Папки-передвижки

Консультация «Метод ТРИЗ и его применение в конструировании»

Анисимова Елена
Консультация «Метод ТРИЗ и его применение в конструировании»
▼ Скачать + Заказать документы

Консультация для воспитателей

«Метод ТРИЗ и его применение в конструктивной деятельности дошкольников»

Автор: Анисимова Елена Александровна, старший воспитатель

План:

1. Основные понятия по теме

2. Значение и сущность метода ТРИЗ

3. Значение и виды конструктивной деятельности дошкольников

4. Литература

Публикация «Консультация „Метод ТРИЗ и его применение в конструировании“» размещена в разделах

1. Основные понятия по теме

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач — область знаний, исследующая механизмы развития технических систем с целью создания практических методов решения изобретательских задач. Цель ТРИЗ : выявление и использование законов, закономерностей и тенденций развития технических систем. Автор ТРИЗ — Генрих Саулович Альтшуллер (1926-1998). ТРИЗ создавалась для решения проблем в технике, но вскоре стало понятно, что с её помощью можно решать проблемы в различных областях деятельности человека. Развитие ТРИЗ в этом направлении привело к разработке Общей теории сильного мышления (ОТСМ). Начал эту работу автор ТРИЗ Г. С. Альтшуллер, а продолжил мастер ТРИЗ Николай Николаевич Хоменко (1954-2011). Аббревиатура РТВ означает «развитие творческого воображения». К созданию курса РТВ автор ТРИЗ подошел так же, как ранее к созданию Алгоритма изобретательства. Из фонда фантастических идей были получены приемы фантазирования, большинство из которых парные: увеличение-уменьшение, дробление-объединение и т. п. Эти приемы, «наложенные» на инструменты системного подхода, дали фантограмму — таблицу, позволяющую получить идеи фантастических преобразований.

Творчество – это сознательная целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые оригинальные, ранее не существовавшие предметы. В широком смысле слова творчество — это деятельность, направленная на получение чего-то нового, неповторимого. Поэтому основным показателем творчества является новизна создаваемого продукта — художественного произведения, картины, механического прибора. Результатом творчества может явиться и научная идея, которая высказывается впервые и получает статус научного открытия.

Конструирование - приведение в определенное взаимоположение различных предметов, частей, элементов, от латинского слова «constructio» - построение.

Под детским конструированием понимается деятельность, в которой дети создают из различных материалов (бумаги, картона, дерева, специальных строительных наборов и конструкторов) разнообразные игровые поделки (игрушки, постройки).

Конструирование – один из видов продуктивной деятельности, является довольно сложным видом деятельности для детей. В ней мы находим связь с художественной, конструктивно-технической деятельностью взрослых.

2. Значение и сущность метода ТРИЗ

Обществу нужны люди интеллектуально смелые, самостоятельные, оригинально мыслящие, творческие, умеющие принимать нестандартные решения и не боящиеся этого.

Дошкольное детство – это тот особый возраст, когда ребенок открывает для себя мир, когда происходят значительные изменения во всех сферах его психики (когнитивной, эмоциональной, волевой) и которые проявляются в различных видах деятельности: коммуникативной, познавательной, преобразующей. Это возраст, когда появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка (креативность). Умелое использование приемов и методов ТРИЗ (теории решения изобретательских задач) успешно помогает развить у дошкольников изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление.

Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.

Исходным положением тризовской концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения. Обучая ребенка, педагог должен идти от его природы.

ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать ее эффективность.

ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Г. С. Альтшуллер и его последователи.

Основным рабочим механизмом ТРИЗ служит алгоритм решения изобретательских задач. Овладев алгоритмом, решение любых задач идет планомерно, по четким логическим этапам:

• корректируется первоначальная формулировка задачи;

• строится модель;

• определяются имеющиеся вещественно – полевые ресурсы;

• составляется ИКР (идеальный конечный результат);

• выявляются и анализируются физические противоречия;

• прилагаются к задаче смелые, дерзкие преобразования.

Алгоритм решения изобретательских задач

Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед ним истину, он должен учить ее находить. Если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ. Если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т. е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.

Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.

Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки.. .

Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки “забавные животные”, “пиктограммы”, назвать их и сделать презентацию.

Например “Левообезьян”. Его родители: лев и обезьянка. Живет в жарких странах. Очень быстро бегает по земле и ловко лазает по деревьям. Может быстро убежать от врагов и достать фрукты с высокого дерева.. .

Метод “Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.

Например : Система “Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.

Воспитатель задает вопросы: “Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, “Для чего они нужны?”, “Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, суждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).

Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое – газообразное).

Работа педагога – тризовца предполагает беседы с детьми на исторические темы: “Путешествие в прошлое одежды”, “Посуда рассказывает о своем рождении”, “История карандаша” и т. п. рассматривание объекта в его временном развитии позволяет понять причину постоянных совершенствований, изобретений. Дети начинают понимать что изобретать – это значит решать противоречие.

На прогулках с дошкольниками рекомендуется использовать различные приемы, активизирующие детскую фантазию: оживление, динамизацию, изменение законов природы, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.

Например, воспитатель обращается к детям: “ давайте оживим дерево: кто его мама? Кто его друзья? О чем оно спорит с ветром? Что может нам рассказать дерево?” Можно использовать прием эмпатии. Дети представляют себя на месте наблюдаемого: “А что, если ты превратился в цветок? О чем ты мечтаешь? Кого боишься? Кого любишь?”

В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию творческого и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.

Подготовительный этап можно начать с игровых упражнений типа “Дорисуй”, “Дострой”, “Составь картинку из геометрических фигур”, “На что это похоже?”, “Найди сходства”, “Найди различия”.

Для дальнейшего развития творчества, воображения, самостоятельности, внимания, сообразительности предлагаются задания со счетными палочками. Сначала простые (“построй домик из 6, 12 палочек, затем посложнее (какую палочку надо преложить так, чтобы домик смотрел в другую сторону). На основном этапе целесообразно использовать игры – головоломки (арифметические, геометрические, буквенные, со шнурками, шахматы; сочинять загадки и составлять и отгадывать кроссворды.

3. Значение и виды конструктивной деятельности дошкольников

Конструктивная деятельность — это практическая деятельность, направленная на получение определенного, заранее задуманного реального продукта, соответствующего его функциональному назначению. Конструирование обладает чрезвычайно широкими возможностями для умственного, нравственного, эстетического, трудового воспитания.

На занятиях конструированием осуществляется развитие сенсорных и мыслительных способностей детей.

При правильно организованной деятельности дети приобретают:

- конструктивно-технические умения :

• сооружать отдельные предметы из строительного материала — здания, мосты и т. д. ;

• делать из бумаги различные поделки — елочные игрушки, кораблики и т. д. ;

- обобщенные умения:

• целенаправленно рассматривать предметы,

• сравнивать их между собой и расчленять на части,

• видеть в них общее и различное,

• находить основные конструктивные части, от которых зависит расположение других частей,

• делать умозаключения и обобщения.

Под детским конструированием принято подразумевать:

-создание разных конструкций и моделей из строительного материала (это крупный строительный материал, для работы на полу и мелкий строительный материал, для индивидуальной работы) и деталей конструкторов («ЛЕГО», металлический конструктор и т. д.);

-изготовление поделок из природного материала (мох, ветки, шишки, камни и т. д.);

-изготовление игрушек из бросового материала (картонные коробки, деревянные катушки, пластиковые бутылки и т. д.);

-создание поделок из бумаги и картона.

Конструирование является продуктивной, конструктивной деятельностью, которая отвечает интересам и потребностям детей. Созданные детьми постройки, поделки они используют в основном в игре, в качестве подарка, украшения помещений, участка, что приносит детям большое удовлетворение.

В зависимости от того, из какого материала дети создают свои конструкции, различают следующие

Виды конструирования :

-из крупного и мелкого строительного материала;

-из деталей конструкторов;

-из природного материала;

-из бросового материала;

-из картона и бумаги.

4. Литература

Гин С. «ТРИЗ в детском саду»

Давидчук А. Н. Конструктивное творчество дошкольника. Москва, «Просвещение», 1973 г.

Кайе В. А. Конструирование и экспериментирование с детьми 5 – 8 лет. Издательство «ТЦ «СФЕРА», 2014 г.

Лихачева Е. Н. Организация нестандартных занятий по конструированию с детьми дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2013г.

Литвинова О. Э. Конструирование с детьми раннего дошкольного возраста. Санкт-Петербург «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015 г.

Сафонова О. А. Системная оценка качества обучения дошкольников конструированию. Н. Новгород, 1998 г.

Сафонова О. А. Конструирование из бумаги. Москва, Академия, 1999 г.

Соколова С. В. Оригами для старших дошкольников. Методическое пособие для воспитателей ДОУ. С. -Пб., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2004 г.

Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду. Москва, «Просвещение», «Владос», 1994 г.

Тарловская Н. Ф., Топоркова Л. А. Обучение детей конструированию и ручному труду в малокомплектном детском саду. Москва, «Просвещение», 1992 г.

Ознакомление дошкольников с архитектурой. Под ред. Грибовской А. А., Москва, 2005 г.

Парамонова Л. А. Теория и методика творческого конструирования в детском саду. Москва, Академия, 2002 г.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду»Консультация для педагогов «Метод экспериментирования в детском саду» Чем больше ребенок видел, слышал, пережил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка»Консультация для родителей «Игнорирование как метод наказания ребёнка» Многие родители в своих методах воспитания выступают против насилия и грубых мер. И это правильно. Но за основу наказания они выбирают метод.

Консультация для родителей «Метод «Шичида» и игры на развитие фотографической памяти» В Японии открыто множество школ, в которых практикуют метод Шичиды. В России таких центров нет. Поэтому родителям приходится самостоятельно.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Консультация для воспитателей «Применение нестандартного оборудования на занятиях по ФИЗО «Волшебный парашют» Здравствуйте уважаемые коллеги. Сегодня вашему вниманию я представляю нетрадиционное игровое пособие «Волшебный парашют», которое можно.

Консультация для воспитателей «ТРИЗ в детском саду» “ТРИЗ – это управляемый процесс создания нового, соединяющий в себе точный расчет, логику, интуицию”, так считал основатель теории Генрих.

Консультация для родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровительных группах» "Применение здоровьесберегающих технологий в оздоровитедльных группах" После анализа музыкальных занятий с группами часто болеющих детей.

Опыт работы по теме «Применение игр ТРИЗ для развития речи детей дошкольного возраста» Речевое развитие - актуальное направление для работы с детьми дошкольного возраста. Ведь на этапе завершения дошкольного образования ребенок.

Консультация для педагогов по оздоровлению младших дошкольников в ДОУ «Рижский метод закаливания» Консультация для педагогов по оздоравлению младших дошкольников в ДОУ. Все мы знаем, что с помощью такой простой процедуры, как закаливание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Метод ТРИЗ и его применение в конструировании»
Опубликовано: 14 марта 2022 в 14:30
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Метод ТРИЗ и его применение в конструировании»» (включая файлы) размещена пользователем Анисимова Елена в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД