Кожина Ирина Петровна
Консультация «Как не навредить ребенку сказкой»
«Как не навредить ребенку сказкой»
Придумывать истории для своего ребёнка – это как владеть палочкой-выручалочкой для мам. Со сказкой и накормить легче, и спать уложить, и научить собирать игрушки, и даже в сад ходить без слёзок… Школьнику сказка тоже в помощь – если конфликты в школе, переживания из-за неудач, переезд или смена школы.
Публикация «Консультация „Как не навредить ребенку сказкой“» размещена в разделах
Заявители детских проблем — взрослые: родители, бабушки, воспитатели, педагоги. Они говорят, что ребенок агрессивный, тревожный, гиперактивный, непослушный, у него полно страхов, или, к примеру, трудности в общении. Можно выбрать сказку под конкретную проблему.
Ведь сказка - это образность языка, его метафоричность, психологическая защищенность. Сказка, как известно, соответствует детской системе мироощущения. Их любят все, но в жизни ребенка она значит гораздо больше, чем в жизни взрослого. Сказка для ребенка - это не просто вымысел, фантазия, это особая реальность мира чувств. Волшебный мир раздвигает рамки обычной жизни. Сказка помогает ребенку справиться со стрессовыми нагрузками. А проигрывание сказочных ситуаций, особенно конфликтных, способствует решению спорных вопросов, которые иногда кажутся неразрешимыми в жизни.
Сопереживая, ребенок интуитивно, с помощью чувств, постигает то, что он ещё в силу возраста не всегда может осмыслить разумом. А ведь память чувств самая сильная и остаётся с человеком на всю жизнь.
Сказкотерапия позволяет ребенку осознать свои проблемы и увидеть различные пути их решения. Психологи, применяющие сказки, часто отмечают, что на осознаваемом вербальном уровне ребенок может и не принимать сказку, однако положительный эффект от работы все равно присутствует, т. е. изменения часто происходят на подсознательном уровне. При этом одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка.
Поэтому мы можем говорить о том, что сказки активно участвуют в формировании картины мира ребенка, его системы ценностей, глубинных личных основ принятия решений, целеполагания. Они влияют на развитие способности любить, строить продуктивные взаимоотношения, управлять собственным поведением, чувствами, моделировать благоприятное развитие текущих жизненных сюжетов. Терапевтический результат проявляется через характер детских вопросов и определенные перемены в его поведении.
Но, как и в любом деле, при сочинении полезной сказки есть техника безопасности, которую нужно соблюдать.
Ошибка 1
Стыдить и высмеивать недостатки ребёнка
Даже через героя истории это делать не стоит. Так же как и запугивать историей-катастрофой.
Тут может быть уместна абсурдизация ситуации и последствий поведения героя, но не его качеств. Призывайте юмор на помощь.
Ошибка 2
Пытаться изменить поведение ребёнка на пользу себе, а не ему
Когда будете задумываться о коррекционной сказке для ребенка, задайте себе вопрос: кому нужны изменения? Вам или ребенку?
Ошибка 3
Противоречить правилам безопасности жизни ребёнка
Не стоит сочинять сказки, где незнакомцы зовут детей к себе домой, даже если это делает мудрый филин с добрыми намерениями научить чему-то или дать волшебный предмет. А в истории, где зверята играют на дороге, лучше поменять место действия.