Нажабат Джанболатова
Консультация «Надо ли учить детей давать сдачи?»
▼ Скачать + Заказать документы
«Надо ли учить детей давать сдачи?»
Часто бывает так, что, став свидетелем ссоры и драки с участием своего ребенка, мама пребывает в растерянности. Не важно, как начался и закончился инцидент между детьми. В любом случае вопросов много.
Если ударили, отобрали игрушку у вашего ребенка, а он не ответил, в голову, как правило, приходит мысль, что он так всю жизнь и будет обиженным, и безответным, тем, кого бьют, над кем издеваются другие. Становится обидно за малыша и горько. Мама думает, как научить ребенка давать сдачи.
Публикация «Консультация „Надо ли учить детей давать сдачи?“» размещена в разделах
Если это ваш ребенок ударил или отобрал игрушки у другого, то тоже получается нехорошо. Чаще всего мама испытывает стыд, даже если пытается оправдаться в диалоге с мамой обиженного ребенка.
Некоторых детей родители учат давать сдачи, учат драться, и ребенок усваивает урок. Как правило, это тоже рано или поздно приводит к очень неприятной ситуации – не рассчитав силу удара (особенно, если в руке оказалось что-нибудь тяжёлое, угловатое, ребенок наносит серьезные повреждения товарищу, с которым поссорился. К ссоре подключаются родители, высказывают друг другу множество агрессивных претензий, и хорошо, если не рукоприкладствуют.
Где же выход? Как же учить ребенка защищать свои интересы? Давайте будем исходить из тех законов, по которым живет наше общество в целом. Выяснение отношений в обществе с помощью кулаков у нас не одобряется или преследуется по закону, если обиженный обратится за помощью. В целом, все взрослые люди знают, что бить других людей плохо, за это могут посадить в тюрьму. И если вы готовите ребенка к жизни в цивилизованном обществе, где большинство людей придерживаются основных законов и правил поведения в обществе, то разумнее всего будет учить его решать конфликты словами и привлечением взрослых для помощи.
Начиная с самого младшего возраста во время прогулок на детской площадке нужно учить малыша просить, если нужна чужая игрушка, меняться с другими по обоюдному согласию и т. д.
Если вдруг вам встретится ребенок, который еще не усвоил правил поведения, и ведет себя агрессивно, помогите вашему малышу и в этой ситуации тоже. Скажите, что тот ребенок еще не научился просить, меняться, играть дружно, но непременно научится, и тогда с ним можно будет играть. Возьмите своего малыша на руки или за руку. Настойчиво, но спокойно, попросите маму обидчика вернуть вашу собственность, если ее забрали. Отведите вашего ребенка в сторону и займитесь другой игрой или общением с другими детьми. Ведь и во взрослой жизни так – люди стараются держаться подальше от тех, кто не умеет себя вести и демонстрирует агрессию.
Если это ваш малыш так и норовит отобрать у других детей игрушки и может ударить, то старайтесь учить его общаться цивилизованно по возможности. Лучше всего в таких случаях пытаться налаживать взаимодействие с детишками постарше – они не такие беззащитные, как ровесники и младшие, а также могут оказать вам помощь в обучении вашего ребенка правилам поведения, если сами их уже усвоили.
И для того, чтобы окончательно расставить все точки над «i» и закрепить у ребенка понимание рамок и норм поведения в обществе, желательно, чтобы и в семье правило «никто никого не бьет» тоже работало. То есть вместо шлепков и других мер физического воздействия на ребенка лучше на собственном примере учить его выражать свой гнев словами: «Ты сейчас так делаешь, и я очень, очень на тебя сержусь. Я ухожу в другую комнату (кухню). Я очень сердита. Мне совсем не нравится то, что ты сейчас делаешь». Через некоторое время вы почувствуете, что этого достаточно, чтобы снять первую волну гнева. Это бесценный опыт для вашего ребенка - ничто не научит его лучше вашего собственного примера.