Надежда Тренина
Консультация на тему «Формирование воздушной струи».
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование воздушной струи в процессе преодоления нарушений звукопроизноше
ния
[/h3][/h3]
Основным назначением дыхательного аппарата является осуществление газового обмена т. е доставка в ткани организма кислорода и выведение из них углекислого газа. И этот обмен совершается благодаря периодическому обновлению воздуха в лёгких, которое происходит при попеременном чередовании дыхательных фаз – вдоха и выдоха.
Различают три основных типа дыхания :
Публикация «Консультация на тему „Формирование воздушной струи“,» размещена в разделах
• ключичный
• рёберный (грудной)
• диафрагмальный (брюшной)
При ключичном дыхании поднимается плечевой пояс и верхние рёбра, происходит расширение преимущественно верхней части грудной клетки.
При рёберном (грудном) грудная клетка расширяется вперёд и в стороны.
В диафрагмальном дыхании –диафрагма опускается и увеличивается главным образом нижняя часть грудной клетки; брюшная стенка при этом выпячивается.
Чистых типов дыхания в действительности не наблюдается. В любом типе дыхания в большей или меньшей степени активно действует диафрагма. Поэтому практически можно говорить лишь о преимущественно ключевом, преимущественно брюшном, или ключичном дыхании.
Типы дыхания зависят от пола, возраста, профессии.
Так, у женщин чаще наблюдается грудной тип дыхания, у мужчин- брюшной, у работников физического труда превалирует брюшной тип дыхания, у лиц, занятых канцелярской и вообще сидячей работой- грудной тип.
У детей обычно бывает смешанный тип дыхания т. е средний между брюшным и грудным.
При глубоком, или полном дыхании сочетаются три типа дыхания –ключичный, грудной, брюшной.
В течение 1минуты происходит 16-20 полных дыхательных движений (вдохов и выдохов).
Длительность вдоха почти равна длительности выдоха (отношение времени вдоха ко времени выдоха равно приблизительно 1: 1,25).
Это физиологическое дыхание, необходимое для жизнедеятельности.
Но чтобы ребёнок начал говорить, он должен освоить особый вид дыхания – речевое –дыхание.
Под этим термином понимается способность человека в процессе высказывания своевременно производить достаточно глубокий вдох и рационально расходовать воздух при выдохе. Пример: (наша Таня).
Речевое дыхание –основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса. Оно обеспечивает нормальное голосообразование, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.
Развитие речевого дыхания у ребёнка начинается уже в возрасте 6 месяцев идёт подготовка дыхательной системы к реализации голосовых реакций, и завершается к 10 годам.
Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Работа по воспитанию воздушной струи начинается на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. (таб. 1)
Система логопедической работы на подготовительном этапе по формированию воздушной струи базируется на выработке у ребёнка с дислалией следующих основных противопоставлений (таб. 2).
Известно, что звуки произносятся в фазе выдоха. Как правило, смычные взрывные и смычно – щелевые согласные звуки произносятся коротко, воздушная струя слабая. Сонорные звуки и щелевые требуют сильной длительной воздушной струи.
Произнесение большинства звуков позднего онтогенеза требует направленной воздушной струи.
Таблица1
Направления логопедической работы на подготовительном этапе формирования звукопроизношения.
Подготовительный этап
Направления коррекции 1Формирования фонематического слуха
2. Формирование речевого дыхания
3. Формирование артикуляционной моторики
Противопоставления, вырабатываемые при формировании воздушной струи
Воздушная струя
Широкая
(при произнесении шипящих звуков) Узкая
(при произнесении свистящих звуков)
Тёплая
(при произнесении шипящих звуков Холодная
(при произнесении свистящих звуков)
Слабая Сильная
Рассеянная Направленная
b]Три основных направления воздушной струи :[/b]
1) воздушная струя направлена прямо по центру языка. Это характерно для произнесения большинства звуков; губно-губных (В,В,Ф,Ф, заднеязычных (К,К. Г,Г. Х,Х, переднеязычных (Т,Т,Д,Д, свистящих (С,С,З,З,Ц)
2) воздушная струя направлена по центру языка вверх. Это характерно для произнесения шипящих (Ш,Ж,Щ,Ч) звуков и вибрантов (Р,Р).
3) воздушная струя направлена по боковым краям языка Это характерно для произнесения смычно-проходных (Л,Л) звуков.
В соответствии с перечисленными направлениями прохождения воздушной струи в полости рта в логопедической работе используются следующие упражнения :
1. «Сдуй снежинки с горки». «Наказать непослушный язык». «Желобок».
2. «Фокусы».
3. «Идёт охотник по болоту»
Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с артикуляционной гимнастикой. Поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щёки, губы, язык.
Артикуляционные упражнения, выполняемые на выдохе:
• «Индюшата». На выдохе произносится «Бл-бл-бл».
• «Наказать непослушный язычок». На выдохе произносится «Пя-пя-пя».
• «Пулемёт» На выдохе произносится «Т-т-т».
• «Моторчик». На выдохе произносится «Р-р-р».
• «Жук» На выдохе произносится «Ж-ж-ж» .
В системе логопедической работы по воспитанию воздушной струи можно выделить основные направления:
1. Дутьё при сомкнутых губах.
2. Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой.
3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
4 .Дутьё на язык.
Рассмотрим подробнее каждое направление.
1. Дутьё при сомкнутых губах. Для укрепления мышц щёк подготовительными могут считаться следующие упражнения:
* «Надуть два шарика» Надувать щёки и удерживать в них воздух.
* «Перекатывание шаров» Щёки надуваются поочерёдно.
* «Худышки». Втягивать щёки при сомкнутых губах и при приоткрытом рте.
* «Дутьё сквозь губы, вытянутые трубочкой». Напряжение круговой мышцы рта.
• Не надувая щёк, дуть сквозь сближенные и слегка выдвинутые вперёд губы, образующие посередине круглое «окошечко».
• Сдувать с поднесённой ко рту ладони любой мягкий предмет (ватный шарик, бумажную снежинку и т. д). Дуть на кусочек ваты, привязанные на нитки. Можно дуть снизу вверх на пушинки одуванчика, стараться, чтобы они дольше продержались в воздухе.
• Дутьё на парусник, салфетку, лист, флюгер и т. п.
• Дуть на карандаш, лежащий на столе так, чтобы тот покатился (на шестигранные)
• Задувание свечи.
• Надувание воздушных шаров, резиновых игрушек.
• Пускание мыльных пузырей.
• Дутьё с использованием свистков. Гудков, трубочек, губной гармошки.
• Гонки по воде бумажных корабликов, целлулоидных игрушек, например, поддувание «рыбок». Детям предлагают поочерёдно дуть на лёгкие игрушки, находящиеся в тазу с водой.
• Сильно дуть на воду до образования брызг.
• Можно натянуть горизонтально нитки и к вертикально висящим на ней ниткам привязать лёгких бумажных птичек, бабочек, стрекоз.
• Дутьё – катание по жёлобку лёгких деревянных или целлулоидных шариков.
3. Дутьё сквозь растянутые в улыбке губы.
* «Пропеллер» Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Углы рта прижаты к зубам. Струю воздуха, направленную в эту щель, ребёнок рассекает движениями указательного пальца из стороны в сторону. Если щель образована правильно и струя достаточно сильная, звук от рассекаемого пальцем воздуха хорошо слышен.
* Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. Ребёнку предлагают положить между губами широкий кончик языка. Подуть на кончик языка.
* Образовать узкую щель между растянутыми в лёгкой улыбке сближенными губами. «Пошлёпывать» язык губами, произнеся на выдохе звуки пя-пя-пя.
4. Дутьё на язык.
* Посередине языка вдоль его переднего края «сделать дорожку» - положить спичку со срезанной головкой и пустить ветерок, сдувая бумажные листочки.
* Удержав язык широким за верхними зубами, нужно подуть на его кончик. Инструкция: «Улыбнись. Покажи зубы. Держи язык широким наверху. Чувствуешь ветерок? Подуй так ещё раз. Почувствуй, как подую я!» Можно использовать зеркало, чтобы ребёнок видел положение своего языка.
* Широкий язык положить на нижнюю губу. Края языка свернуть так, чтобы образовался желобок. Легко подуть сквозь желобок.
* «Сдуй снежинки с горки»
Улыбнись. Покажи зубы. Приоткрой рот. Кончик языка удержи за нижними зубами.
Приподними язык горкой. Подуй на язык.
В процессе коррекционной работы по формированию воздушной струи важно придерживаться следующих методических рекомендаций.
* Упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.
* Лучше выполнять упражнения стоя, при свободном положении тела в пространстве. Грудная клетка расправлена. Следить за осанкой.
* Обращается внимание на то, чтобы ребёнок производил вдох глубоко и спокойно, через нос. Выдох через рот должен быть лёгким, плавным, без напряжения.
* Следить за точностью направления воздушной струи.
* Кратковременность упражнений (от 30секунд до 1,5 минут). Гипервентиляция лёгких ведёт к обильному снабжению коры головного мозга кислородом, вследствие чего может возникнуть головокружение.
* Дозированность количества и темпа упражнений. Интенсивное дутьё проводиться не более 5 раз за 1 приём, в течение нескольких секунд.
* Нельзя надувать щёки.
* Выдыхаемый воздух не задерживать. Можно придерживать щёки руками для использования тактильного контроля.
* На начальных этапах можно использовать зеркало для привлечения зрительного контроля.
* Контроль, за выдыхаемой струёй воздуха, осуществляется с помощью ватки, поднесённой ко рту ребёнка: если упражнение выполняется правильно. Ватка будет отклоняться.
* Упражнения могут выполняться под счёт.