Бурлият Эльдерханова
Конспект консультации для педагогов «Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе. Эвритмия»
▼ Скачать + Заказать документы
«ЭВРИТМИЯ - как инновационный метод работы
с детьми в рамках здоровьесберегающих технологий»
Использование данной методики оказывают положительное влияние на общее развитие ребенка, развивает эмоционально-волевую сферу, речевое дыхание, общую и мелкую моторику, развивает пространственную координацию, ловкость, работоспособность, внимание, мышление.
Публикация «Конспект консультации для педагогов „Использование здоровьесберегающих технологий в логопедической работе, Эвритмия“» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Консультации для родителей
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации логопеда для родителей
- Логопедические занятия
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Темочки
Игры и упражнения с включением элементов эвритмии могут использовать учителя-логопеды, педагоги – психологи в ходе коррекционно - образовательной деятельности, воспитатели в режимных моментах и родители.
Что такое речь? Что значит красивая речь? Если немного пофилософствовать, можно так сказать - речь – это музыка. Это музыка нашего мозга. А красива речь когда? Когда она звучит как мелодия: четко, ясно, выразительно, мелодично. Как приятно слушать и слышать красивую, правильно оформленную речь.
Мы, логопеды, и работаем над этим. Основная наша задача - воспитать гармоничного ребенка с красивой речью.
Для улучшения речевой деятельности детей, в своей логопедической практике использую разные методы и приемы, одним из которых является эвритмия.
Что же такое ЭВРИТМИЯ?
Эвритмия – это особый вид художественного движения, который способствует общему телесному и душевному развитию человека.
В переводе с греческого эвритмия – это «прекрасный ритм», «прекрасное движение».
ЭВРИТМИ Я (греч. - соразмерность, ритмичность, гармоничность)
- плавное течение ритма стиха в результате соразмерного расположения ритмико-фонетических элементов речи.
Как искусство движения, эвритмия основана на закономерностях речи, музыки и жеста, и выражает их в видимой, образной форме в движении и пространстве.
Эвритмия - очень молодое искусство. Оно появилось в начале XX века в Швейцарии. Основы эвритмии были разработаны немецким философом и мыслителем Рудольфом Штейнером, давшим новые импульсы в науке, в медицине, в педагогике, в различных видах искусства.
Эвритмия – это звук, выраженный в движении. Тело исполнителя становится как бы звучащим инструментом: оно поет, или говорит, пытаясь передать все художественные и смысловые оттенки речи и музыки.
Искусство движения – эвритмия – оказывает помощь ребенку в самовыражении. Посредством искусства на основе художественного образа дети учатся проявлять собственную индивидуальность, понимают, что каждый человек неповторим. На помощь ребенку приходит язык эвритмии – это язык жестов, ритмов, которые живут в музыкальном и поэтическом произведении.
В каждом движении, в каждом жесте лежит ключ к пониманию существа ребенка.
Жест в эвритмическом движении имеет творческую основу, но одновременно выражает закономерности речи и музыки.
Известно, что ритм оказывает большое влияние на человеческий организм. Причем это влияние проявляется как на психологическом, так и на физиологическом уровне.
Что переживают дети в эвритмическом движении? Свободу, радость движения, удовлетворение от совместного действия, воодушевление и радость творчества.
Направления эвритмии: гигиеническая, лечебная, педагогическая.
Гигиеническая эвритмия проводится в группах здоровья и направлена на укрепление жизненных сил.
Лечебная эвритмия направлена на профилактику различных заболеваний, а также показана при тяжелых заболеваниях.
С помощью педагогической эвритмии можно укрепить:
• жизненные силы ребенка,
• развить ловкость,
• концентрацию внимания,
• улучшить мелкую моторику,
• координацию движения,
• развить правильное переживание пространства,
• правильную речь,
• мышление.
• социализация
Элементы эвритмии включаем в пальчиковые игры, потешки, упражнения на координацию слова с движением, музыкально-дидактические игры
Эвритмику (элементы эвритмики) в детском саду можно проводить в форме увлекательной истории, которая рассказывается педагогом и сопровождается движениями всех участников. Подражая движениям педагога, дети перевоплощаются в образы различных растений и животных, проживают явления природы, имитируют деятельность людей.
Эвритмика способствует созданию доверительной атмосферы и успокоения.
Эвритмика завершается фазой успокоения. Рекомендуется постоять с закрытыми глазами, сложив руки на груди - «закрыть все замочки».
Наряду с логоритмикой, в своей практике использую элементы эвритмии при проведении физминуток, пальчиковой гимнастики, артикуляционных упражнений, дыхательных упражнений, автоматизация поставленных звуков в стихах, в песнях, чистоговорках. Обыгрываем песни, сказки, стихи под музыку. Дети выполняют упражнения с удовольствием, эмоционально. Стараются передать свое настроение, свои эмоции. Буквально с первого раза запоминают слова песен, стихи т. д.
Уважаемые коллеги! Я прошу вас принять участие и вместе со мной выполнить несколько элементов эвритмики, которые мы с детьми выполняем на занятиях.
Давайте пропоем гласные звуки:
Мы будем показывать, петь и выдыхать гласные звуки.
Цель: нормализация речевого дыхания, артикуляционной моторики, укрепления мимической мускулатуры, улучшения голоса, закрепление гласных звуков (символов гласных звуков, развития общей моторики.
Выполняем весело – поем громко, поем тихо звуки А,О,У,Ы, И, Э
А теперь выполним с вами пальчиковые игры. Пальчиковая гимнастика «Пошли пальчики гулять» под музыку (под частушки)
«Жуки и комарики» (Автоматизация и дифференциация звуков З-Ж)
Музыка «Почему медведь зимой не спит»
Я жук, я жужжу
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я на веточке сижу жу-жу-жу, жу-жу-жу
Я сижу, не тужу,
Свою песенку жужжу
Жу-жу-жу, жу-жу-жу
Свою песенку жужжу
Вот комарик прилетел З-З-З-З
Свою песенку запел З-З-З-З
Заглянул он к жуку
Перепутал песенку Ж-З-Ж-З
З-Ж-З-Ж
Движение (эвритмические) под муз. сопровождение «Добрый Еж»
(песня про зиму)
Вот идет колючий еж
Он на елочку похож
Все грибочки еж собрал
И домой он зашуршал
Всех соседей еж позвал
Малых деток угощал
Раз, два, три, четыре, пять
Он пошел искать опять.
Уважаемые коллеги! Сегодня я поделилась с вами несколькими элементами Эвритмики, которые успешно использую в своей работе и могу с уверенностью сказать, что они очень эффективны, оказывают положительное влияние на общее развитие детей, речевое развитие, на работоспособность, развивают эмоционально-волевую сферу, т. д. Я благодарю вас за внимание и за участие. Буду рада, если вам понравилась эвритмия, и вы в своей практике будете использовать элементы эвритмии. Спасибо!
Литература:
«Эвритмия как видимия речь» – лекции Штейнер Р.
Эвритмия. – М., Парсифаль, 1996г.
Эвритмия // Ф. Карлгрен. Воспитание к свободе. М., 1995г.