Светлана Назарова
Консультация «Монолог и диалог в дошкольном возрасте»
▼ Скачать +Заказ
Глава 1. Монолог и диалог.
Речь в зависимости от смены говорящего и слушающего делится на диалогическую и монологическую. В диалогической речи говорящий и слушающий меняются местами. В монологической речи – не меняются.
1.1. Диалог. Особенности его построения
Диалог – это разговор двух или нескольких лиц. Реплики диалога адресованы собеседнику.
Рассмотрим пример типичного диалога.
Привет!
Рад тебя видеть.
У меня как раз возникли вопросы по поводу распределения ролей в нашей постановке.
Публикация «Консультация „Монолог и диалог в дошкольном возрасте“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2020
Отлично. Мы могли бы встретиться и всё обсудить.
Это было бы очень хорошо.
Тогда до встречи?
До встречи!
Каждая реплика в диалоге зависит от предыдущей. Все реплики связаны.
Любой диалог имеет свою структуру.
В нашем примере первые две реплики будут зачином. Следующие три реплики – основная часть. И две последние – это концовка.
Все реплики диалога объединяются общей темой.
Несколько реплик, объединенных общей темой, составляют диалогическое единство.
Размеры диалога теоретически безграничны. Однако на практике любой диалог все же имеет концовку. Диалог получил наибольшее распространение в разговорной речи. Однако он востребован также в официально-деловой, научной и публицистической речи.
В зависимости от целей, задач, роли собеседников, ситуации общения можно выделить следующие типы диалогов :
- бытовой;
- деловая беседа;
- интервью.
Диалог – это неподготовленный, спонтанный тип речи. Даже в научной или официально-деловой речи мы не можем предугадать реплику собеседника полностью. Так часто бывает на экзаменах, когда экзаменатор задает неожиданный вопрос. Допустим, студент рассказывает об образе Ильи Муромца в былинах, а его неожиданно спрашивают о Святогоре. Как скоро он сформулирует ответ? Именно поэтому нужно всегда хорошо ориентироваться в теме и тщательно готовиться к любому выступлению.
Как оформляется диалог в тексте?
Каждая реплика в диалоге выделяется при помощи тире. Расстановка других знаков препинания такая же, как и при прямой речи.
Каждая реплика диалога пишется с абзацного отступа.
Пример:
Тетю Жанну, редко приезжающую в город, ребята увидели издалека.
Здравствуйте! – радостно воскликнула она. – Как поживаете?
Живем неплохо, степенно промолвил в ответ Артем, не жалуемся.
Речь автора выделяется с двух сторон тире и пишется со строчной буквы. Во второй реплике диалога предложение разрывается речью автора. Поэтому после первой части прямой речи и после авторской речи ставятся запятые. И прямая речь продолжается со строчной буквы.
1.2. Овладение диалогом в дошкольном возрасте.
Исследователи называют диалог первичной естественной формой речевого общения. В то же время он выступает в качестве его основной формы. Дети в дошкольном возрасте овладевают сначала разговорным стилем речи, который является характерным для диалогической речи.
Для диалога характерны : разговорная лексика, краткость, недоговоренность, простые и сложные бессоюзные предложения, краткосрочное предварительное обдумывание. Диалогическая речь может быть неполной, сокращенной, фрагментарной. Связность диалога обеспечивается двумя собеседниками. Диалогическая речь характеризуется непроизвольностью, реактивностью, т. е. непосредственной реакцией на высказывание собеседника.
Главной особенностью диалога является чередование говорения одного собеседника со слушанием и дальнейшим говорением второго. В диалоге собеседники всегда знают, о чем идет речь, и не нуждаются в развертывании мысли и высказывания. Устная диалогическая речь протекает в конкретной ситуации и сопровождается жестами, мимикой, интонацией.
По мнению Т. В. Базжиной, использование термина "диалог" может рассматриваться как реплицирование ребенка и взрослого относительно некоторой единой темы, что позволяет анализировать реплики диалога не как изолированные высказывания, а как взаимодействие (предметное и вербальное) двух субъектов коммуникации. Ребенок овладевает диалогической формой коммуникации в процессе общения. На протяжении дошкольного детства коммуникация осуществляется относительно диалога - взрослый-ребенок и диалога - ребенок-ребенок. Развитие коммуникативных способностей ребенка начинается в диалоге взрослый-ребенок. Необходимо отметить, что обучение ребенка языку и овладение правилами коммуникации осуществляется в нескольких направлениях. Во-первых, это когнитивное направление - расширяются представления ребенка об окружающем мире. Во-вторых, коммуникативное направление - ребенок учится быть партнером в диалоге. И, в-третьих, языковое направление - овладение языковыми единицами и правилами их использования.
В диалоге взрослый - ребенок часто используются реплики-вопросы, которые требуют от ребенка невербальных действий: как машинка ездит, как собачка разговаривает. С помощью вопросов взрослого ребенок получает возможность участвовать в диалоге, хотя и не обладает еще в достаточной степени вербальными средствами. В качестве реактивных реплик выступают звукоподражание или определенные действия ребенка.
Маленький ребенок овладевает, прежде всего, общением, которое касается непосредственно увиденного. Такую речь, которая не отражает полностью содержания мысли в речевых формах, исследователи назвали ситуативной речью. Содержание ситуативной речи становится понятным для собеседника только в том случае, если он учитывает ситуацию, условия, в которых рассказывает ребенок, его жесты, движения, мимику, интонацию.
По мере развития дошкольника его отношения со взрослыми перестраиваются, его жизнь приобретает все большую самостоятельность. Предметом разговора ребенка и взрослого становится уже не только то, что они в этот момент видят и переживают. Обогащая свой словарь, ребенок начинает шире пользоваться наименованиями предметов. Он овладевает все более сложным построением речи, что позволяет ему наиболее связно выражать свои мысли.
Особое значение имеет появление инициативной речи ребенка, которая делает диалог разговором равноправных партнеров по общению. Диалог со сверстниками также возникает в виде недоговорной речевой активности детей, которые находятся рядом. Нескоординированные речевые высказывания - коллективные монологи - характерны для всех детей.
У ребенка дошкольного возраста ярко выражена потребность во внимании ровесников, желание довести до сведения партнера цель и содержание своих действий. В четыре-пять лет дети стремятся поделиться своими представлениями на темы из собственного опыта, откликаются на предложения рассказать о близкой и окружающей их действительности. Именно в этом возрасте у дошкольников не хватает терпения выслушать собеседника, они все начинают говорить вместе.
Таким образом, становление диалогической формы общения проходит стадию преддиалога ("дуэта", "коллективного монолога", стадию скоординированных речевых действий, направленных на поддержку социального контакта, практического взаимодействия, постепенно приближаясь к овладению "теоретическим", содержательным диалогом, личностно окрашенными общением. Овладение диалогом - более чем овладение просто композиционной формой речи.
1.3. Монолог – важнейшая форма речи.
Монологическая речь сложнее диалогической как по содержанию, так и по языковому оформлению. По мнению академика Л. Щербы, в монологической речи постоянно действует контроль сознания над словесным ее оформлением, потому что «монолог»– это уже организованная система облеченных в словесную форму мыслей»
Монологическая речь обладает гораздо большей по сравнению с диалогом традиционностью и в выборе языковых средств для передачи содержания и в своем построении. Искреннее, глубоко прочувствованное устное выступление всегда покоряет слушателей, увлекает их несравненно сильнее, чем самое яркое письменное слово. Живой голос человека по самой своей природе – могучее средство воздействия одного человека на другого. Любой лектор, оратор – это всегда творец, причем особенность его творчества в том, что он творит в присутствии слушателей, при их непосредственном воздействии на говорящего. Поэтому живое слово, выступление – большой труд не только для говорящего, но и для слушателей,
Слово «монолог» произошло от греческого monologos, состоит из двух корней: monos – один, logos – речь.
Монолог – это речь одного человека, обращенная либо к самому себе (например, размышления наедине, либо ко многим лицам-слушателям (например, монолог Сатина в пьесе М. Горького «На дне», выступление с лекцией или докладом, выступление на собрании). В отличие от диалога монологическая речь не рассчитана на немедленную словесную реакцию слушателей, на живой обмен репликами. Монологическая речь односторонне направленная: от говорящего – к слушающим. Этим и объясняются особенности монолога как разновидности устной формы речи.
1.4. Особенности монолога
Устная монологическая речь, как правило, продумывается, подготавливается заранее. Время на подготовку зависит от речевой ситуации, целей и задач. Так, доклад, лекция всегда требуют длительной подготовки, а выступление на собрании приходится иногда продумывать за несколько минут.
Тематика монологов шире, богаче, чем тематика диалогической речи.
Высказывания в монологе длиннее в сравнении с репликами диалога, потому что для выступающего очень важно, чтобы его сообщение было понятно всем слушателям.
В монологе больше сложных предложений, простых осложненных и почти нет неполных.
Порядок слов в подготовленной монологической речи более строгий, он ближе к письменной речи, больше соответствует литературной норме.
В устном монологе для более полной и точной передачи содержания используются уточняющие члены предложения, а также повторение отдельных элементов предшествующего высказывания.
Поддерживать контакт со слушателями, сосредоточивать их внимание выступающему помогают слова-обращения, вопросительные предложения (не рассчитанные на ответ) и особые сочетания в форме побудительных предложений ( например: перейдем к анализу следующего отрывка; обратите внимание на это; запомните данное определение и т. п.).
Важные функции в устном монологе выполняет интонация : она помогает передать внутренний смысл высказывания и выразить отношение выступающего к фактам и явлениям, о которых он сообщает. Поэтому интонация монолога должна соответствовать выражаемым мыслям и чувствам. Элементы интонации - темп, тембр, паузы, логическое ударение - следует выбирать в зависимости от темы монолога, целей и задач, которые ставит перед собой выступающий.
Таким образом, монологическая речь значительно сложнее диалога и по тематике, и по своему строению. Монолог - это связная речь, организованная по правилам логики и грамматики как сложное единое целое: все части монолога объединены и по смыслу, и грамматическими средствами. Значит, для овладения монологической речью одного знания грамматики недостаточно, необходимо еще иметь знания о тех предметах и явлениях действительности, о которых собираешься говорить.
Процесс развития и устной, и письменной формы монологической речи связан с выработкой и постоянным совершенствованием комплекса умений и навыков:
1) умения осмыслить тему, определить ее границы;
2) умения выразить основную мысль высказывания;
3) умения собрать необходимый материал;
4) умения группировать накопленный материал и располагать его в определенной последовательности;
5) умения отбирать языковые средства в соответствии с условиями и задачами общения;
6) умения исправлять, улучшать написанное.
1.5. Способы изложения в монологе.
В зависимости от особенностей содержания и темы в монологической речи используются различные способы изложения: повествование, описание, рассуждение.
Повествование - это воспроизведение в речи различного рода событий, связанных между собой.
Описание - это словесное изображение предмета, лица, явления, процесса, местности. Описывая кого-нибудь или что-нибудь, мы перечисляем присущие им признаки или свойства.
Рассуждение - это логическое развитие какого-либо утверждения. В рассуждении выделяются следующие три части: утверждение - доказательства - выводы. Основной частью рассуждения являются доказательства (цепочка доказательств). При помощи доказательств говорящий (или пишущий) развивает какое-либо общее положение - утверждение, являющееся началом рассуждения.
Рассмотренные способы изложения используются в речевой практике, как правило, не изолированно друг от друга. В пределах одного монолога способы изложения могут меняться в зависимости от развития темы, но один из способов будет преобладающим.
1.6. Подготовка речи в зависимости от вида монолога
Итак, выбор способа изложения определяется темой высказывания. Значит, приступая к подготовке устного монолога, необходимопродумать, о чем мы будем говорить - выбрать тему. Затем надо сформулировать тему будущего выступления, определив ее границы. Если тема уже сформулирована (например, в задании, следует четко осознать ее пределы, чтобы не затронуть более широкий круг вопросов (не расширить предложенную тему) или, наоборот, не упростить, не сузить тему, уделив внимание лишь одной из составляющих ее частей.
Формулировка темы может быть в виде вопроса, но чаще бывает не в вопросной форме: "Какого человека можно считать истинно красивым? ", "Берегите родную природу", "В жизни всегда есть место подвигу". Независимо от формы, в теме всегда заключен вопрос. Так, тема "Берегите родную природу" содержит вопрос "Почему надо беречь природу? ", а тема "В жизни всегда есть место подвигу" - "Что такое подвиг? ".
Ответить на поставленный темой вопрос - значит выразить основную мысль всего высказывания. Выражение основной мысли формируется постепенно, в процессе разработки темы.
Работа над темой состоит из двух этапов: подготовительного и завершающего.
Подготовительный этап начинается со сбора материала путем наблюдений, расспросов очевидцев, слушания сообщений, работы с книгой, рассмотрения произведений искусства (картин, скульптур, памятников архитектуры и т. д.). Очень важно помнить, что отбирать из увиденного, услышанного, прочитанного следует только то, что связано непосредственно с избранной темой.
Завершающий этап подготовки устного выступления включает окончательный отбор языковых средств и главное - определение необходимых в данном случае элементов интонации: надо выбрать общий тон (он должен соответствовать основной мысли высказывания, продумать, как расставить логические ударения, какие части высказывания разделить паузами и какова должна быть длительность каждой паузы, определить темп выступления в целом и отдельных его частей. В заключение можно записать будущее выступление, а затем воспроизвести его. При этом не следует читать написанное с листа или наизусть. Надо проговорить, то есть передать содержание средствами живой, устной речи с присущими ей особенностями, предполагающей непосредственный контакт со слушателями и рассчитанной на слуховое восприятие содержания.
Устный монолог распространен во всех функциональных стилях речи. Для разговорного стиля - это непринужденный рассказ, повествование о пережитом, увиденном или услышанном; для научного стиля - это сообщение и доклад; для публицистического - выступление на собрании или дискуссии; для официально-делового - информация и отчет.
Устный рассказ - жанр разговорного стиля. Поэтому в устном повествовании много употребляется разговорной лексики, частиц, междометий, не очень строгий порядок слов, есть повторы, отмечается разговорный стиль произношения некоторых слов (особенно в речи героев). Устный рассказ будет ярким, живым только в том случае, если автор умело использует в повествовании кроме элементов разговорного стиля средства устной речи: тембр (тон) для выражения своего отношения, изменением темпа речи подчеркивает детали содержания, а в необходимых случаях усиливает впечатление при помощи мимики и жеста.
Рассказ об услышанном происшествии может передаваться и от третьего лица, сведения о котором следует дать во введении к рассказу. В повествование могут быть включены элементы описания.
Доклад - еще один вид устного монолога научного стиля речи. От сообщения доклад отличается большей сложностью содержания. Это касается как доклада в целом, так и каждой композиционной части.
Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее значение, а также коротко излагает историю вопроса и информирует слушателей о том, какой материал был использован при подготовке доклада. Основная часть доклада содержит рассуждения автора, касающиеся избранной проблемы, изложение собственной точки зрения, которую докладчик обосновывает, используя различные способы доказательств: приводит аналогичные примеры, цитирует высказывания видных ученых, общественных деятелей, ставит вопросы, использует примеры из жизненного опыта слушателей. В заключительной части обобщается сказанное, формулируются выводы и предложения.
Отчет - вид устного монолога официально-делового стиля. Выступление с отчетом - это всегда обобщение результатов проделанной работы, выполненного поручения или подведение итогов.
Выступление на собрании - устный монолог публицистического стиля. Цель выступления - не только сообщить определенные факты и дать им собственную оценку, но и убедить слушателей, оказать на них влияние, побудить к желаемым действиям.
Достичь этого можно, если выступление будет небольшим, ярким, убеждающим.
Глава 2. Практическая часть. Примеры диалога и монолога.
2.1. Пример диалога : беседа воспитателя с детьми о птицах
Воспитатель: Послушайте, дети, стихотворение-загадку:
Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку
Длинный клюв и два крыла.
А кого паук боится
Угадали? Это …
Дети: Птица.
Воспитатель: (включается запись с птичьими голосами) Что вы слышите?
Дети: Мы слышим, как поют птицы, пение птиц.
Воспитатель: Как поют птицы?
Дети: Красиво, мелодично, звонко, весело, ласково, тихо, громко, по-разному.
Воспитатель: Поиграем в игру «Произнеси и покажи» (изобразить голосом птицу и показать на картинке).
Дети: (поочередно издают звуки птиц и показывают их на картинке)
Кар-кар (ворона, Чик-чирик (воробей, Ку-ку (кукушка, Крак-крак (грач, У-у-угу (сова, Тлё-тлё (снегирь, Кау-кья (галка, Сви-ри-ри (свиристель).
Воспитатель: Скажите, в какое время года больше слышно пение птиц?
Дети: Весной, летом.
Воспитатель: Почему?
Дети: Весной и летом тепло, есть питание для птиц, солнышко светит, у них есть друзья.
Воспитатель: Какие бывают птицы?
Дети: Зимующие и перелетные.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Какая это птица?»
(воспитатель бросает мяч, называет название птицы, а дети отвечают – перелетная это птица или зимующая).
После игры воспитатель показывает детям скворечник.
Воспитатель: Посмотрите дети, что это?
Дети: Скворечник, домик для птиц.
Воспитатель: Посмотрите, кто там сидит?
Дети: Птичка.
2.2. Пример монолога : отрывок выступления воспитателя по теме «Экологическое воспитание дошкольников» на семинаре.
Экологическое воспитание является одной из актуальных современных проблем. В основе содержания экологического воспитания лежит формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. Научить видеть и понимать красоту природы, бережно относится ко всему живому – главные задачи экологической работы в детском саду.
Ставим перед собой цель: повысить уровень знаний детей о законах живой и неживой природы, понимания сущности взаимоотношений живых организмов с окружающей средой, формировать у детей бережное отношение к окружающему миру в целом.
Перед нами возникают задачи:
- изучить природу родного края, воспитать бережное отношение к ней;
- совершенствовать умения и навыки самостоятельных работы воспитанников, повышать уровень знаний и эрудицию в области экологии;
- формировать социально зрелую, экологически грамотную личность каждого ребенка;
- вовлечь детей в природоохранную, экологическую деятельность.
Земля – наш общий дом, каждый человек должен заботливо и бережно относиться к ней, сохраняя все ее ценности и богатства.
Рассказ о бережном отношении к природным богатствам, животным, насекомым, птицам способствует формированию чувства сопричастности ко всему живому, гуманному отношению к окружающей среде и стремлению проявлять заботу о сохранении природы.
Для каждого человека природа является неотъемлемым жизненным компонентом. С помощью рассказа по этой теме мы, воспитатели, должны донести до сознания детей не только гордость за нашу богатую природу, но и научить их заботится о природных ресурсах.
Дети должны сердцем почувствовать: "Здоровье планеты в наших руках!".