Людмила Иванова
Консультация «Формирование положительного отношения к труду в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
«Формирование положительного отношения к труду в природе»
Трудовое воспитание детей в дошкольном учреждении не должно осуществляться в отрыве от семейного воспитания. В семье имеются благоприятные условия для формирования у детей трудолюбия. Это, прежде всего наглядность, доступность разнообразного домашнего труда, ежедневно совершаемого взрослыми на глазах у ребенка, ощутимость результатов этого труда, возможность для ребенка систематически участвовать в этом труде, работать вместе с взрослыми. В совместной со старшими членами семьи трудовой деятельности ребенок, подражая старшим, быстрее овладевает трудовыми навыками, перенимает рациональные приемы работы. Труд вместе с родителями доставляет ребенку радость.
Публикация «Консультация „Формирование положительного отношения к труду в природе“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Трудовое воспитание. Консультации
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Участие в хозяйственно-бытовом труде позволяет ребенку реально ощутить свою причастность к заботам семьи, почувствовать себя членом семейного коллектива. Это способствует воспитанию многих важных качеств личности: отзывчивости, заботливости, бережливости, ответственности.
В семье ребенок слышит рассказы родителей о своем труде и производственной деятельности других людей. Это расширяет представления ребенка о труде взрослых, формирует интерес и уважение к нему.
Природа всегда привлекает внимание детей. Постоянно соприкасаясь с ее явлениями, дети узнают о ее закономерностях: день сменяется ночью; на смену осени приходит зима, а за ними следуют весна, лето. Одни деревья круглый год остаются зелеными, другие осенью желтеют и теряют листья; комнатные растения остаются зелеными круглый год, но стоит закончить за ними ухаживать, как они гибнут. Накапливаемые сведения следует углублять, делать более осмысленными. Необходимо привлекать ребенка к решению логических задач, зовущих к самостоятельному поиску. Что это значит?
Например, ребенок утверждает: «зимой деревья умирают».
-Так ли это? Давай проверим,- предлагает отец. Вместе с сыном срезает ветку тополя и ставит ее в комнате. Через некоторое время на ней появляются листочки. Почему? Может ли погибшее дерево дать листочки? Теперь объяснение взрослого будет восприниматься ребенком более осмысленно. Обычное, повседневное, которое не привлекает внимание ребенка, с помощью взрослого может вызвать у него удивление. Вместе с удивлением придет и стремление к раскрытию не понятого.
Труд детей в природе создает благоприятные условия для физического развития, совершенствует движения, стимулирует действие разных органов, укрепляет нервную систему. Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей. В этом труде, как в ни каком другом, сочетаются умственные и волевые усилия.
Выполняя те или иные трудовые действия, дети сталкиваются с различными свойствами почвы, растений и познают эти свойства. Рассматривая, обследуя почву, растения, наблюдая за поведением животных, дети выявляют такие их признаки, повадки, которые важны для выполнения предстоящего трудового действия. Умение анализировать свойства почвы, растений позволяет правильно регулировать затрату физических усилий, выбирать соответствующие орудия труда, вырабатывать определенные умения координировать свои движения. Например, при прополке умение отличать внешние признаки культурных растений от внешних признаков сорняков позволяет выработать правильный захват сорняков рукой.
Tруд в природе способствует и развитию наблюдательности. Любознательность детей, воспитывает у них интерес к труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу - это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.
Маленький помощник должен самостоятельно выполнять работу. Это повышает в нем чувство ответственности за порученное, но детская самостоятельность хороша при условии, что ребенок обладает определенными знаниями и опытом. Если он знает, что поливать надо только те комнатные цветы, у которых земля в горшках сухая, то не польет те, где много влаги. Важно учесть, может ли он сам подготовить все необходимое для труда, обладает ли нужными навыками.
Случается, родители боятся, что ребенок перетрудится, и стремятся устранить любые, даже незначительные трудности, а то и прерывают его: «Хватит, а то устанешь!»; «Вижу, что устал, закончишь потом».
Конечно, труд не должен переутомлять ребенка, но его трудовая деятельность должна содержать достаточную нагрузку. Все, что легко и просто, не способствует поддержанию интереса, так же как и то, что очень трудно. Если ребенок работает без должного напряжения, то у него невольно формируется неправильное представление о труде, как о деятельности легкой, незначительной и необязательной.
Ребенок станет ценить и уважать труд, когда имеет представление о нем, как о деятельности, требующей физических усилий и терпения. Это представление складывается у него благодаря личному опыту.