Ирина Дымова
Консультация «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Как правило, когда дети приходят в детский сад, они уже умеют разговаривать. Задача воспитателя – сформировать нормативный грамматический строй речи у детей дошкольного возраста. Он закладывает умение оперировать синтаксическими единицами, сознательно выбирать языковые средства в конкретных условиях общения. Педагог учит дошкольников строить связный монолог. Всё это делает речь детей богаче и интереснее.
Публикация «Консультация „Формирование грамматического строя речи у дошкольников“» размещена в разделах
Грамматический строй речи у дошкольников будет сформирован, если они в полной мере будут использовать все части речи, научатся правильно образовывать слова и строить предложения. Есть три масштабных направления, в которых воспитатель ведет работу над грамматической стороной речи дошкольников.
Три направления работы педагога дошкольного образования по формированию грамматического строя речи у дошкольников:
I. Развитие морфологической стороны речи
Детей учат:
Правильно употреблять падежные формы (пять яблок);
Согласовывать существительные с прилагательным и глаголом (пушистый кот бегает по комнате);
Употреблять глаголы в форме 1,2,3 лица единственного и множественного числа (я хочу, они хотят);
Употреблять категорию рода: соотносить действие и предмет женского, мужского или среднего рода с глаголами в прошедшем времени (девочка сказала, мальчик читал, солнце сияло)
Образовывать повелительное или сослагательное наклонения глагола (иди, бежим, играл бы);
Образовывать степени сравнения прилагательных (добрый – добрее, самый добрый)
II Формирование навыков словообразования
Детей учат:
Образовывать одно слово на базе другого однокоренного слова с помощью аффиксов (учить – учитель, стол, застольный)
Подбирать словообразовательное гнездо с помощью исходного слова (снег – снежинка, снежный, снеговик, подснежник)
Правильно употреблять названия детенышей животных;
(зайчонок, лисенок, предметов посуды (сахарница, конфетница, направлений движения (ехал – заехал – выехал)
III Освоение синтаксической стороны речи
Детей учат:
Соединять слова в словосочетания, простые и сложные предложения;
Обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения;
Употреблять правильный порядок слов, следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции;
Сочетать слова в предложении, осваивать некоторые смысловые и грамматические связи между словами, интонационно оформлять предложение.
Необходимо научить детей правильно согласовывать слова в предложении, строить разные типы предложений и сочетать их в связном тексте. Для этого нужно:
– обучить детей соединять слова в словосочетания и предложения разных типов – простые и сложные.
– показать детям, как обдумывать словосочетания, затем правильно связывать слова в предложения.
– объяснить, как употреблять правильный порядок слов, предупредить неправильное согласование слов. Важно следить, чтобы дети не повторяли однотипные конструкции.
– рассказать детям о структуре предложения и о том, как правильно использовать лексику в предложениях разных типов. Для этого дети должны научиться сочетать слова в предложении, освоить некоторые смысловые и грамматические связи между словами, уметь интонационно оформлять предложение.
В заключении, самое важное:
Задача у педагога дошкольного образования сформировать нормативный, грамматический строй речи у детей дошкольного возраста;
Работа над формированием грамматического строя речи дошкольников ведется в трех направлениях:
Развитие морфологической стороны речи
Формирование навыков словообразования
Освоение синтаксической стороны речи
Грамматический строй речи у детей будет сформирован, если они в полной мере будут использовать все части речи, научатся правильно образовывать слова и строить предложения.