Елена Киба
Консультация «Обогащаем словарь детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Обогащаем словарь детей.
Речь
– это самый простой и самый сложный способ самоутверждения, потому что пользоваться ею – серьезная наука и немалое искусство.
Старший дошкольный возраст
– очень важный период в жизни ребенка. Дети, не владеющие достаточным лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей.
В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, теле-, радиопередачи.
Публикация «Консультация „Обогащаем словарь детей“» размещена в разделах
Поэтому развитие словаря – это одна из важных задач развития речи.
Развитие ребенка происходит через общение и совместную деятельность со взрослыми, только так ребенок познает мир. С обогащением знаний детей об окружающем расширяется и словарный запас. Стимулируйте развитие словаря посредством:
• наблюдения (наблюдайте за сезонными изменениями, происходящими в природе; за животными; рассматривайте различные предметы и т. д.);
• рассматривания картин, картинок, игрушек;
• показа мультфильмов;
• чтения художественных произведений;
• разучивание стишков, потешек, скороговорок;
• играя в игры: речевые дидактические, словесно-логические упражненийя ("Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек. " - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента. " - "А что шире - ручеек или река?")
Следует отметить, что данные приемы должны сопровождаться комментариями или рассказом взрослого. Постоянно рассказывайте, поясняйте ребенку: «Что это?», «Для чего это?», «Как это устроено?», «Почему происходит так, а не иначе?» и т. д.
Работа над развитием словаря должна проходить по нескольким направлениям:
Обогащение словаря
новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).
Уточнение словаря
предполагает углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира.
Активизация словаря
дети должны не просто запомнить новые слова, но и уметь свободно ими пользоваться.
Устранение
из речи детей нелитературных слов - (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.
Ребенок успешно овладевает речью, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Занимательные словесные игры для родителей, ведь игра для ребёнка – это основной вид деятельности.
Учитывая большую загруженность родителей, рекомендую «играть на кухне» доступными предметами и материалами.
Игра «Волшебные палочки».
из спичек сложить фигуры, узоры и другое.
Игра: «Поможем маме»
где предлагается ребенку перебрать рис, горох, гречку, пшено. Эти игры развивают мелкие мышцы руки.
Игра «Угощаю»
развивает словарный запас детей. Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.
Игра «Приготовим сок»
развивает грамматический строй речи. Из яблок сок (яблочный, из груш сок (грушевый) и т. д. А потом наоборот: апельсиновый сок из чего? (из апельсинов).
Игра на обогащение словаря ребенка «Доскажи словечко».
Родитель называет фразу, а ребенок ее должен закончить.
Упражнения с существительными.
Родитель (показывает игрушечного медведя). Назови по-разному эту игрушку. (Мишка, мишенька, мишуленька, мишутка и т. д.)
Скажи об игрушках словами, в которых слышится звук Ш. (мишутка, мишка, сынишка, малыш, мишуля).
Упражнение с глаголами
.Родитель. Что умеет делать кошка? (Лакать (молоко, лазить (по деревьям, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, стоять, ласкаться).
Что любит делать щенок? (Бегать, грызть (кость, гоняться (за кошкой, ласкаться).
Как ведёт себя щенок, когда ему дают кость? (грызёт, наслаждается, рычит, радуется, торопиться).
Что делает щенок, когда его берут на руки? (Прижимается, радуется, смотрит, зажмуривается, сопит).
Упражнения с прилагательными.
Родитель. О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковородка, круглый (шар, мяч, стол, поднос, обруч, круглое (зеркало, колесо?
Какими словами можно сказать про солнышко? (Ясное, лучистое, золотистое, весёлое, радостное, светлое, весеннее, доброе, ласковое, горячее).
Упражнения с наречиями.
Родитель. Как мчится волк за своей добычей? (Быстро, стремительно,
Как передвигается черепаха? (Медленно, спокойно, плавно).
Как падают листья на землю во время листопада? (Бесшумно, тихо, легко, медленно, спокойно, плавно, красиво).