёнка, так как оно направлено.

Проект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возрастаПроект «Маленькие исследователи» по экспериментально-исследовательской деятельности в группе раннего возраста Тип проекта: экспериментально-исследовательский Длительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2019 – май 2020) Участники проекта: дети, воспитатель,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»
Опубликовано: 22 марта 2021 в 09:55
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Организация экспериментально-исследовательской деятельности дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Мишина (УИ 349818) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД