Наталия Архипова
Консультация «Модель центра сенсорного развития для детей 1–3 лет в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие является основой для интеллектуального развития ребенка, развитие внимание, воображения, памяти, наблюдательности. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. Сенсорное развитие может проходить в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Ранний возраст - самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах, на основе которого в дальнейшем формируются умственные способности ребенка, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире, творческие способности малыша, развивается мышление, память, внимание.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель: формирование сенсорных способностей у детей 1-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста
Образовательные:
-развивать цветоразличение,
-формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
-формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
-учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
-обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
-воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
-формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие :
- развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.
Предметно-развивающая среда, как средство развития сенсорных эталонов.
Предметная среда создается с учётом возрастных возможностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В период 1 до 3 лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его предметно-пространственной среды. Уголок сенсорного развития может включать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от комплексно - тематического планирования образовательной деятельности. Сенсорное развитие ребенка от 1 года да 3 лет подразумевает несколько направлений: тактильное восприятие, вибрационные ощущения, восприятия формы, величины, цвета, зрительное восприятие.
Содержание уголка
o Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику:
цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки, бусы, леска для нанизывания, выключатели; различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии, волшебные мешочки на запоминание текстуры. Вкладыши (напольные, настольные) : коробочки из картона одного и разного цвета убывающие по величине. Ребенок строит башни, накладывая друг на друга, вкладывая одну в другую, раскладывает их в ряд.
Конусы: одноцветные, разноцветные, оформленные под матрешек, девочки в русских сарафанах). Коробочки, сделанные из разного материала: деревянные, пластмассовые. Стаканчики деревянные разного размера. Цветные таблички изготовленные в виде решетки или коробочки с ячейками, куда вставляются разноцветные прямоугольные или квадратные таблички. Шумящие цилиндры с разным наполнителем, колокольчики. Дощечки гладкие, шершавые из разновидностей бумажной продукции, тканевой. Набор столбиков с грибочками различающихся цветовыми сочетаниями: красный -синий и т. п. Четырехцветные столики с грибочками и другими фигурками.. Набор деревянных бусинок различной формы и цвета. Набор цветных палочек, прищепки. Пирамидки с кольцами большого и маленького размера. Пирамидки на конической основе из одноцветных колец, убывающих по величине. o Дидактические игры:
«Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок»).
o Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику «Черепаха», «Осьминожка», «Краб», «Крокодил» и т. д. ; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке.
o Игры на - Количество и счет
-Дидактические игры, упражнения с конкретными множествами предметов,
игрушек, геометрических фигур.
-Карточки с нарисованными на них предметами; поделенные на клетки; с одной или двумя полосками.
-Геометрические фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник разных цветов и размеров.
o Величина
-Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф, -игрушки для сравнения по длине, ширине (ленточки, полоски бумаги и др.) и объемные для сравнения по высоте (матрешки, елочки, башенки и др.)
o Ориентировка в пространстве
Наборы игрушек, игры, позволяющие различать пространственные представления от наблюдателя: вперед (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руки.
o Ориентировка во времени
-Наборы картинок (фланелеграф,
-игры на различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; указывающих на время действия: было, есть, будет;
-обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах; на понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше.
o Наглядные пособия
-Наборное полотно с двумя полосками.
-Карточки с двумя полосками размером 21х8 см: карточка, на одной полоске которой нарисованы различные предметы, расположенные в ряд, вторая полоска - для раскладывания предметов детьми; карточка с двумя свободными полосками.
-Панно для знакомства с цифрами.
-Карточки с различными предметами (от 1 до 5).
-Коробки-вкладыши с набором объемных геометрических фигур.
-Конструкторы «Лего», наборы блоков Дьенеша.
-Наборы разрезных картинок (плоскостные, на кубиках) из 4-6 частей.
-Мозаики (крупные, мелкие). Шаблоны, линейки, трафареты.
o Игры:
«Чудесный мешочек», «Большой и маленький», «Найди такое же кольцо», «Соберем пирамидку», «Построим дом» «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди пару», «Домино фигур», «Что лежит в мешочке»; «Что изменилось?»; «Поручения», «Яблоки на тарелке». «Составь предметы», «Собери букет», «Привяжи шарик», «Морское путешествие», «Спрячь под зонтик», «День и ночь», «Матрёшки», «Что за фигуры», «Закрой окошко». .«Подбери цвет», «Шнуровки», «Найди птичку». Заключение
Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями возраста. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная предметно-развивающая среда.