Папки-передвижки

Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»

Анна Владимировна Фоминцева
Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»
▼ Скачать + Заказать документы

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких как И. П. Павлов, А. Р. Лурия, А. А. Леонтьев. Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Публикация «Консультация „Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи“» размещена в разделах

Особенно тесно связано со становлением речи развитие тонких движений пальцев рук. Почему человек, не находящий нужного слова для объяснения, часто помогает себе жестами? И наоборот: почему ребенок, сосредоточенно пишущий, рисующий, помогает себе, непроизвольно высовывая язык?

Известный исследователь детской речи М. М. Кольцова пишет: «Движения пальцев рук исторически, в ходе развития человечества, оказались тесно связанными с речевой функцией.

Первой формой общения первообытных людей были жесты; особенно здесь была велика роль руки…развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев. Таким образом, «есть все основания рассматривать кисть руки как орган речи-такой же, как артикуляционный аппарат. С этой точки зрения проекция руки есть еще одна речевая зона мозга».

Предлагаю вашему вниманию подборку пальчиковых игр и стихотворений для детей 4-5 лет, для развития тонких движений пальцев рук и речи.

«Компот»

Будем мы варить компот, лев. Ладошку держат ковшиком, указ. пальцем пр. руки» мешают»

Фруктов нужно много. Вот: (загиб. Пальчики по одному, нач. с большого)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. (опять варят и мешают»)

Угостим честной народ

«Наш мизинчик в лес пошел»

Наш мизинчик в лес пошел, (сжимают руку в кулачок)

Безымянный - гриб нашел, (разгибают пальчики)

Средний пальчик его мыл,

Указательный солил,

Большой пальчик встал и съел,

Потому и потолстел.

«За ягодами»

Раз, два, три, четыре, пять, (ритмично сжимаем и разжимаем пальчики)

Будем ягоды считать!

Брусника и клюква, (загибаем по одному пальцу на правой руке)

Черника, малина,

Еще землянику положим в корзину.

Пальчиковая гимнастика «Сколько обуви у нас»

Посчитаем в первый раз, (попеременно ударяют по столу)

Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки, (загибают пальчики, начиная с больших, одновременно на обеих руках)

Для Наташки и Сережки,

Да еще ботинки

Для нашей Валентинки,

А вот и валенки

Для малышки Галеньки.

Пальчиковая гимнастика «Аленка-маленка»

Аленка-маленка шустра и быстра: (хлопают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок)

Воды наносила,

сарафан дошила, носок довязала, (загибают пальчики по-одному, начиная с больших)

ягод насобирала, песню допела,

везде поспела,

В охотку ей дело

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире» (Н. В. Нищева)

Раз, два, три, четыре, (загибают пальчики, на обеих руках)

Много мебели в квартире. (сжимают и разжимают кулачки)

В шкаф повесим мы рубашку. (загибают пальчики, на обеих руках)

А в буфет поставим чашку.

Чтобы ножки отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле.

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом,

Чай с вареньем дружно пили. (хлопают в ладоши)

Много мебели в квартире. (стучат кулачками)

Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Н. В. Нищева)

Раз, два, три, четыре, (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши, повтор)

Мы посуду перемыли: (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли : (одна ладонь скользит по другой по кругу)

Только чашку мы разбили, (загибают пальчики по-одному, начиная с большого)

Ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился,

Ложку мы чуть-чуть сломали-

Так мы маме помогали. (удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши)

Игра: «Продукты» (хлопки)

Жили-были сыр,

Котлеты, мармелад,

Зефир, конфеты,

Соки, овощи и фрукты

Называем их продукты,

Называем их – еда,

Очень любим их всегда.

Пальчиковая гимнастика «Мы во двор гулять пошли»

Раз, два, три, четыре, пять (загибают пальчики по-одному)

Мы во двор пошли гулять. («идут» по столу указательным и средним пальцем)

Бабу снежную лепили, («лепят» комочек снега)

Птичек крошками кормили, («крошат хлебушек» всеми пальчиками)

С горки мы потом катались (ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А еще в снегу валялись. (кладут ладошки на стол то одной, то другой стороной)

Все в снегу домой пришли. (отряхивают ладошки)

Съели суп и спать легли. (движения воображаемой ложкой; руки под щеку)

Публикации по теме:

Самодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизниСамодельные дидактические игры, развивающие мелкую моторику пальцев и координацию движений рук у детей третьего года жизни Здравствуйте, дорогие коллеги! В этом году я работала на группе раннего возраста. Некоторым детям в начале года не исполнилось еще и двух.

Игровое пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Заплети косички»Игровое пособие для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Заплети косички» Пособие дает возможность научить детей дошкольного возраста заплетать косы, соблюдая при этом определенный порядок перемещения прядей.

Книга для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗКнига для развития мелкой моторики пальцев рук для детей с ОВЗ Учёными доказано, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная.

Консультация для родителей и педагогов «Особенности развития основных видов движений»Консультация для родителей и педагогов «Особенности развития основных видов движений» Консультация для родителей и педагогов"Особенности развития основных видов движений"К основным движениям относится ходьба, бег, упражнения.

Консультация для родителей «Примерный перечень физкультурного оборудования для развития движений малышей в домашних условиях» Консультация для родителей"Примерный перечень физкультурного оборудования для развития движений малышей в домашних условиях" Для ходьбы.

Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей»Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Консультация для родителей «Взаимосвязь физического и психического здоровья детей» Физическое и психическое развитие человека неразрывно.

Пособие для развития координации движений кистей и пальцев рук «Пальчиковые шаги»Пособие для развития координации движений кистей и пальцев рук «Пальчиковые шаги» «Пальчиковые шаги» – это упражнения, направленные на развитие координации движений кистей и пальцев рук. Эти упражнения развивают память,.

Семинар-практикум с родителями «Тестопластика как средстворазвития мелкой моторики и координации движений пальцев рук» Семинар – практикум с родителями Партнерское взаимодействие с родителями «Тесто пластика как средство развития мелкой моторики и координации.

Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи»Консультация «В чем заключается влияние пальцев на развитие речи» В чем заключается влияние пальцев на развитие речи. У детей при ряде речевых нарушений отмечается выраженная в разной степени общая моторная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»
Опубликовано: 27 марта 2024 в 11:44
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Взаимосвязь развития тонких движений пальцев рук и речи»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Владимировна Фоминцева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД