Петрова
Консультация «Социальная адаптация как психолого-педагогический феномен»
▼ Скачать
Консультация
на тему:
«Социальная адаптация, как психолого-педагогический феномен».
С приходом ребенка в школьное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие родителей или других близких взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, а значит потенциально опасного, другой стиль общения.
Публикация «Консультация „Социальная адаптация как психолого-педагогический феномен“» размещена в разделах
- Адаптация в детском саду. Консультации
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Все это обрушивается на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и психическая регрессия).
Ребёнок, живущий в изменяющихся социальных условиях, должен обладать способностью приспосабливаться и к ним, поскольку любая социальная среда требует от ребенка форм поведения, ей адекватных, иными словами это есть социальная адаптация.
По словам Ю. А. Миславского: " Социальная адаптация — процесс и результат активного приспособления индивида к условиям новой социальной среды. Для личности социальная адаптация носит парадоксальный характер: она разворачивается как гибко организованная в новых условиях поисковая активность, выход индивида за предел готовой конечной формы. Чем менее выражено в индивиде личностное начало, тем более социальная адаптация носит характер приспособления к новым условиям социальной среды". "АДАПТАЦИЯ - это не только приспособление к успешному функционированию в данной среде, но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.
"АДАПТАЦИЯ представляет собой весьма сложное явление, заключающее в себя несколько относительно самостоятельных, но органически взаимосвязанных компонентов:
- физическая и физиологическая адаптация - приспособление к физическим условиям труда;
психологическая адаптация - внутренняя приспособляемость личности к требованиям учебного воспитательного учреждения, если можно так выразиться, душевного спокойствия, удовлетворенности деятельностью, условиями;
социально - психологическая, межличностная адаптация -приспособляемость к другим членам коллектива, группы, сверстникам и т. д. ;
социальная адаптация в узком смысле слова, как принятие человеком норм, ценностей, стандартов поведения, принятых в коллективе.
К. О. Сантросян о характере и этапах адаптации говорит следующее : "В социологии и психологии адаптацию рассматривают как процесс и результат установления определенных взаимоотношений между личностью и социальной средой. Данное понятие адаптации довольно широкое и в психологической науке его содержание нуждается в конкретизации, с включением в него наряду с фактором социальной среды и фактора характера деятельности, т. к. окончательная адаптация к новой социальной среде опосредуется через адаптацию к новой форме деятельности.
Явление адаптации необходимо рассматривать в трех аспектах:
с позиции объекта адаптации (к чему необходимо адаптироваться, которая проявляется в двух формах — в виде социальной среды и вида деятельности;
психологического содержания поведения - адаптации к новизне среды или деятельности, проявляющаяся в преодолении психологического барьера и освоение социальной среды и деятельности;
психологических механизмов адаптации к новизне и освоения социальной среды и деятельности - замены эмоционального напряжения оперативным и формирования механизмов выполнения конкретного вида деятельности.
К. О. Сантросян выделяет два вида процесса адаптации :
1. "физиологическая и психофизиологическая" адаптация - сравнительно короткий период, приводящий к замене эмоционального напряжения. В этом периоде происходит преодоление психологического барьера и привыкание к новой среде и деятельности;
2. "психологическая адаптация" - характеризуется формированием психологических механизмов поведения в новой социальной среде и выполнении деятельности.
По мнению ереванского психолога : «Продолжительность и напряженность процесса зависят от степени различия между новой и старой системами, что требует обеспечения переходного этапа между ними, на протяжении которого должны сформироваться психологические механизмы адаптации, т. е. механизмы преодоления психологического барьера и выполнения нового вида деятельности».
В своих научных тезисах "О факторах, способствующих адаптации".
В. Е. Кадочкина пишет, что одним из существенных факторов, влияющих на адаптацию, являются врожденные качества, например, общие и парциальные свойства нервной системы. Основные свойства нервной системы в значительной степени влияют на направленность деятельности ребенка, а так же его коммуникабельность, а от нее зависит количество источников информации, получаемой при непосредственных взаимодействиях с членами коллектива. Недостаточный учет врожденных особенностей может существенно затруднить и сдержать развитие ребенка. Адаптация к межличностным отношениям наиболее успешно осуществляется в процессе трудовой деятельности, игровой деятельности, общественной работы.
АДАПТАЦИЯ — сложное явление, и на различные его компоненты по-разному влияют различные факторы. Адаптация к новым, более сложным методам и формам учебной деятельности зависит в первую очередь от педагогического мастерства и такта, знание детей и умение осуществлять дифференцированный подход к ним, знание и учет учителем, воспитателем существенных индивидуальных особенностей ребенка. Одним из существенных факторов адаптации является единство требований к воспитанникам со стороны взрослых и создание благоприятного психологического климата в детском коллективе.
Изучая процесс адаптации, нельзя не затронуть понятие социализации, т. к. адаптация является одним из основополагающих механизмов процесса социализации.
"СОЦИАЛИЗАЦИЯ" - процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических механизмов, социальных норм и ценностей, необходимых для успешного функционирования индивида в данном обществе. Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни.
По Фрейду, основными в процессе социализации являются стадии психо-сексуального развития, при котором происходит "развертывание" врожденных свойств человека, но в конфликте с требованиями общества. Фрейд считал, что социализация ограничивается первыми 5-6 годами жизни, что вместе с его отрицанием позитивной роли социального окружения критиковалось более поздними исследователями этой проблемы. Так, подход Ж. Пиаже, сохраняя идею различных стадий в развитии личности, существенно отличается от фрейдовского. Пиаже делает акцент на развитие когнитивных структур индивида и их последующей перестройке в зависимости от опыта и социального взаимодействия, которые играют решающую роль в переходе от одной стадии развития к другой. Ребенок усваивает новый опыт, используя существенные схемы, и приспосабливает когнитивные структуры к новому опыту с помощью механизма "равновесия".
К сожалению, проблемы, связанные с адаптацией, остаются на уровне теоретических исследований и сводятся лишь к рекомендациям.
Как же у ребенка формируются способности к адаптации.
Само рождение ребенка — яркое проявление биологической адаптации организма. Переход из условий внутриутробного к вне утробному существованию требует коренной перестройки в деятельности всех основных систем: кровообращения, дыхания, пищеварения. Эти системы к моменту рождения должны иметь возможность осуществить функциональную перестройку, т. е. должен быть соответствующий уровень готовности всех адаптационных механизмов.
Здоровый новорожденный имеет этот уровень готовности и достаточно быстро приспосабливается к существованию во вне утробных условиях. Так же как и другие функциональные системы, система адаптационных механизмов продолжает свое созревание и совершенствование в течении ряда лет последующего развития ребенка. В рамках этой системы уже после рождения у ребенка формируется и возможность к социальной адаптации (по мере того как он приобретает социальные формы поведения, и расширяются рамки социальных условий его жизни). Это происходит одновременно с формированием всей функциональной системы высшей нервной деятельности и психике ребенка, и тесно связано с возникновением поведенческих реакций, привычных для требований семейной среды. Если эти требования меняются, то ребенок попадает в трудное положение, ему надо изменить привычные формы поведения и привести их в соответствие с новыми условиями жизни. Такие обстоятельства требуют определенного напряжения системы адаптационных механизмов. Насколько ребенок успешно справится с этими трудностями, во многом зависит от функциональных возможностей этой системы.
Функциональные возможности системы адаптационных механизмов определяются несколькими факторами:
состояние здоровья и уровень развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок обладает большей функциональной возможностью всех систем организма, в том числе и системы адаптационных механизмов. Он легче справляется с любыми трудностями;
факторы риска биологического и социального анамнеза. К биологическим факторам относятся токсикозы и заболевания матери во время беременности. Социальные возникают уже после рождения ребенка и выражаются в том, что малышу не обеспечивается правильный режим (достаточный дневной сон, бодрствование и т. д.).
Такой ребенок гораздо хуже справляется с трудностями адаптационного периода, неизбежно возникают эмоциональные стрессы и как следствие — либо заболевание, либо другие проявления тяжелой адаптации;
возрастные особенности появления и закрепление разных форм социального поведения определяют характер реакций ребенка. При необходимости эти формы поведения ему приходится менять;
для совершенствования системы адаптационных механизмов имеет значение уровень адаптационных возможностей организма в перестройке форм поведения, в зависимости от изменяющихся социальных условий. Это качество не формируется само по себе. Оно требует определенной тренировки, которая с возрастом усложняется, однако не должна превышать возрастных возможностей ребенка. Ребенок не должен приходить в состояние стресса при каких-то необычных социальных ситуациях. Это умение формируется параллельно с развитием психики. Ребенка нужно ставить в такие условия, когда ему необходимо менять формы поведения. Вначале это проявляется в мелочах: нельзя кричать на улице, некрасиво капризничать в гостях, надо уметь играть с другими детьми и т. д. Но именно в таких, казалось бы, мелочах формируются качества именуемые обобщенным термином "социальная зрелость" (сюда включаются и возможности к социальной адаптации).
В ходе комплексного исследования, проведенного учеными в разных странах, было выделено три фазы адаптационного процесса :
ОСТРАЯ ФАЗА, которая сопровождается разнообразными колебаниями в соматическом состоянии и психическом статусе, что приводит к снижению веса, частым респираторным заболеваниям, нарушению сна, снижению аппетита, регрессу в речевом развитии (длится в среднем один месяц);
ПОДОСТРАЯ ФАЗА — характеризуется адекватным поведением ребенка, т. е. все сдвиги уменьшаются и регистрируются лишь по отдельным параметрам на фоне замедленного темпа развития, особенно психического, по сравнению со средними возрастными нормами (длится 3-5 месяцев);
ФАЗА КОМПЕНСАЦИИ — характеризуется убыстрением темпа развития, в результате дети к концу учебного года преодолевают указанную выше задержку темпов развития.
Различают три степени тяжести прохождения острой фазы адаптационного периода :
легкая адаптация - сдвиги нормализуются в течение 10-15 дней, ребенок прибавляет в весе, адекватно ведет себя в коллективе, болеет не чаще обычного;
средней тяжести - сдвиги нормализуются в течение месяца, при этом ребенок на некоторое время теряет в весе, может наступить заболевание длительностью 5-7 дней, есть признаки психического стресса;
тяжелая адаптация - длится от 2 до 6 месяцев, ребенок часто болеет, теряет уже имеющиеся навыки, может наступить как физическое, так и психическое истощение организма.
Неправильно было бы думать, что ребенка надо охранять от социальной адаптации. Напротив, следует с раннего детства тренировать систему адаптационных механизмов, увеличивать ее возможности, без которых человеку нельзя адекватно вести себя в разных социальных условиях.
Легкое привыкание детей к новым социальным условиям во многом зависит от эмоционального состояния ребенка. На этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях.
Для эффективного руководства процессом привыкания детей к детскому учреждению нужна продуманная система педагогических воздействий. Ведущее место в ней занимает такая организация деятельности ребенка, которая отвечает его потребностям.
Показатели хорошего и быстрого привыкания ребенка - спокойное уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия при ознакомлении с окружающим, умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками.
В зависимости от уровня навыков общения ребенка со сверстниками и взрослыми определяются объем и содержание работы педагогического коллектива с родителями. Родители могут и должны играть важную роль в учебно-воспитательном процессе, помогать разрабатывать задания. Кроме того, родители всегда могут прийти в класс, позаниматься с детьми, поделиться с ними каким-нибудь особенным умением или талантом.
Решающая роль в организации процесса адаптации детей принадлежит учителю. От того, найдет ли он подход к ребенку, сможет ли он понять желания, интересы и потребности ребенка, организовать его жизнь в течение дня в новых для него условиях, зависят течение и длительность процесса адаптации.
Список используемой литературы.
1. Андреева Г. М. «Социальная психология». М., 1989. 432 с.
2. Андреева Г. М. «Развитие личности ребенка». М., 1987.
3. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А. «Современная социальная психология на Западе». М., 1977. 271 с.
4. Божович Л. И. «Личность и её формирование в детском возрасте». М., Просвещение, 1968.
5. Ватутина Н. Д. «Ребёнок поступает в детский сад». М., Просвещение, 1983.
6. Вегнер Л. А. «Воспитание психологической готовности к систематическому обучению» (старший дошкольный возраст) // Дошкольное воспитание. 1095. - № 7.
7. «Возрастная и педагогическая психология». / Под ред. Петровского А. В. 2-е изд. – М., 1979.