Инна Иванова
Консультация на тему «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 2 компенсирующего вида для детей с нарушением речи»
города Чебоксары Чувашской Республики
Консультация на тему: «Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью»
Подготовила: воспитатель Гаврилова Инна Владимировна Чебоксары 2013
Публикация «Консультация на тему „Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью“» размещена в разделах
- Гиперактивность. Синдром гиперактивности у детей
- Консультации для родителей
- СДВГ. Синдром дефицита внимания и гиперактивность
- Темочки
Высокая двигательная активность, в силу психофизиологических причин, свойственна всем детям в дошкольном возрасте. Но в отдельных случаях она достигает патологической степени выраженности. Данное состояние характеризуется как «Синдром дефицита внимания – гиперактивности» или «синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Повышенная двигательная активность является симптомом нарушения психической деятельности ребенка при различных нарушениях развития и чаще всего - последствием раннего органического поражения ЦНС. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – сравнительно новый диагноз, который ставится детям со значительными проблемами в сфере внимания.
Немаловажным в терапии (лечении) гиперактивности у ребенка является тренировка дефицитарных (недостаточно развитых) функций, к которым относятся такие функции, как дефицит внимания, дефицит контроля поведения, чрезмерная двигательная активность, эмоциональная нестабильность, в том числе – склонность к проявлению гневных вспышек.
Тренировка данных функций должна осуществляться поэтапно – вначале развитие одной функции, потом – второй, и только потом – две или три функции одновременно. Наиболее эффективным путем развития дефицитарных функций является игра. Это простое и эффективное средство, не требующее никаких материальных вложений, не имеющее побочных последствий, как, например, лечение лекарствами, кроме того, дает главное – в процессе совместной деятельности у родителей и детей появляется замечательная возможность получше понять друг друга, сблизиться, наладить эмоциональный контакт, выработать доверие и уверенность в добрых намерениях друг друга.
Традиционно, при работе с детьми, страдающими СДВГ, выделяют следующие группы игр:
- игры для развития внимания – неумение сосредотачиваться на одной деятельности в течение долгого времени – основная проблема детей с СДВГ. Игры на развитие внимания помогают ребенку научиться произвольно концентрировать свое внимания на интересующей его, или просто нужной деятельности;
- игры для релаксации – это игры, основной целью которых является развитие у ребенка навыков снятия мышечного и эмоционального напряжения. Релаксационные упражнения и упражнения на телесный контакт способствуют лучшему осознанию малышом своего тела и впоследствии помогают ему осуществлять двигательный контроль;
- игры, развивающие навыки волевой регуляции – то есть игры, помогающие ребенку развить навыки самоконтроля и воли к выполнению не всегда приятных, но необходимых действий;
- коммуникативные игры – игры, основной целью которых является развитие умений общения в коллективе.
При работе с гиперактивными детьми необходимо соблюдать ряд правил.
Правило 1. Будьте терпеливы! Постепенно – все получится!
Не ждите, что с первого же раза все получится и не будет никаких проблем. Начинайте с тренировки только одной функции (например – внимания). Помните, что если гиперактивный ребенок пытается сосредоточить на чем-то свое внимание, то он перестает контролировать свои действия и может совершать какие-то непроизвольные движения (ерзать на стуле, болтать ногой, перебирать лежащие на столе предметы и т. д., если вы скомандуете ему «Не ерзай!», то он переключится на контроль своих действий и уже не сможет сконцентрироваться на самой игре. Поэтому не торопитесь, будьте терпеливы, если понимаете, что сейчас вы сами слишком устали или напряжены для того, чтобы терпеливо выносить беспокойное поведение вашего ребенка, то тогда лучше отложите занятие, поиграете, когда сами будете в более уравновешенном состоянии.
Правило 2. Никакого переутомления или перевозбуждения!
Предупреждайте переутомление и перевозбуждение ребенка: вовремя переключайте его на другие виды игр и занятий, однако не делайте этого слишком часто – ребенок может не успеть сконцентрироваться на предыдущей деятельности, а вы уже даете другое задание.
Соблюдайте режим дня, следите за тем, чтобы он полноценно и достаточно спал – сон должен быть обеспечен любой ценой, полноценный отдых перевозбужденного мозга – главный залог успешности занятий с ребенком, страдающим СДВГ, следите за тем, чтобы обстановка в доме была спокойной и доброжелательной.
Правило 3. Действуйте последовательно и оперативно!
Гиперактивному ребенку сложно контролировать себя, поэтому нуждается во внешнем контроле, но для него очень важно, чтобы взрослые были последовательны в своих "можно" и "нельзя". Кроме того, не забывайте, что ребенок не способен долго ждать, поэтому все наказания и поощрения должны следовать немедленно за поступком – хорошим или плохим. Пусть это будет доброе слово, маленький сувенир или условный знак-жетон (сумму которых вы обменяете на что-то приятное, но их передача ребенку должна являться достаточно быстрым проявлением вашего одобрения его действий.
Правило 4. Количество игроков должно увеличиваться постепенно!
С гиперактивным ребенком лучше всего начать заниматься индивидуально – чтобы вначале он научился сосредотачиваться на собственной деятельности, а не на внешнем виде, поведении, действиях окружающих детей. Потом постепенно можно начинать проводить занятия в малых группах (три-четыре человека) и только потом вводить ребенка в групповые игры и занятия. Параллельно с игрой нужно прививать ребенку элементарные правила поведения в коллективе, учить справляться со своим гневом и не допускать неконтролируемых вспышек ярости – если они присутствуют в его поведении достаточно часто, то, возможно, следует повременить с введением ребенка в более многочисленную группу сверстников и проконсультироваться с лечащим врачом.
Замечания по ходу игры следует делать очень спокойным, сдержанным тоном, запреты лучше формулировать не в виде категоричных запрещений, а по возможности предлагать альтернативу запрещаемому действию.
Правило 5. Старайтесь подбирать игры по группам:
- игры на развитие внимания;
- игры и упражнения для релаксации;
- игры, развивающие навыки волевой регуляции (управления);
- игры, способствующие закреплению умения общаться (коммуникативные).
Так как основополагающим нарушением в СДВГ является повышенная гиперактивность, которая часто сопровождается проблемами внимания: нестабильность его концентрации, частая отвлекаемость и в связи с этим нарушения произвольной регуляции своего поведения, рассмотрим игры и упражнения, способствующие устранению этих нарушений.
Игры для развития внимания.
"Найди отличие"
Цель: развить умение концентрировать внимание на деталях.
Ход игры: Ребенок рисует любую несложную картинку (котик, домик и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игру можно проводить и с группой детей. В этом случае дети по очереди рисуют на доске какой-либо рисунок и отворачиваются (при этом возможность движения не ограничивается). Взрослый дорисовывает несколько деталей. Дети, взглянув на рисунок, должны сказать, какие изменения произошли.
"Последний из могикан" (Т. Ломтева)
Ход игры: Прежде чем начать играть поговорите об индейцах – кто они такие, где живут, чем занимаются, чем отличаются от «белого человека» (близость к природе, умение обращать внимание на мелочи, когда должны быть особенно внимательны (на охоте, на тропе войны, от чего зависит их благополучие (увидят ли и услышат ли врага или добычу).
Затем, предложите ребенку вообразить себя таким индейцем. Пусть он закроет глаза и постарается услышать все звуки в комнате и за ее пределами, а также определить – что это за звуки.
Когда ребенок сможет уже хорошо различать все знакомые звуки, усложните игру – специально издавайте звуки, которые могут ему помешать (стучите по разным предметам, шуршите бумагой, хлопайте дверью и т. д.)