Валентина Тимакова
Консультация «Общаемся с природой по правилам»
▼ Скачать + Заказать документы
«Природа так обо всем позаботилась,
что повсюду ты находишь,
чему учиться»
Леонардо да Винчи
Истинное воспитание ребенка – в воспитании самих себя. Мы общаемся с ребенком всегда – когда учим и приучаем, когда кормим и гуляем, наказываем и играем. От того, как проходит общение, зависят и результаты воспитания, и конечно общее благополучие ребенка.
Публикация «Консультация „Общаемся с природой по правилам“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Прогулки в лесу, правила поведения на природе. Консультации
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Земля – это наш дом и о ней нужно заботиться. Только если с самого раннего возраста учить человека любить природу, он будет ценить её, беречь и лелеять. Сначала в этом помогут книги с красочными картинками, мультфильмы про зверушек и птичек. Детям в возрасте 5-7 лет будут полезны познавательные энциклопедии на природоведческую тематику. Но, несомненно, самый лучший способ привить ребенку любовь к природе – это непосредственно подружить его с ней.
Летом открываются большие возможности для ознакомления детей с природой. Яркая зелень травы деревьев, голубое небо, блеск воды в реке радуют детей. С каким интересом слушают они пение птиц в лесу, наблюдают за насекомыми, животными. Красочный, большой мир окружает детей со всех сторон. Но многое в природе непонятно детям, у них возникает много вопросов. Чем интереснее и подробнее вы будите отвечать на них, тем глубже ребенок будет воспринимать окружающий мир. Не придерживайте ребенка возле себя, не ограничивайте его поиски.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, её умственное, нравственное, эстетическое, физическое и трудовое воспитание. Взрослые, воспоминания о своём детстве, невольно думают о речке, в которой купались; о лесе, где впервые услышали пение птиц; о поляне на которой собирали землянику. Какими вырастут наши дети зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять.
Ребёнок должен понимать, что в природе не бывает «ничейной» реки, ненужной
травки, бесполезной букашки. В природе всё гармонично связано между собой,
нарушение одной из цепочек грозит нарушением природного баланса. Всё это
принадлежит нам – людям, которые живут сейчас, и которые будут жить позже.
Если взрослый равнодушно проходит мимо ребёнка, который наносит вред
природе, если он не учит его беречь природные богатства, значит, он не может сказать, что растит настоящего человека.
Посмотрите, как подчас легкомысленно, пренебрегая элементарными нормами
поведения, мы можем выбросить пластиковую бутылку, стаканчики. И так делают многие, причём всё это происходит на глазах у детей. А ведь нам надо воспитать экологическую культуру поведения у дошкольников.
Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических
навыков, эстетических переживаний и будет проявляться в поступках детей. Для
формирования экологической культуры поведения необходимо давать детям
элементарные научные знания о природе, поддерживать интерес к познанию
окружающего мира. Дети должны научиться сопереживать живым существам: живому
больно, его надо любить, убивать живое нельзя, мы не имеем права уничтожать то, что
создала природа, поэтому детей необходимо не только просвещать, но и учить как правильно вести себя в природе.
Ребёнка с детства надо знакомить с правилами поведения в окружающей природной среде и учить их выполнять. Правила не должны начинаться со слов «нельзя».
Ребёнку необходимо раскрывать значение и пользу каждого явления. В природе всё
взаимосвязано, нет не нужного. Мы лишь гости, а не хозяева в большом природном доме.
Мы, взрослые. Должны давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей
средой. Но если они постоянно видят мусорные свалки, загрязнённые водоёмы,
равнодушное отношение взрослых к бездомным животным, то экологическое
бескультурье становится «нормой» поведения, ребёнок начинает воспринимать это как
привычную картину окружающего мира. Надо помнить, что зрительные образы и
эмоциональный опыт в дошкольном возрасте являются сильнейшими факторами,
определяющими процесс развития экологической культуры личности.
Давая детям определённый запас знаний, хорошо вместе с ними проговаривать и правила поведения на природе. Правила не должны быть сложными, но они должны выполнятся всеми членами семьи. И главным здесь является личный пример родителей.
Правила не должны начинаться со слов «нельзя». Ребёнку необходимо раскрывать значение и пользу каждого явления, его право на существование. Наша задача давать детям позитивный опыт взаимодействия с окружающей средой. Разговаривая с детьми о правилах поведения на природе и обращая их внимание на то, чего нельзя делать, как не следует себя вести, важно проговаривать, а что же можно делать в лесу. На одних запретах нельзя воспитывать ребёнка.
Для приобретения детьми опыта поведения в природной среде можно использовать экологические ситуации. Например, рассказать ребё нку: мальчики нашли в лесу маленького ёжика и принесли его домой. Хорошо ли это для ежа? Человек не сможет выкормить детёныша и он погибнет. Животные в природе не потерянные и не брошенные. У них своя жизнь. Никто кроме родителей не создаст им условий для роста и развития. Ёжика надо отпустить.
Можно также использовать и жизненные ситуации. Например, на ваших глазах малыш подбежал к стае голубей и разогнал их. Попросите сына или дочь дать оценку этому поступку:
- Как бы поступил ты? Что надо делать, когда встречаешь птиц?
- Надо ли птицам помогать и как?
- Нужно ли без необходимости срывать несъедобные ягоды калины, крушины,
Помните – взрослый своим отношением к природе оказывает сильное воздействие на личность ребёнка. Всё лучшее ребёнок черпает из семьи. Значит, наша с вами задача заключается в том, чтобы выработать у детей необходимую жизненную позицию. Мы должны внушить ребёнку как непреложный нравственный закон – бережное отношение к природе. Каждый ребёнок должен знать, что, сохраняя в чистоте небольшой родничок, он заботится не только о себе и своих близких, о родной стороне, но и обо всех людях, живущих на Земле.
Согласитесь, было бы хорошо, если в каждой семье стало доброй традицией в день рождения сажать молодые деревца, высаживать цветы.
«У нашей природы должны быть миллионы любящих, верных друзей. Когда сам народ возьмётся за сбережение лесов, рек, озёр, зелёных насаждений, украшающих нашу землю, тогда можно быть спокойным за их сохранность», - говорил писатель Леонид Леонов.
Для того, чтобы дети лучше усвоили правила поведения в природе, их можно изобразить в схемах и придумать разрешающие правила.
«Азбука поведения в природе»
- Следите за чистотой леса. (Всегда надо приводить в порядок то место, на котором отдыхали)
- «Оберегайте животных» (Животные в природе – не потерянные и не брошенные, они живут своей жизнью)
- «Ядовитые грибы – это лекарство для диких животных»
- «Съедобные грибы надо срезать только ножом, чтобы не повредить грибницу»
- «Охраняйте домик муравьёв» (Муравьи санитары леса, они не дают размножаться насекомым, которые губят лес)
- «Оберегайте лекарственные растения» (Из них делают лекарства)
- «В парке, в лесу – ходи по тропинкам и дорожкам» (В траве много маленьких насекомых, они не заметны и их можете раздавить)
-«Помогите деревьям» (Если увидели сломанную веточку- подвяжите её, она приживётся)
- «Послушай тишину леса»
- «Если увидел гнездо птиц- постарайся тихо уйти с этого места»
- «Полюбуйся красотой бабочки» (Помните они украшают природу и опыляют растения)
- «Оберегайте пауков» (Это полезные насекомые, которые защищают деревья)
Пожалуйста, поговорите дома о правилах и попробуйте вместе со своим ребёнком их придумать и зарисовать схемой.
«Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
В. Берестов»
Используемая литература:
1. Т. Н. Зенина «Экологическая гостиная в ДОУ».
Москва. Центр педагогического образования. 2008.
2. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа экологического воспитания в детском саду.
Москва. Мозаика Синтез. 2010.
3. С. Н. Николаева «Юный эколог». Для работы с детьми 2-4 лет.
Москва. Мозаика Синтез. 2010.