Галина Григорьевна Алавердова
Консультация «Развиваем фонематический слух ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Длительный путь овладения ребенком произносительной системой обусловлен сложностью самого материала - звуков речи, которые он должен научиться воспринимать и воспроизводить.
При восприятии речи ребенок сталкивается с многообразием звучаний в ее потоке. Он слышит множество вариантов звуков, которые, сливаясь в слоговые последовательности, образуют непрерывные акустические компоненты. Ему нужно извлечь из них фонему (звук) и опознать ее по тем постоянным различительным признакам, по которым одна фонема (как единица языка) противопоставлена другой. Если ребенок не научиться этого делать, он не сможет отличить одно слово от другого и не сможет узнать его как тождественное. В процессе речевого развития вырабатывается фонематический слух. С его помощью осуществляются операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Он формируется у ребенка в процессе речевого развития в первую очередь. Развивается и фонетический слух, позволяющий следить за непрерывным потоком слогов. Фонематический и фонетический слух (они совместно составляют речевой слух) осуществляют не только прием и оценку чужой речи, но и контроль за собственной речью. Речевой слух является важнейшим стимулом фор-мирования нормированного произношения.
Публикация «Консультация „Развиваем фонематический слух ребенка“» размещена в разделах
Родители должны с должным вниманием отнестись к развитию фонематического слуха у своего ребенка. Это можно делать с помощью специально подобранных игр.
Игры на развитие фонематического слуха.
Я здесь!
Материалы: повязка на глаза.
Цель: Эта игра способствует развитию умения локализовать звуки.
Инструкция: Сядьте в круг. Одному из вас мы завяжем глаза - он будет водящим. После этого кто-нибудь один выходит из круга и очень тихо уходит как можно дальше, например, в угол. Когда он дойдет до угла, то просто скажет: "Я здесь! " Тогда водящий встает и показывает рукой туда, откуда донеслись эти слова.
Чуткие ушки.
Материалы: старое одеяло.
Цель: В этой игре дети учатся внимательно слушать и быстро реагировать.
Инструкция: Встаньте, пожалуйста, вокруг одеяла и четко следуйте моим указаниям. Когда я скажу «Каждый запрыгивает на одеяло», вы все должны на него запрыгнуть. Когда вы услышите: «Каждый спры-гивает с одеяла», вы все впрыгиваете с него. Но если я не произношу слово «каждый», вы ничего не делаете. Подавайте команды по-разному—медленно и быстро, громко и тихо, с ключевым словом «каждый» и пропуская его, чтобы дети могли ошибиться.)
Слова и слоги.
Цель: Эта игра помогает детям научиться разделять слова на слоги. Для этого они должны чувствовать ритмическую структуру слова.
Инструкция: Ребенок называет слово и на каждый слог хлопает в ладоши. Игру можно сделать подвижной: вместо того чтобы хлопать, дети могут шагать на месте.