Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.
Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Темочки
Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?
Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.
Первой формой общения первообытных людей были жесты; особенно здесь была велика роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.
Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».
Предлагаю вашему вниманию подборку пальчиковых игр и стихотворений для детей 4-5 лет, для развития тонких движений пальцев рук и речи.
«Компот»
Будем мы варить компот, лев. Ладошку держат ковшиком, указ. пальцем пр. руки» мешают»
Фруктов нужно много. Вот: (загиб. Пальчики по одному, нач. с большого)
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот. (опять варят и мешают»)
Угостим честной народ
«Наш мизинчик в лес пошел»
Наш мизинчик в лес пошел, (сжимают руку в кулачок)
Безымянный - гриб нашел, (разгибают пальчики)
Средний пальчик его мыл,
Указательный солил,
Большой пальчик встал и съел,
Потому и потолстел.
«За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять, (ритмично сжимаем и разжимаем пальчики)
Будем ягоды считать!
Брусника и клюква, (загибаем по одному пальцу на правой руке)
Черника, малина,
Еще землянику положим в корзину.
Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»
Посчитаем в первый раз, (попеременно ударяют по столу)
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки, (загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках)
Для Наташки и Сережки,
Да еще ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот и валенки
Для малышки Галеньки.
Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»
Аленка-маленка шустра и быстра: (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)
Воды наносила,
сарафан дошила, носок довязала, (загибают пальчики по-одному, начиная с больших)
ягод насобирала, песню допела,
везде поспела,
В охотку ей дело
Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (Н. В. Нищева)
Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, на обеих руках)
Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку. (загибают пальчики, на обеих руках)
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили. (хлопают в ладоши)
Много мебели в квартире. (стучат кулачками)
Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Н. В. Нищева)
Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повтор)
Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)
И большую поварешку.
Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали-
Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)
Игра: «Продукты» (хлопки)
Жили-были сыр,
Котлеты, мармелад,
Зефир, конфеты,
Соки, овощи и фрукты
Называем их продукты,
Называем их – еда,
Очень любим их всегда.
Пальчиковая гимнастика «Мы во двор гулять пошли»
Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики по-одному)
Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцем)
Бабу снежную лепили, («лепят» комочек снега)
Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)
С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)
Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щеку)