Ольга Ткаченко
Консультация Нестандартное оборудование для часто болеющих детей
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация «Использование нестандартного оборудования
в работе с часто болеющими детьми»
У большинства ослабленных и часто болеющих детей наблюдаются сочетания различных отклонений в состоянии здоровья. Чаще всего выявляются такие сочетания, как нарушения опорно-двигательного аппарата, повторные простудные заболевания; нарушения функций сердечно - сосудистой системы, заболевания носоглотки и др. Содержание двигательной деятельности таких детей должно быть щадящим.
Публикация «Консультация Нестандартное оборудование для часто болеющих детей» размещена в разделах
Нередко дети, с ослабленным здоровьем в силу относительно низких двигательных возможностей, сами отдают предпочтение играм, связанным с однообразной позой, с малоподвижной деятельностью. Создание нужных условий должно одновременно способствовать определению и реализации для каждого ребенка своей индивидуальной «зоны ближайшего развития».
Успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды, насыщенной, многофункциональным оборудованием и инвентарём.
Нестандартное физкультурное оборудование – это оборудование, сделанное своими руками из подручных средств и материалов. Оно позволяет:
- повысить интерес детей к выполнению основных движений и игр;
- развивать у детей наблюдательность, эстетическое восприятие;
- воображение, зрительную память;
- развивать чувство формы и цвета;
- способствовать формированию физических качеств и двигательных умений детей.
При помощи использования нестандартного физкультурного оборудования я решила повысить интерес часто – болеющих детей к различным видам двигательной деятельности, поднять эмоциональный настрой, развить дыхание, укрепить здоровье.
Для изготовления нестандартного физкультурного оборудования можно использовать самые разнообразные материалы, в основном это бросовый материал.
Готовое нестандартное оборудование должно соответствовать следующим требованиям:
безопасность;
максимальная эффективность;
удобство, практичность в применении;
компактность;
универсальность;
технологичность и простота в изготовлении;
эстетичность.
Подобное оборудование дает возможность проводить новые интересные и увлекательные игры на занятиях. Это позволит детям «отдохнуть» от постоянно повторяющихся упражнений, а педагогу – реализовать новые идеи и задачи обучения с меньшей затратой денежных средств.
Оборудование мобильно, соответствует требованиям техники безопасности, поддаётся санитарной обработке.
Дыхательная гимнастика
Ведь не секрет, что при помощи правильного дыхания можно избежать гайморита, астмы, неврозов, избавиться от головной боли, насморка, простуды, расстройства пищеварения и сна и быстро восстановить работоспособность после умственного и физического утомления.
Для полноценного дыхания необходимо соблюдать следующие правила: дышать надо только через нос равномерно и ритмично; стараться максимально наполнять легкие воздухом при вдохе и делать максимально глубокий выдох; при появлении малейшего дискомфорта занятия дыхательной гимнастикой прекратить.
Дыхательная гимнастика играет важную роль в процессе оздоровления и закаливания дошкольников, способствует рассасыванию воспалительных образований, устранению застойных местных явлений, налаживает нарушенные функции сердечно — сосудистой системы, укрепляет весь аппарат кровообращения и многое другое.
Дыхательные упражнения могут проводиться во время утренней гимнастики, гимнастики после пробуждения или на прогулке. На первых порах дыхательные упражнения кажутся детям одними из самых сложных. И тем важнее помочь детям, превратив скучные упражнения в веселую игру. Например, игра «Спортивный кубик» :
Для проведения дыхательной гимнастики используем такие пособия как:
- Ветерок в бутылке;
- Игровое пособие «Надуй перчатку или забавные человечки»;
- Воздушный лабиринт;
- Необыкновенный футбол;
- Задуй шарик в домик;
- Летающие бабочки;
- Бурлящая вода;
- Мобиль (разбуди птичек; снег и дождик);
- Цветочные качели;
- Послушный шарик;
- Дождик;
- Круглая вертушка;
- Буря снежная или Снегопад.
Цель: профилактика возникновения болезней дыхательных путей; учить детей правильно дышать (вдыхать воздух через нос и рот, а выдох делать только через рот).
Важная роль в работе с часто болеющими и ослабленными детьми принадлежит упражнениям, улучшающим местное крово – и лимфообращение. Это приседания, ходьба на согнутых ногах, бег на месте, бег по пересеченной местности. Эффект от подобных упражнений равноценен физиологическому действию теплых ножных ванн; их целесообразно включать в начало занятий физической культурой.
Для правильного выполнения дыхательных упражнений большое значение имеет исходное положение рук: положение «руки на поясе» способствует созданию благоприятных условий для вентиляции легких. Положение и движение рук на уровне головы и выше активизирует дыхательные функции мышц нижней части грудной клетки и диафрагмы. Укрепление дыхательной мускулатуры достигается также использованием упражнений, направленных на развитие мышц плечевого пояса.
Игры на воздухе в большей мере, чем в помещении, способствуют тренировке носового дыхания, улучшению аэрации разных отделов легких, углублению выдоха, улучшению функции дыхания в целом. С этой же целью целесообразно предложить детям такие игры, как «Филин», «Подуй на шарик», «Лети, перышко», «Дракон», «Чей шарик выше, дольше летит» и др.
Где же мы можем использовать дыхательную гимнастику? Да, в различных режимных моментах: как часть физкультурного занятия, в музыкальной образовательной деятельности, в утренней гимнастике, после дневного сна, на прогулке, в игровой деятельности и т. д.
Применение нестандартных пособий внесло разнообразие и эффект новизны, позволило шире использовать знакомые упражнения, дало возможность варьировать задания. Кроме этого, ребята сами стали авторами некоторых упражнений с применением того или иного оборудования. Дети с удовольствием принимали участие и в изготовлении нестандартной атрибутики. Из-за этого такое оборудование становилось еще интереснее в применении.
Таким образом, динамичные, эмоционально-насыщенные упражнения и игры детей с нестандартным оборудованием позволили нам решить поставленные задачи, а также развить изобретательность в самостоятельной деятельности, фантазию.
Я познакомила вас с некоторыми тренажерами для дыхательной гимнастики. Вы можете применить всю свою фантазию, чтобы придумать что-то новое, разнообразить дыхательные упражнения, подобрать стихи, изготовить тренажеры.