Третьякова Марина
Консультация «Сложности с речевым развитием: как определить»
▼ Скачать + Заказать документы
Речевая коммуникация, если учесть все виды речи (говорение, слушание, письмо, является постоянным состоянием человека. Естественно, что нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей.
В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.
Публикация «Консультация „Сложности с речевым развитием: как определить“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем.
Могут ли родители сами определить, нужен ли ребенку специалист (логопед?
Речь ребенка формируется постепенно, вместе с его ростом и развитием, и проходит ряд качественно различных ступеней развития. Для каждого возраста существует своя норма:
• Как правило, к году ребенок произносит простые слова: мама, папа, баба, дай.
• К 2-м годам активный словарь значительно увеличивается. В этот период у ребенка возрастает способность к подражанию речи взрослых.
• На 3-м году жизни ребенок начинает шире пользоваться глаголами, прилагательными, также увеличивается словарный запас. Речь детей характеризуется появлением сложных предложений. Детям становится доступным отгадывание простых загадок, заучивание стихов.
• На 4-м году жизни словарь детей составляет 1500-2000 слов различных частей речи. Дети могут высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях окружающей их действительности, устанавливать зависимость между ними, делать умозаключения.
Таковы этапы развития речи ребенка в норме.
Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к специалисту (логопеду) :
• Если ребенок к 1 году не может выполнить простейшие просьбы (покажи мишку, принеси зайку и т. д.);
• Если ребенок в 1,5–3 года все понимает, а говорить «не хочет», общается жестами;
• Если в 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки и не может рассказать ни одного стихотворения;
• Если ребенок «картавит», «гнусавит», «шепелявит», искажает звуки – обращайтесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков (искажение звуков – это всегда речевое нарушение).
Могут ли родители сами исправить речь ребенка?
Несомненно, трудно переоценить роль матери или других близких людей в развитии речи ребенка. В настоящее время появилось много литературы, помогающей родителям развивать речь ребенка.
Иногда бывает достаточно привлечь внимание малыша к правильному произнесению звука, чтобы получить положительный эффект. В других случаях предварительно необходимо развить артикуляционную мускулатуру с помощью артикуляционной гимнастики. Однако если, несмотря на ваши усилия, ребенок в течение месяца занятий так и не научился правильно произносить звуки, лучше всего обратиться к профессионалу.
Особое внимание уделяйте собственной речи, так как для детей в возрасте от 1 года до 6 лет речь родителей – это образец для подражания и основа последующего речевого развития. Важно придерживаться следующих правил:
• нельзя «сюсюкать», то есть ваша речь была всегда четкой, достаточно плавной, эмоционально выразительной, умеренной по темпу;
• общаясь с ребенком, не перегружайте свою речь труднопроизносимыми словами, непонятными выражениями и оборотами;
• следует задавать только конкретные вопросы, не торопить с ответом;
• ребенка нельзя наказывать за ошибки в речи, передразнивать или раздраженно поправлять. Полезно читать детям стихотворные тексты, соответствующие их возрасту.
Уважаемые родители! Если к школьному возрасту, ребёнок неправильно произносит все или некоторые звуки, не владеет звуковым анализом и синтезом, грамматически не может построить правильно связные высказывания, то вам стоит обратиться за помощью к специалисту. Чем раньше будет оказана помощь Вашему ребёнку, тем легче и продуктивнее будет протекать процесс обучения!