Любовь Федорина
Консультация «Слушание классической музыки с детьми дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема экологического слуха стоит не менее остро, чем проблема экологии окружающей среды, но в силу ряда причин она менее заметна. Одна из этих причин заключается в том, что область применения слуха у современного человека гораздо более сужена по сравнению с человеком не только далёких, но и относительно близких от нас эпох. Дело в том, что слух – единственный из органов чувств, который имеет двойную природу: мы воспринимаем звук через уши, а также и через все тело, причем кости скелета выступают в качестве резонаторов. Таким образом, мы получаем двойную информацию.
Публикация «Консультация „Слушание классической музыки с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Музыка. Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2014
В древности слух был значительно более развит не только из-за необходимости услышать вовремя опасность (знакомые с детства индейцы Фенимора Купера, но главным образом благодаря живому, непосредственному ощущению встроенности человеческого мира в мир природы и космоса. Навык вслушиваться в отдельные звуки у нас ослаблен, т. к. мы слышим с основным звуком целые аккорды, потому что привыкли к многоголосной музыке. В наши дни преобладает шумовая агрессия, обилие громкой музыки, приводящее к полной потере тонкого слуха, который не является особенностью лишь музыкально одарённых людей : это наше общее свойство, заключенное в обычном слухе. Вот только потребность в нем становится всё меньше и меньше. Ещё в 80-х годах статисты посчитали, что один любитель классической музыки приходится на тысячу эстрады.
Хочется привести высказывание выдающегося советского педагога В. А. Сухомлинского «Как радостно,- что музыка обостряет эмоциональную отзывчивость, пробуждает представления, навеянные красотой музыкальных образов. Музыка – могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Первоисточником музыки является не только окружающий мир, но и сам человек, его духовный мир, мышление и речь. Музыкальный образ по-новому раскрывает перед людьми особенности предметов и явлений действительности.» Ребёнок может наиболее раскрыть то или иное содержание произведения если он его прочувствует в своих движениях и рисунке. Дети получают знания о вокальной музыке (хороводы, сольное пение, хоровое пение, фольклёр). Дети получают обширные знания и представление, что музыка бывает не только инструментальной но и вокальной.
Исходя из вышеизложенного, представляется. Что задача музыкального воспитания детей включает в себя важные моменты такие как:
1. Введение их в культурно – музыкальный контекст,
2. Раскрытие у детей тонкого слуха.
Раскрытие у детей тонкого слуха – задача очень сложная, требующая совместных усилий воспитателя, музыкантов, методистов и педагогов.
Разговор с детьми о музыке начинать можно с мысли о том, что попасть в страну Музыки может только тот человек, который сумел подружиться с Тишиной. Первым этапом, является научить слышать тишину. Для этого можно рассказать детям сказочную историю, что Музыка отправилась в гости к ребятам без незаметной, но неизменной спутницы – Тишины, и все её усилия оказались тщетными из-за Шума.
Дружба с тишиной не означает, что ребенок должен просто сидеть молча какое-то время – он активно вслушивается в звуки окружающего его мира. Дети довольно тонко слышат доносящиеся с разных сторон различные звуки, это голоса птиц, шаги, людские голоса, стук часов, шум машин и крики детей за окном и т. д. Можно затем уточнить чьи это шаги и крики (женские, мужские, детские) и откуда они доносятся. Часто дети слышат несуществующие звуки: «музыку», «кошку», «скрипку», «ракету» и т. д. Уточняем, что эти звуки, конечно, есть, но где-то далеко, а мы слушаем звуки, нас окружающие.
Чтобы уметь слушать музыку, надо вначале научиться просто слушать. Это искусство в наше время не очень востребовано, а ведь оно необходимо не только для занятий, концерта, но и для обычного общения. Ребенок, как правило, находится во внешнем мире, он погружен в эмоции, события, звуки, его окружающие, ему не так-то просто настроиться на свой собственный мир, без участия которого слушание музыки будет бессмысленно. Чтобы озеро отразило небо, оно должно быть спокойным, чтобы музыка могла что-то сказать душе ребенка, эта душа должна пребывать в тишине. Таким образом, наша скромная задача – научить ребенка «дружить» с тишиной – значительно углубляясь: от внешней тишины ребенок идет к тишине внутренней, от умения вслушиваться в окружающую тишину – к вслушиванию тишину своей души.
Перед прослушиванием идет беседа, которая настраивает на прослушивание музыкалдьного произведения и такое состояние называется у музыкантов «предзвучие», а после прослушивания музыкального произведения «послезвучие». Вот почему важно настроит ребенка дважды на тишину, как в начале прослушивания так и в конце его. Ведь отзвучав в реальном пространстве, музыка продолжает звучать в душе слушателя, например: дирижер в конце произведения никогда не «снимает» резко звук, а несколько минут стоит в тишине с поднятой палочкой. Пианист, окончив игру, не убирает рук с клавиатуры, переживая вместе со слушателями напряженный и насыщенный момент «послезвучие». Иногда чтобы не нарушать атмосферу чуда, разговаривают шепотом.
Вторым этапом слушания является знакомство с арсеналом музыкальных средств, доступных ребенку, -ритмом, мелодией, различными музыкальными инструментами, вокальной и инструментальной музыкой, солистом и оркестром, форте и пиано, мужскими и женскими голосами и т. д.
Конечно, мы рассматриваем эти понятия не сами по себе, а в процессе слушания. Например, белочка в «Царе Салтане» ловко щелкает орешки с помощью флейты-пикколо, а главным инструментом в чуде о морских богатырях являются трубы – это ведь воин, стража, которой «нет надежней» и т. д.
Дети должны знакомиться также и с вокальной музыкой. Вокальная музыка трудна для детского восприятия. Здесь наблюдается два вида музыки – вокальная и инструментальная. Можно детям дать такое задание, отметить поднятием рук два вида музыки (правая рука – голос, левая – инструментальное сопровождение).
Прослушивая произведения классической музыки можно сделать вывод, что она ведет непосредственный разговор с душой слушателя, передать который словами подчас просто невозможно, да и не нужно. Нужно попытаться чтобы дети как можно больше замечали в музыке : и инструменты, и характер, и динамику, и высоту и многое другое. Нужно уметь «вооружить» ребенка для этого разговора.
Для того, чтобы ребенок непосредственно воспринимал музыку, нужно прослушивать музыкальное произведение дважды (второй раз не целиком). После первого прослушивания дети рассказывают о своем восприятии музыки, которое может быть совершенно неожиданным по разным причинам: как за счет их бурной фантазии, так и по противоположной причине, за счет скудности опыта слушания. Иногда дети принимают произведения не за таких какими они являются и дают свои версии. Например: знаменитый «Полет шмеля» они говорят, что это танец, лисичка, море, Цветочный город. В музыке Грига «Пещере горного короля» они слышат войну, бой рыцарей, упорно отказываясь помещать действия под землю. Прослушиваем музыку вторично (обычно фрагмент) уже с определённой музыкальной задачей – услышать музыкальные инструменты, голоса, определить характер музыки её настроение и т. д. Ведем беседу, дети отвечают на вопросы. И здесь нужно добиваться как можно больше разнообразия. Дети сами должны давать характеристику музыкального произведения. Если мы слушаем Море из «Сказки о царе Салтане» то его можно охарактеризовать, что оно бурное, суровое, неспокойное, бурливое, грозное.
Мы даем детям представление о том, что музыка позволяет человеку – певцу, дирижёру, композитору – передать с помощью особых средств свои чувства и мысли, отношение к миру, его восприятие. А так же даём представление о музыканте и о тех средствах, которыми он пользуется: вокальных (виды певческий голосов) и инструментальных (названия и звучание основных музыкальных инструментов, оркестр и его виды).
Если в средней группе уровнем является подготовительный (активизация слуха, знакомство с языком музыки, то в старшей и подготовительных группах дети должны находится на основном уровне (развитие слуха, начала анализа музыкальных образов)
В занятия можно включать музыкальные истории- загадки, цель которых – подвести детей к зачаткам музыкального анализа на основе полученных ими знаний и навыков.
Восприятие музыки – это так прописано в новых стандартах может воздействовать на органы человека. Например прослушивая определенную музыку она способствует оздоровлению того или иного органа человека. Сейчас разрабатываются различные программы, которые включают раздел музыкотерапии.