Татьяна Рочева
Консультация «О воздействии речи взрослого на поведении детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «О воздействии речи взрослого на поведении детей».
Очень часто в нашей работе возникают трудности из-за неумения пользоваться словом как инструментом, воздействующим на ребёнка, помогающим установить с ним контакт. Наша речь всегда должна быть правильной, в меру эмоциональной и доходчивой. Дети удивительно чётко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, умеренно громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют. Если послушаем разговоры детей, то непременно заметим, что в их интонациях, словоупотреблении проявляются речевые особенности окружающих лиц. Они передают наши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.
Публикация «Консультация „О воздействии речи взрослого на поведении детей“» размещена в разделах
А. С. Макаренко говорил, что если дети не слушаются, значит, старшие не имеют авторитета. Что же способствует созданию авторитета?
Взрослый, прежде всего, должен уметь разговаривать с детьми; тон разговора естественный, искренний, вызывающий доверие. Необходимо владеть своим голосом. Доброжелательно создать атмосферу тепла, бодрого, жизнерадостного настроения. Учитесь обращаться к ним без крика, спокойно, иногда настойчиво и требовательно, а иногда шутливо, ласково и загадочно. Ребята привыкнут к вашему спокойному тону и также будут обращаться к вам и друг к другу.
Неприятно слышать, когда дети в группе громко разговаривают и на фоне их голосов слышен крикливый голос взрослого : «Убери на место игрушку!». «Одень куклу!» Старайтесь не употреблять жёсткие требования «Сядь!», «Прекрати!», указания «Убрать игрушки». Куда лучше будет если используете советы «Я бы на твоём месте, помогла Саше», «Дети, давайте разговаривать потише, а то головки заболят». Не надо использовать угрозы «Если ты, то я тебя …»Не злоупотребляйте постоянными запретами «Не трогайте», Не бегайте», «Не шумите». Не нужно называть детей по фамилии, придумывать клички.
Следите за своим голосом, думайте над каждым своим словом, ибо лишние, не нужные слова, очень возбуждают ребят. Обычно у многословного взрослого дети шумливы и не сразу реагируют на обращения, указания и просьбы.
Когда взрослый хочет привлечь внимание детей, то чуть громче говорит: «Послушайте …», а затем, убедившись, что дети готовы слушать, спокойно отдаёт распоряжение.
В спокойной обстановке можно поговорить с каждым ребёнком, обучая своим примером культуре речевого общения.
Здоровая тишина – благоприятный и обязательный фон для охраны нервной системы, слуха, голоса. Детей, постоянно находящихся в шумной обстановке, трудно научить разговаривать спокойно, вежливо, выразительно, владеть интонацией и силой голоса.