Приложение МААМ

Консультация на родительском собрании «Роль родителей в автоматизации звуков у школьников»

Лидия Дурягина
Консультация на родительском собрании «Роль родителей в автоматизации звуков у школьников»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация на родительском собрании

«Роль родителей в автоматизации звуков у школьников»

В начальные классы общеобразовательных школ приходит немало учащихся с недостатками произношения, которые затем отрицательно сказываются на усвоение навыков чтения и письма. Научить детей говорить чисто и правильно цели, которые стоят не только перед логопедом, но и родителями. Формирование правильного звукопроизношения, четкой дикции происходит под влиянием взрослых. Однако занятий с логопедом для выработки навыков правильного звукопроизношения недостаточно. Важно постоянно закреплять пройденный на логопедическом занятии материал дома, а значит, необходима помощь родителей.

Публикация «Консультация на родительском собрании „Роль родителей в автоматизации звуков у школьников“» размещена в разделах

Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности - это введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи речевого звука в более сложные последовательные структуры - слова и фразы.

Работа по автоматизации звука трудна для нервной системы ребёнка, она требует большой осторожности и постепенности, которые вырабатываются в переходе от изолированного звука к различным типам звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, в дальнейшем к различным видам развёрнутой речи. Прежде всего проводится включение звука в слоги. Слог- более простая речевая единица по сравнению со словом. Кроме того, слоги лишены смысла, у ребёнка в связи с этим отсутствуют стереотипы произношения слогов, что облегчает их автоматизацию. Позже отрабатывается автоматизация звука в словах сначала осуществляется с опорой но слоги (Ра- рама). На начальных этапах проводится закрепление произношения слов, в которых данный звук находится в начале слова, затем слов, в которых звук - в конце и середине слова. Вначале звук автоматизируется в словах простой звукослоговой структуры, затем в словах со стечением согласных.

На следующем этапе звук автоматизируется в словосочетаниях, чистоговорках, в предложениях, связной речи. Вначале предлагаются предложения с умеренным включением звука, в дальнейшем автоматизация проводится на речевом материале, насыщенном данным звуком.

На этом этапе целесообразно проводить и работу над сложными формами звукового анализа и синтеза, по формированию умения выделять звук из слова, определять его место по отношению к другим звукам (после какого звука, перед каким звуком). Умение четко и быстро определять звуковую структуру слова также является необходимым условием для правильного и быстрого протекания этапа автоматизации. У ребенка не всегда может все получиться сразу. Необходимо терпение со стороны родителей, нужно постараться внушить веру в успех, убедить ребёнка, что у него обязательно всё получиться. Дома нужно больше проводить занятий в виде игр, больше поощрять ребёнка, давая ему при этом положительный настрой, ведь только положительная мотивация будет способствовать эффективной работе, что приведёт в последствии к желаемому результату.

Эффективными методами автоматизации звуков являются игровые задания и упражнения по усвоению отрабатываемого звука.

Н. р. «Повтори за мной», «Назови правильно», «Произнеси слово полностью», «Подскажи словечко», «Добавь слог», «Какое слово лишнее?», «Закончи предложение», «Кто больше придумает предложений?» и т. д.

На основе рекомендаций учителя - логопеда родители дома могут создать обогащенную предметно развивающую и поддерживающую среду с использованием компьютерных игр, изготовлением различных «Лото», карточек, рисованием (письмом) буквы, складыванием их в слоги и слова.

Организация и проведение занятий следует разнообразить, чтобы вызвать у ребёнка желание снова и снова повторять уже знакомые, но такие сложные и не всегда доступные правильному произнесению слова.

Несколько вариантов занятий.

К нам пришел гость: (н. р. Звуковичок)

1. он хочет посмотреть и послушать, что ребёнок умеет делать и как умеет произносить;

2. гость не умеет делать артикуляционную гимнастику или произносить правильно звук и просит его научить;

3. гость принёс с собой разные задания для ребёнка и просит их выполнить.

4. В каждом варианте ребёнок выполняет предложенные ему задания.

• Весёлая школа.

Водном случае ребёнок попадает в необычную школу (например, лесную)

И вместе с другими учениками учиться сам, помогает другим, выполняя задания взрослого, который является учителем этой школы или выступает от лица учителя. В другом случае ребёнок может быть сам в роли учителя в подобной школе и учить своих необычных учеников, показывая им, как нужно правильно выполнять то или иное задание.

• Путь по карте («Остров сокровищ», «Зарытый клад)

Ребёнку предлагается рисованная карта (можно использовать готовую настольно-печатную игру). Передвигаясь от одного пункта к другому, обозначая при этом свой путь фишкой (можно использовать игрушки из киндер – сюрприз, ребёнок выполняет задания, преодолевая преграды. Прохождение пути по карте возможно в ходе одного занятия, а может растянуться и на несколько. В конце пути ребёнка ждёт сюрприз.

• Поле чудес.

Перед ребёнком на карточках или из букв разрезной азбуки выложено слово. Чтобы перевернуть и узнать очередную букву, ребёнку нужно выполнить задание взрослого. После того как всё слово будет раскрыто, ребёнок сам или с помощью взрослого читает его. Как вариант, это может быть какой – то персонаж, имя которого нужно отгадать. Когда ребёнок прочитает имя, взрослый выставляет картинку с его изображением или игрушку.

Можно использовать и другие формы организации занятий: «Посылка», «Письмо», «План», «Занятие - сказка» и прочие. Главное, чтобы занятия были не скучными, интересными. Пусть ребёнок закончит занятие с живым интересом к игре и острым желанием продолжить её завтра.

Советы родителям по автоматизации звуков

Автоматизировать звук только тогда, когда ребёнок может произносить его правильно, чётко при многократном повторении.

• Перед выполнением упражнений на автоматизацию звука необходимо разогреть речевые мышцы (выполнить артикуляционную гимнастику и подготовительные упражнения).

• Нельзя одновременно автоматизировать звуки, которые ребёнок путает в речи ([Ш] и [С], [Ж] и [З ], [Р] и [Л])

• При автоматизации звука необходимо придерживаться последовательности: от простого к сложному.

Слоги – слова – словосочетания – предложения – тексты – стихотворения – скороговорки – самостоятельная речь.

• Ребёнку должно быть интересно, больше наглядного материала: показывайте картинки, рисуйте, раскрашивайте слова с заданным звуком, используйте сюжетные картинки, играйте.

• Чтобы добиться положительного результата, надо заниматься каждый день по 15-20 минут. Следить за произношением ребёнка в повседневной жизни.

Публикации по теме:

Перспективный план работы по взаимодействию логопеда с родителями ноябрь Итоги логопедической диагностики на начало года. Родительское собрание. Отметка о проведении январь Как скучное сделать интересным.

Проект «Формирование фонематического восприятия у детей»Проект «Формирование фонематического восприятия у детей» ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЕКТА Название «Формирование фонематического восприятия у детей». Автор проекта: Мацупа Галина Григорьевна Продолжительность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация на родительском собрании «Роль родителей в автоматизации звуков у школьников»
Опубликовано: 19 декабря 2014 в 12:29
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация на родительском собрании «Роль родителей в автоматизации звуков у школьников»» (включая файлы) размещена пользователем Лидия Дурягина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД