Ирина Трямкина
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников»
Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения всегда была и будет актуальной. Задача вырастить молодое поколение добрым, честным, отзывчивым стояла не только перед нашими отцами и дедами, но и во все прежние века и тысячелетия. Современное российское общество в настоящее время особенно остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Осознает потребность прививать подрастающему поколению нравственно-духовные ценности и традиции.
Публикация «Консультация „Нравственное воспитание дошкольников“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Консультации для родителей
- Темочки
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. В настоящее время материальные ценности доминируют над духовными. У современных детей искажены представления доброте, милосердии, великодушии, справедливости, патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоционально-волевая и духовная незрелость. Однако возникшие трудности не должны являться причиной приостановки нравственного воспитания. И как бы ни менялось общество, воспитание у детей нравственных ценностей необходимо в любое время.
Формирование основ нравственных качеств человека важно начинать в дошкольном возрасте. Потому как именно в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. Малыши больше открыты окружающему миру. Всё, что усвоено в дошкольный период : знания, навыки, привычки, способы поведения, черты характера, оказываются особенно прочными и являются фундаментом дальнейшего развития личности. Из детства ребёнок выносит то, что потом сохраняется на всю жизнь. Детское восприятие самое точное, а детские впечатления самые яркие.
Нравственное воспитание – это целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям человечества и конкретного обществ. Содержанием нравственного воспитания дошкольника является формирование таких качеств, как: уважение к старшим, любовь к родителям и своим близким, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности, воспитание начал ответственности. Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. В своей семье, в детском коллективе, на улице, среди сверстников. Оно осуществляется во всех сферах их деятельности и неразрывно связано со всеми остальными видами воспитания.
Первые навыки нравственного воспитания дети получают в семье. Ведь семья – это маленький коллектив, основанный на принципах сотрудничества и взаимопомощи, где дети учатся искусству жить среди людей, любить их, ощущая на себе и проявляя к другим внимание и доброе отношение. Важную роль в воспитании детей играет общий уклад жизни семьи: равенство супругов, организация семейной жизни, правильные взаимоотношения между членами семьи, общий тон доброжелательности, взаимного уважения и заботы, атмосфера патриотизма, трудолюбия, общий порядок и семейные традиции, единство требований взрослых к ребенку. Жизнь семьи должна быть организована таким образом, чтобы удовлетворялись и развивались не только материальные нужды, но и духовные потребности. Переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно. Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы.
Целенаправленное и систематическое формирование нравственных установок, помимо семьи, возможно лишь в организованном детском коллективе. Существуют несколько способов развить нравственные качества дошкольников : личным примером, чтением литературных произведений, учебой, игрой, трудовой деятельностью, контакты с природой, творчеством. В детском саду, как правило, применяются все эти методы. Играя, обучаясь, трудясь, занимаясь творчеством, малыш передает свое эмоциональное состояние, обучается общению с ребятами, постигает понятия нравственности. Получаемые знания слоями закладываются в сознании, образуя совокупность личных качеств.
В зависимости от возраста, упор нужно делать на разных моментах:
• Для самых маленьких – дать почувствовать любовь окружающих и научить детей ее выражать; аккуратно и осторожно порицать агрессию.
• Для младших дошкольников – научить стремиться к успеху и адекватно воспринимать неудачи; очень важно совпадение преподнесенной теории и примера взрослых.
• Для средних дошколят – научить решать логические вербальные задачи, руководствуясь понятиями нравственности; умение понимать и воспринимать чувства других.
• Для старших дошкольников – научить делать анализ позитивных и негативных поступков.
Семья и дошкольное учреждение – два важных института социализации ребенка. И хотя их воспитательные функции различны, для всестороннего развития ребенка необходимо их непрерывное взаимодействие.
Нравственное воспитание подрастающего поколения было и будет одной из основных задач нашего общества во все времена. Этот процесс положительно меняет человеческую личность. Ребенок воспитывается нравственно, входит в социальную среду, приступает к самовоспитанию и взаимодействию с другими людьми. Для правильного воспитания высших нравственных чувств надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь детей как в семье, так и детском коллективе.