Папки-передвижки

Консультация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Ирина Дымова
Консультация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Как правило, когда дети приходят в детский сад, они уже умеют разговаривать. Задача воспитателя – сформировать нормативный грамматический строй речи у детей дошкольного возраста. Он закладывает умение оперировать синтаксическими единицами, сознательно выбирать языковые средства в конкретных условиях общения. Педагог учит дошкольников строить связный монолог. Всё это делает речь детей богаче и интереснее.

Грамматический строй речи у дошкольников будет сформирован, если они в полной мере будут использовать все части речи, научатся правильно образовывать слова и строить предложения. Есть три масштабных направления, в которых воспитатель ведет работу над грамматической стороной речи дошкольников.

Три направления работы педагога дошкольного образования по формированию грамматического строя речи у дошкольников:

I. Развитие морфологической стороны речи

Детей учат:

Правильно употреблять падежные формы (пять яблок);

Согласовывать существительные с прилагательным и глаголом (пушистый кот бегает по комнате);

Употреблять глаголы в форме 1,2,3 лица единственного и множественного числа (я хочу, они хотят);

Употреблять категорию рода: соотносить действие и предмет женского, мужского или среднего рода с глаголами в прошедшем времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло)

Образовывать повелительное или сослагательное наклонения глагола (иди, бежим, играл бы);

Образовывать степени сравнения прилагательных (добрый – добрее, самый добрый)

II Формирование навыков словообразования

Детей учат:

Образовывать одно слово на базе другого однокоренного слова с помощью аффиксов (учить – учитель, стол, застольный)

Подбирать словообразовательное гнездо с помощью исходного слова (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник)

Правильно употреблять названия детенышей животных;

(зайчонок, лисенок, предметов посуды (сахарница, конфетница, направлений движения (ехал – заехал – выехал)

III Освоение синтаксической стороны речи

Детей учат:

Соединять слова в словосочетания, простые и сложные предложения;

Обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения;

Употреблять правильный порядок слов, следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции;

Сочетать слова в предложении, осваивать некоторые смысловые и грамматические связи между словами, интонационно оформлять предложение.

Необходимо научить детей правильно согласовывать слова в предложении, строить разные типы предложений и сочетать их в связном тексте. Для этого нужно:

– обучить детей соединять слова в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные.

– показать детям, как обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.

– объяснить, как употреблять правильный порядок слов, предупредить неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.

– рассказать детям о структуре предложения и о том, как правильно использовать лексику в предложениях разных типов. Для этого дети должны научиться сочетать слова в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.

В заключении, самое важное:

Задача у педагога дошкольного образования сформировать нормативный, грамматический строй речи у детей дошкольного возраста;

Работа над формированием грамматического строя речи дошкольников ведется в трех направлениях:

Развитие морфологической стороны речи

Формирование навыков словообразования

Освоение синтаксической стороны речи

Грамматический строй речи у детей будет сформирован, если они в полной мере будут использовать все части речи, научатся правильно образовывать слова и строить предложения.

Публикации по теме:

«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи«Фантастический зверь». Игра для развития лексико-грамматического строя речи Сегодня хочу представить вашему вниманию игру, поднимающую настроение и активизирующую речевую активность. Цель игры: упражнять в образовании.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возрастаДидактическая игра на формирование грамматического строя речи «Дом, в котором ничего нет» для старшего дошкольного возраста Всем доброго времени суток! Представляю вам авторскую игру "Дом, в котором ничего нет"! Участника и победителя на ярмарке педагогических.

Игры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речиИгры и упражнения на развитие и коррекцию лексико-грамматического строя речи . Грамматическая категория – СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ • Игра «Один-много» Цель игры: Научить детей употреблять в речи имена существительные в форме.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»
Опубликовано: 18 августа 2024 в 12:04
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Дымова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
19 августа. Яблочный Спас, папка-передвижка

19 августа празднуется Яблочный Спас. Это народное название православного праздника в честь Спасителя Христа — Преображения Господня. В августе три праздника в честь Спасителя, которые так и называются —...

12 августа. День Военно-воздушных сил России. Передвижка «Летчики. Авиация России»

12 августа в России отмечается День Военно-воздушных сил, День ВВС.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД