Лучший педагог года

Консультация «Культура речи дошкольников»

Светлана Болдырева
Консультация «Культура речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

В. А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятые нормы культуры общения.

Обучение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.

Темочки:

В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями.

По мере взросления воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: как вести себя на занятиях; как вести себя на улице, в транспорте; как вести себя во время разговора с взрослыми и сверстниками; правила вежливости и т. д. Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным.

Если родители требуют, чтобы ребёнок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.

Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры.

Четырёхлетнему ребёнку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность друг другу.

- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори чётко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.

Эти же требования для ребёнка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-то разговаривает, как ты поступишь?»

Когда ребёнок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи. Как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» это побуждает его проанализировать собственное поведение.

Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызывали сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учёт индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательным тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим! Полагается называть взрослых на «вы»». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вёл себя не хорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвёртом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вёл?» Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребёнка, предусматривать уважение к нему, как к развивающейся личности.

Хорошо действуют на ребёнка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы.

Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Сила примера в его наглядности и конкретности. Особенно действенен пример в сочетании со словом взрослого: «Антон поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил присесть». Воздействие такого приёма усиливается, если ещё и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо», «Можно гордиться поведением Жени».

Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребёнка и находить решения в выборе средств воздействия. В любом случае, взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые - лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку.

План совместной деятельности взрослых с детьми по формированию навыков культуры речевого общения содержит основные методы и приемы:

1. Обращение взрослых и сверстников. Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать. Также, смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят дружить с ними и для этого подстраиваются под них с помощью индивидуальных качеств ребёнка.

2. Беседа. Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Родители, помните, что вы должны напоминать детям:

1. Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.

2. Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля.

5. Умей выслушать товарища, не перебивая его.

6. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

7. Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

8. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

9. Подними и вежливо подай обронённый кем-то предмет.

10. Мальчикам: пропускай вперёд девочек в транспорт, в помещение.

11. Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.

12. Делись с товарищами игрушками, книгами; играй дружно;

13. Умей признать, что был неправ.

14. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.

3. Чтение художественных произведений. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намёк на неопрятность!

Я под краном руки мыла,

А лицо помыть забыла,

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!»

Рекомендуется использовать и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского, «Девочка чумазая» А. П. Барто, «Что такое хорошо, что такое плохо» В. В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и многие другие.

4. Заучивание стихотворений. Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Можно прочитать например. «Добрые слова»

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу

«С добрым утром» - я кричу.

«Добрый день» - кричу я вслед

Всем идущим на обед.

«Добрый вечер» - так встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

- Где же твое здравствуй?

- Взял петух горластый.

-Где твое спасибо?

- Проглотила рыба.

- А скажи, пожалуйста,

Где твое пожалуйста?

- Пробежал сердитый пес

И «пожалуйста» унес.

- Ну, тогда, прощай!

-Куда ты? Отвернулись все ребята.

Не хотят со мной дружить.

Что мне делать? Как мне быть?

5. Сюжетно-ролевая игра. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.

6. Дидактические игры «Расскажи и разложи», «Хорошо или плохо» и т. д. С помощью таких игр закрепляются и обобщаются знания о культуре речевого общения.

Публикации по теме:

Конспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группеКонспект НОД по развитию речи «Звуковая культура речи «Звуки [З] и [З’]» в средней группе Цель: Познакомить со звуком з-зь, научить его произносить, находить слова в которых есть звук З-зь. Задачи: учить произносить звук З-ЗЬ.

Конспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группеКонспект НОД «Звуковая культура речи. Звук «[Ш]» в средней группе Конспект НОД «Звуковая культура речи: звук «Ш» Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах). Задачи: • учить детей.

Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]»Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы «Звуковая культура речи и звук [Ш]» Конспект открытой ООД по развитию речи для детей средней группы. Тема: «Звуковая культура речи: звук «Ш»» Программные задачи: Образовательные:.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуковая культура речи, звук [р]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе на тему «Звуковая культура речи, звук «Р»». Цель: Упражнять детей в чётком и правильном.

Конспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группеКонспект занятия по развитию речи «Ярмарка. Звуковая культура речи: звуки [п], [п’]» в младшей группе Конспект занятия по развитию речи «Звуковая культура речи: звуки п, пь. Дидактическая игра «Ярмарка» в младшей группе. Цель: создание условий.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Культура речи педагога как условие профессионального мастерства Культура речи педагога – одно из слагаемых его профессионального мастерства. Педагог, владеющий культурой речи, всегда будет более успешным.

Пособие «Звуковая культура речи»Пособие «Звуковая культура речи» Пособие для развития звуковой культуры речи. По трафарету вырезаю буквы на букве рисую картинки на этот звук. Буквы вырезаю из картона.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Культура речи дошкольников»
Опубликовано: 14 августа 2024 в 17:18
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация «Культура речи дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Болдырева (УИ 129262) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
05 марта 2025 среда
Встречаем первый месяц весны!
Проводим день без гаджетов!
06 марта 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД