Лукьянова Ирина
Консультация «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»
▼ Скачать + Заказать документы
Речь – чудесный дар природы – дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые, и в первую очередь родители, должны приложить немного усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Мама и папа являются первыми собеседниками и учителями малыша на пути его речевого развития.
Предпосылкой для формирования речи является эмоциональное общение, которое устанавливается и поддерживается между взрослым и реб нком. В дошкольный период происходит становление речи и е формирование. В эти годы ребёнок усваивает звуки родного языка, учится отч тливо и грамматически правильно произносить слова и фразы, быстро накапливает словарный запас. Речь – явление социальное и служит средством общения людей друг с другом. Своевременное и правильное речевое развитие – необходимое условие формирования личности реб нка. Благодаря речи малыш позна т окружающий мир, накапливает знания, расширяет круг представлений о предметах и явлениях, овладевает нормами общественного поведения. При помощи речи ребенок выражает свои потребности, высказывает свои чувства и переживания, делится впечатлениями. В процессе развития речи ребёнок овладевает языком. Усвоение речи в дошкольном возрасте – необходимое условие для овладения грамотой, для дальнейшего обучения в школе. Ребёнок овладевает речью, подражая речи взрослых при непосредственном общении с ними. Поэтому, чтобы научиться говорить, он должен, прежде всего слышать речь родителей. Формирование и развитие речи происходит постепенно. Это довольно длительный и сложный процесс. И если родители часто общаются с малышом, играют с ним, читают ему книги, учат с ним стихи, то обычно речь реб нка развивается своевременно и правильно. От умения точно и правильно выразить свою мысль в решающей степени зависит свободное и непринужд нное общения реб нка с окружающими. Чтобы у реб нка речь была грамотной и чёткой, родители и педагоги, при занятии с детьми должны использовать скороговорки – чистоговорки. Скороговорки – это, как правило, небольшой по объ му речевой материал, специально построенный на сочетании звуков, трудных для произношения. Например: Ба – ба – ба – у Вовы есть труба, Бу – бу – бу – сидит ворон на дубу, Бы – бы – бы – собираем мы грибы… Они с большим успехом могут быть использованы не только для преодоления вялости и малоподвижности артикуляционного аппарата,но и для правильного произношения звуков во фразе, для выработки отч тливой и внятной речи. Для воспитания звуковой культуры речи кроме скороговорок надо использовать различные речевые игры и упражнения. Например: Игра: «Скажи ласково» Птица – (птичка, огурец – (огурчик, тетрадь – (тетрадочка). Упражнение: правильно назвать один овощ и много овощей. Огурец - … (огурцы, тыква - … (тыквы… Должны использовать считалки: «Мы шли, шли, шли. Пирожок нашли. Сели, поели и опять пошли». - Пословицы и поговорки,загадки. С детьми необходимо заучивать и просто читать стихи на различную тематику. Очень хорошо у детей развивается речь при сочинении сказок, рассказов по картине, по сюжетным картинкам. Все эти игры и упражнения не только способствуют развитию речи, но и многие из них одновременно расширяют знания реб нка об окружающих предметах, развивают мышление, память, восприятие, воображения. Также нельзя забывать, что большую роль в обогащении духовного мира реб нка играет литература. Книга является кладовой для развития речи, мышления, воображения, чувств. Реб нка необходимо привлекать к обсуждению прочитанного, анализировать поступки героев, просить пересказать, так как именно во время пересказа ид т прямой контакт с реб нком. Чтение, рассказывание сказок, стихов должны стать семейной традицией. Речь реб нка быстрее развивается, если его жизнь наполнена разнообразными и интересными делами, событиями, мероприятиями. Поэтому необходимо с детьми посещать концерты, выставки, гулять, заниматься спортом. Очень важно, чтобы в тот момент, когда у реб нка происходит становление речи, с ним были любящие, заботливые, понимающие родители. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для реб нка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, чётко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов, не сюсюкать. Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха реб нка многие слова долетают искаж нно. Речь родителей должна быть образцом для детей. Необходимо также развивать мелкую моторику рук посредством игровых упражнений, т. к. она очень тесно связана с развитием речи. Для этого давать детям дома под контролем взрослых вырезать ножницами, лепить; сортировать или перебирать крупу, рассыпанную на ровной поверхности, играть в настольные игры типа «Мозаика», «Конструктор».