Наталия Архипова
Консультация «Модель центра сенсорного развития для детей 1–3 лет в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
«Модель центра сенсорного развития для детей 1-3 лет в детском саду»
Сенсорное развитие – фундамент формирующегося интеллекта
Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Сенсорное развитие является основой для интеллектуального развития ребенка, развитие внимание, воображения, памяти, наблюдательности. Успешность умственного, эстетического и нравственного воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е насколько совершенно ребёнок слышит, видит, осязает окружающее. Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности. Сенсорное развитие может проходить в различных видах детской деятельности. Особое место отводится играм, благодаря которым происходит накопление представлений об окружающем мире. Ранний возраст - самое благоприятное время для формирования у детей представления о сенсорных эталонах, на основе которого в дальнейшем формируются умственные способности ребенка, совершенствуется деятельность органов чувств, накапливаются представления об окружающем мире, творческие способности малыша, развивается мышление, память, внимание.
Публикация «Консультация „Модель центра сенсорного развития для детей 1–3 лет в детском саду“» размещена в разделах
- Консультации для родителей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорная комната. Уголки и центры сенсорного развития
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Цель: формирование сенсорных способностей у детей 1-3 лет в процессе разнообразных видов деятельности.
Задачи сенсорного развития детей раннего возраста
Образовательные:
-развивать цветоразличение,
-формовосприятие, умение воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
-формировать у детей зрительные способы обследования предметов;
-учить соотносить форму предметов с формой плоскостных изображений и объемных геометрических тел (шар, куб);
-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира, замечать их форму, цвет;
-обогащать активный и пассивный словарь детей : учить понимать и использовать в речи слова: «цвет», «такой же», «разный»;
Воспитательные:
-воспитывать умение играть рядом, не мешая друг другу;
-формировать умение слушать и понимать инструкции педагога;
Развивающие :
- развивать познавательные процессы; развивать мелкую моторику.
Предметно-развивающая среда, как средство развития сенсорных эталонов.
Предметная среда создается с учётом возрастных возможностей детей. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной. В период 1 до 3 лет для познавательного развития ребенка решающее значение имеет богатство окружающей его предметно-пространственной среды. Уголок сенсорного развития может включать постоянные и дополнительные объекты, которые вносятся в зависимости от комплексно - тематического планирования образовательной деятельности. Сенсорное развитие ребенка от 1 года да 3 лет подразумевает несколько направлений: тактильное восприятие, вибрационные ощущения, восприятия формы, величины, цвета, зрительное восприятие.
Содержание уголка
o Дидактические игрушки, формирующие интеллект и мелкую моторику:
цилиндрики-вкладыши, рамки и вкладыши, пирамидки, бусы, леска для нанизывания, выключатели; различные виды застежек, пуговицы, шнуровки, молнии, волшебные мешочки на запоминание текстуры. Вкладыши (напольные, настольные) : коробочки из картона одного и разного цвета убывающие по величине. Ребенок строит башни, накладывая друг на друга, вкладывая одну в другую, раскладывает их в ряд.
Конусы: одноцветные, разноцветные, оформленные под матрешек, девочки в русских сарафанах). Коробочки, сделанные из разного материала: деревянные, пластмассовые. Стаканчики деревянные разного размера. Цветные таблички изготовленные в виде решетки или коробочки с ячейками, куда вставляются разноцветные прямоугольные или квадратные таблички. Шумящие цилиндры с разным наполнителем, колокольчики. Дощечки гладкие, шершавые из разновидностей бумажной продукции, тканевой. Набор столбиков с грибочками различающихся цветовыми сочетаниями: красный -синий и т. п. Четырехцветные столики с грибочками и другими фигурками.. Набор деревянных бусинок различной формы и цвета. Набор цветных палочек, прищепки. Пирамидки с кольцами большого и маленького размера. Пирамидки на конической основе из одноцветных колец, убывающих по величине. o Дидактические игры:
«Лото», парные картинки, крупная пластиковая мозаика, например: «Цветы», пазлы из 3-12 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты, развивающие игры с плоскостными геометрическими формами («Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)» или «Теремок»).
o Дидактические игры и игрушки со шнуровками, молниями, пуговицами, кнопками, формирующие навыки самообслуживания и мелкую моторику «Черепаха», «Осьминожка», «Краб», «Крокодил» и т. д. ; шнуровки, застежки, молнии на панно, на туфельке, на игрушке.
o Игры на - Количество и счет
-Дидактические игры, упражнения с конкретными множествами предметов,
игрушек, геометрических фигур.
-Карточки с нарисованными на них предметами; поделенные на клетки; с одной или двумя полосками.
-Геометрические фигуры: шар, куб, круг, квадрат, треугольник разных цветов и размеров.
o Величина
-Геометрические фигуры и плоские силуэты разных предметов (фланелеграф, -игрушки для сравнения по длине, ширине (ленточки, полоски бумаги и др.) и объемные для сравнения по высоте (матрешки, елочки, башенки и др.)
o Ориентировка в пространстве
Наборы игрушек, игры, позволяющие различать пространственные представления от наблюдателя: вперед (впереди, назад (сзади, вверх, вниз; различать правую и левую руки.
o Ориентировка во времени
-Наборы картинок (фланелеграф,
-игры на различение и называние частей суток: утро, день, вечер, ночь; указывающих на время действия: было, есть, будет;
-обозначение последовательности логически связанных событий в несложных сюжетах; на понимание слов, которые указывают на продолжение и соотношение времени: долго, недолго, сейчас, позже, раньше.
o Наглядные пособия
-Наборное полотно с двумя полосками.
-Карточки с двумя полосками размером 21х8 см: карточка, на одной полоске которой нарисованы различные предметы, расположенные в ряд, вторая полоска - для раскладывания предметов детьми; карточка с двумя свободными полосками.
-Панно для знакомства с цифрами.
-Карточки с различными предметами (от 1 до 5).
-Коробки-вкладыши с набором объемных геометрических фигур.
-Конструкторы «Лего», наборы блоков Дьенеша.
-Наборы разрезных картинок (плоскостные, на кубиках) из 4-6 частей.
-Мозаики (крупные, мелкие). Шаблоны, линейки, трафареты.
o Игры:
«Чудесный мешочек», «Большой и маленький», «Найди такое же кольцо», «Соберем пирамидку», «Построим дом» «Найди такую же», «Геометрическое лото», «Разложи в коробки», «Найди свой домик», «Найди пару», «Домино фигур», «Что лежит в мешочке»; «Что изменилось?»; «Поручения», «Яблоки на тарелке». «Составь предметы», «Собери букет», «Привяжи шарик», «Морское путешествие», «Спрячь под зонтик», «День и ночь», «Матрёшки», «Что за фигуры», «Закрой окошко». .«Подбери цвет», «Шнуровки», «Найди птичку». Заключение
Развитие процессов восприятия, ощущения у детей значительно обогащает мышление. Процесс ознакомления ребенка с сенсорными эталонами происходит постепенно в соответствии с закономерностями возраста. Важным условием, способствующим сенсорному развитию, является специально организованная предметно-развивающая среда.