Татьяна Воробьева
Консультация «Мнемотехника»
▼ Скачать + Заказать документы
Мнемотехника в развитии связной речи у дошкольников
Ещё. К, Д. Ушинский говорил: «Учите ребёнка каким - ни будь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками, и он их усвоит на лету».
Ни для кого не секрет, что в настоящее время всё чаще у детей наблюдаются следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать слава в предложении, нарушение звукопроизношения, внимания, несовершенно логическое мышление.
Публикация «Консультация „Мнемотехника“» размещена в разделах
Поэтому передо мной встала задача, как научить детей связанно, последовательно, грамматически грамотно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни Итакой метод есть это метод мнемотехники. Целесообразнее начинать с 4-5 лет, когда у ребёнка сформирован какой то словарный запас.
Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе по развитию речи детей. Я их использую для решения задач:
• Обогащения словарного запаса,
• При обучении составлению рассказов,
• При пересказах художественной литературы,
• При отгадывании и загадывании загадок,
• При заучивании считалок,
• При заучивании стихов.
Сначала я работала по мнемоквадратам, потом по мнемодорожкам, а затем уже перешла на мнемотаблицы. На первом этапе мнемотаблицы я брала готовые. Затем у нас с ребятами возникла необходимость создавать свои собственные таблицы. Для экономии времени и для самостоятельной деятельности на занятиях мы с ребятами придумали и зарисовали схему кодированных образов. Метод мнемотехники можно с успехом применять в любой образовательной деятельности. В развитии культурно гигиенических навыков, в уходе за растениями, в формировании элементарных математических представлений, в изобразительном искусстве, в музыкальной деятельности.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение) ; таким образом, всё стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребёнок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе предлагаю готовую план – схему, а по мере обучения ребёнок так же активно включается в процесс создания своей схемы. Описательный же рассказ это наиболее трудный вид в монологической речи. Дети не располагают теми знаниями, которые приобретают в течение жизни. Чтобы описать предмет, его нужно осознать, а осознание как мы знаем это - анализ. Что ребёнку сделать очень трудно. Особая роль в развитии связанной речи отводится пересказу. Здесь совершенствуется структура речи, её выразительность, умение строить предложения. И если пересказывать с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание ребёнок уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений. В заключении хочу сказать, что мне очень импонирует это метод. Всё что требуется для работы это листок бумаги, фломастеры и немного фантазии. А фантазии как мы знаем у педагогов не занимать.