Ольга Токтхаева
Консультация «Методы и приемы быстрого разучивания стихов и песен с детьми»
▼ Скачать + Заказать документы
Пение наиболее доступный для дошкольников исполнительский вид музыкальной деятельности, который благотворно влияет на детский организм. Пение активизирует развитие речи, развивает фонематический слух. Кроме того, по мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики, укрепляет голосовой аппарат и способствует формированию правильной осанки.
Я на музыкальных занятиях в последние годы сталкиваюсь с большой проблемой - детям трудно запоминать и правильно произносить тексты песен, стихов. Так как времени на занятии для разучивания и закрепления песенного материала у нас мало, мы разбираем только первый куплет и припев, который вы в группе закрепляете и учите второй куплет.
Публикация «Консультация „Методы и приемы быстрого разучивания стихов и песен с детьми“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Песни. Все материалы на тему песен
- Поем, учимся петь. Консультации для родителей
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Учим стихи. Консультации
- Темочки
Как сформировать речь ребёнка, развить логическое и творческое мышление? Как быстро и легко выучить песню, стихи, скороговорки, потешки?
Для этого применяются разные методы и приемы, разнообразные "подсказ-ки".
Методы заучивания текста:
двигательный (изображаем в действии, показываем, играем)
визуальный (используем серию картинок, используем один рисунок)
слуховой (чтение стихов или текста песен по ролям)
мнемотехника (рисуем (кодируем) стихотворение)
Давайте остановимся на каждом методе.
«Изображаем в действии»
Суть этого метода в том, что к слову или строке подбираются движения, которые воспитатель, а затем и дети самостоятельно выполняют по ходу чтения текста.
Пять малышей
Один малыш качается в саду.
(Показывает указательный палец. Опускает его вниз и покачивает им.)
Два малыша купаются в пруду.
(Показывает два пальца: указательный и средний. Имитирует руками плавание.)
Три малыша ползут к дверям в квартире,
(Показывает три пальца: указательный, средний и безымянный. Средним и указательным пальцами изображает мелкие шажки.)
А в эту дверь стучат еще четыре.
(Указательным пальцем правой руки стучит по раскрытой левой ладони. Выставляет четыре пальца: указательный, средний, безымянный, мизинец.)
С пятью другими тоже все в порядке.
(Показывает пять пальцев. Сжимает ладонь правой руки в кулак, поднимает большой палец.)
Им весело, они играют в прятки.
(Улыбается, разводит руки в стороны. Закрывает ладонями глаза.)
Где притаились, ясно и ежу,
(Прижимает указательный палец к губам. Делает "ежика" из пальцев обеих рук.)
Но я глаза зажмурил и вожу:
"Один, два, три, четыре, пять,
Ну, берегитесь, я иду искать!"
(Одной рукой закрывает глаза, на счет выставляет по одному пальцы другой руки. Грозит указательным пальцем, протягивает руки вперед.)
«Показываем стихи»
Интересно заучивать стихотворения, используя пальчиковый, на-стольный театры, "театр игрушек" и фланелеграф. Малышам воспитатель "показывает" стихотворение несколько раз, чтобы они могли вместе с ним его повторить.
По ходу чтения воспитатель выставляет на стол игрушки или их силуэты на фланелеграф. Затем убирает игрушки (силуэты) специальную коробочку, в которой "живет" новое стихотворение.
Игрушки
Знаю много я игрушек,
С ними мне совсем не скучно:
Кубик, мяч, совок, флажок,
Мишка, лейка, молоток.
«Играем стихи»
Можно помочь запомнить текст стихотворения через игру-драматиза-цию с привлечением игрушек и различных игровых атрибутов. Важно выбрать момент и включиться в игру ненавязчиво и заинтересованно. Сначала текст читает воспитатель, а "играет" ребенок, потом наоборот.
«Используем серию картинок»
Опора на серию рисунков для обучения детей заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Сначала нужно подобрать стихотворение и рисунки к нему (желательно по рисунку на каждую строчку). Картинки должны быть яркими и узнаваемыми (особенно для малышей). Затем по ним разучиваем стих. (Разучивание песни «Пришла весна с капелью звонкой»)
«Используем один рисунок»
Стихи можно выучить, запомнить, используя только один рисунок. Этот метод особенно удачен при заучивания потешек, песенок, закличек, прибауток, так как обычно в книге к каждому стихотворению есть красочная иллюстрация. При их рассматривании воспитатель вместе с детьми несколько раз повторяет слова и строчки из текста.
«Мнемотехника»
Давайте поподробней остановимся и рассмотрим мнемотехнику –совокупность специальных приёмов и способов облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путем образования ассоциаций (замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления).
Мнемотехника в переводе с греческого - “искусство запоминания”, это схема, в которую заложена определенная информация. В нашем случае мнемотехника – эффективное запоминание структуры песни или стихотворения, а кроме того возможность развивать ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, внимание, воображение, речь.
В этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память, поэтому они лучше и быстрее запоминают картинки.
Это графическое или частично графическое изображение персонажей песни, сказки, стихотворений, явлений природы, некоторых действий. Изобразить нужно так, чтобы нарисованное было понятно детям.
Суть мнемотехники заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически после этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план-схему, а по мере обучения ребенок также активно включаются в процесс создания своей схемы.
Схемы составлены так, чтобы нарисованное было понятно детям, вызывало у них наглядную ассоциацию и не отвлекало их внимания лишними деталями. Глядя на эти схемы и рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию. Мнемосхемы (презентации) служат своеобразным зрительным планом и помогают детям выстраивать последовательность запоминаемого текста.
Мнемоническое запоминание состоит из 4 этапов:
Кодирование в образы;
Запоминание (соединение двух образов);
Запоминание последовательности;
Ритмизация и интонация;
Закрепление в памяти.
Как же проводить работу по разучиванию песни? Эта работа имеет несколько этапов.
Этапы работы над песней по мнемотаблице:
прослушивание новой песни;
беседа о характере песни и её содержании;
рассматривание таблиц (презентаций) с определением текстового значения каждой картинки;
разучивание песни по фразам при помощи соответствующих тексту картинок (презентаций);
исполнение песни при помощи мнемотаблицы (презентации);
исполнение песни с образными движениями, используя мнемотаблицу (презентацию);
исполнение песни с образными движениями без мнемотаблиц (презентаций).
(мнемотаблица к разучиванию песни «Мы в поезде» (Шоу-группа «Улыбка»)
Этапы работы над стихотворением по мнемотаблице:
педагог выразительно читает стихотворение. (вызвать интерес к стихотворению и желание знать его);
педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет сейчас учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу;
педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль;
педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме;
педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу или ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
читает стих выразительно. (Выразительным называется такое чтение, которое ясно, отчетливо передает мысли и чувства, выраженные в произведении.) что делать в первую очередь: учить выразительности или тексту? Обе задачи решаются одновременно. Если вначале работать над запоминанием текста, а потом над выразительностью, ребенка придется переучивать, так как он приобретет привычку читать невыразительно. С другой стороны, текст держит ребенка в плену. Поэтому на первый план выходит задача запоминания стихотворения, затем – его выразительного чтения.
ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
Рассмотрим методические требования к заучиванию стихов.
Не рекомендуется заучивать стихи хором, так как искажается или пропадает смысл стихотворения; появляются дефекты речи, закрепляется неправильное произношение; пассивные дети при хоровом чтении остаются пассивными. Хоровое повторение текста мешает выразительности, приводит к монотонности, ненужной тягучести, искажению окончаний слов, вызывает у детей быстрое утомление от шума. (Но это зависит от стихотворения. Например: «Мишка косолапый» можно разучивать хором, а стихотворение «Уж небо осенью дышало» нельзя разучивать хором)
Поскольку для запоминания рекомендуются короткие стихи (объем памяти у детей невелик, стихотворение заучивается целиком (не по строкам и строфам, именно это обеспечивает осмысленность чтения и правильную тренировку памяти.
Не следует требовать полного запоминания стихотворения на одном занятии. Психологи отмечают, что для этого необходимо от 8 до 10 повторений, которые следует распределить в течение какого-то отрезка времени. Для лучшего за поминания рекомендуют менять форму повторения, читать по ролям, повторять стихи при подходящих обстоятельствах.
В процессе заучивания стихов следует учитывать индивидуальные особенности детей, их склонности и вкусы, отсутствие у отдельных детей интереса к поэзии. Молчаливым детям предлагаются ритмичные стихи, потешки, песенки. Застенчивым – приятно услышать свое имя в потешке, поставить себя на место действующего лица. Внимания требуют дети со слабой восприимчивостью к ритму и рифме стиха.
Необходимо создавать «атмосферу поэзии» в детском саду, когда поэтическое слово звучит на прогулке, в повседневном общении, на природе. Важно читать детям стихи, заучивать их не от случая к случаю, не только к праздникам, а систематически в течение года, развивать потребность слушать и запоминать.
Построение образовательной деятельности по заучиванию стихотворения.
В начале необходимо создать эмоциональный настрой, вызвать состояние, благоприятное для восприятия и запоминания поэтического произведения. Проводится небольшая беседа, связанная с темой стихотворения. По сути она аналогична беседе, которую проводят перед чтением прозаического произведения. В ходе ее используются вопросы, напоминание о событии из детской жизни, близком к содержанию текста. Настроить детей можно загадкой, картинкой, игрушкой. Старшим детям можно дать литературный портрет поэта. Заинтересовав детей и создав у них настроение, воспитатель называет жанр, автора («Я прочитаю стихотворение Сергея Александровича Есенина «Поет зима – аукает».)
После такой беседы происходит выразительное чтение стихотворения (наизусть) без установки на запоминание, чтобы не отвлекать детей от восприятия музыкальности, напевности, красоты стихотворения. От того, насколько выразительно прочитан текст, зависит восприятие его детьми.
При работе с мнемотаблицами очень важно договориться с детьми о изображении слов какими ни будь знаками.
Например (рисую на доске):
Елка
Много елок
Стрелки –под елкой, на елке, вверх летят или на верху звезда, падают вниз.
Ладошка – держу, здравствуй
Перечеркнутые крестом например губы –молчу, стул –не сидит.
Давайте попробуем сначала по готовым мнемотаблицам разобрать и запомнить стихотворения.
Листопад
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят.
Давайте попробуем сейчас самостоятельно закодировать строчки. Начнем с пословиц и скороговорок. (Раздать заготовки педагогам. Педагоги сами делают зарисовки слов пословиц)
У ЕЖА ЕЖАТА У УЖА УЖАТА
ЖАБА В ЛУЖЕ СИДЕЛА НА ЖУКА ГЛЯДЕЛА
Тоже самое можно делать и с песнями, которые учим для праздников. Они тоже рисуются. Вот например:
Дед Мороз
Е. Тараховская
Он к бровям моим прирос,
Он залез мне в валенки.
Говорят, он — Дед Мороз,
А шалит, как маленький.
Он испортил кран с водой
В нашем умывальнике.
Говорят, он — с бородой,
А шалит, как маленький.
Он рисует на стекле
Пальмы, звезды, ялики.
Говорят, ему сто лет,
А шалит, как маленький.
Использование метода мнемотехники даёт хороший результат. Применение мнемотаблиц (презентаций) в работе с дошкольниками позволяет детям лучше воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и удерживать в память долгое время.
Но, есть одна тонкость при работе с мнемотаблицами. Необходимо вовремя отойти от графического изображения текста, это позволит ребенку самому, без подсказок, исполнить разученную песню.
Не надейтесь, что ребенок выучит стих наизусть без запинки с первого раза. Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому вы можете ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.