Светлана Болдырева
Консультация «Культура речи дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский говорил, что «речевая культура человека – это зеркало его духовной культуры». Вот почему важно, чтобы растущий человек с самого раннего возраста учился мыслить и обозначать мысль словом, умел общаться посредством слова, соблюдая общепринятые нормы культуры общения.
Обучение детей дошкольного возраста, прежде всего, происходит в семье. У ребёнка, поступившего в детский сад, этот круг расширяется, добавляется общение со сверстниками, с воспитателем и другими работниками дошкольного учреждения.
Публикация «Консультация „Культура речи дошкольников“» размещена в разделах
В детском саду маленькому ребёнку прививают навыки, которые связаны с выполнением режима, с самообслуживанием и гигиеническими требованиями.
По мере взросления воспитанников детского сада знакомят со следующими правилами: как вести себя на занятиях; как вести себя на улице, в транспорте; как вести себя во время разговора с взрослыми и сверстниками; правила вежливости и т. д. Чтобы руководствоваться ими, ребёнку недостаточно знать. Важно, чтобы в семье выполнение этих правил было обязательным.
Если родители требуют, чтобы ребёнок благодарил за услугу, вежливо обращался с просьбой, убирал за собой вещи и игрушки, то эти действия, повторяясь ежедневно, из обязательных, совершаемых под влиянием взрослого, постепенно превращаются в привычные, вытекающие из внутренней необходимости поступать именно так, а не иначе.
Полезно упражнять детей в выполнении правил и в естественных, и в специально создаваемых ситуациях. Использовать для этого различные поручения, задания, игры.
Четырёхлетнему ребёнку поручают сходить к соседу и попросить что-нибудь, при этом напоминают ему, как обращаться с просьбой, выразить признательность друг другу.
- Прежде чем войти, не забудь спросить разрешения об этом. Поздоровайся со всеми, а потом вежливо скажи: «Дайте, пожалуйста…» Не забудь о слове «пожалуйста», затем скажи «спасибо». Говори чётко и ясно, чтобы тебя услышали и поняли.
Эти же требования для ребёнка постарше не звучат столь прямолинейно, а выражаются в форме вопросов «Прежде чем войти к соседям, что нужно сделать? Как ты обратишься с просьбой? Если Мария Павловна с кем-то разговаривает, как ты поступишь?»
Когда ребёнок выполнит поручение, можно спросить его: «Расскажи. Как ты выполнил мою просьбу. Был ли ты вежлив? Почему ты так думаешь?» это побуждает его проанализировать собственное поведение.
Руководя поведением детей, приходится прибегать и к замечаниям. Как делать замечания, чтобы они не вызывали сопротивления? Здесь важны такт и доброжелательность взрослого, учёт индивидуальных особенностей детей, конкретной ситуации. В одном случае можно мягко, но требовательным тоном, не допускающим возражений, сказать: «Так не обращаются к старшим! Полагается называть взрослых на «вы»». В другом – сделать замечание: «Как же ты так мог? Это не похоже на тебя». В третьем – воздержаться от замечания, но при случае напомнить: «Ты вёл себя не хорошо. Мне пришлось краснеть за тебя». В четвёртом – спросить: «Как ты думаешь, ты хорошо себя вёл?» Любое воздействие – приказ или указание, запрет или просьба, совет или напоминание, предупреждение или отказ – должно опираться на сознание ребёнка, предусматривать уважение к нему, как к развивающейся личности.
Хорошо действуют на ребёнка к месту сказанные шутки, прибаутки, загадки. Дети легко запоминают и часто сами употребляют пословицы.
Психологической особенностью дошкольника является его стремление к подражанию. Сила примера в его наглядности и конкретности. Особенно действенен пример в сочетании со словом взрослого: «Антон поступил как гостеприимный хозяин – предложил гостю стул и вежливо предложил присесть». Воздействие такого приёма усиливается, если ещё и подкрепляется оценкой взрослого: «Поступил хорошо», «Можно гордиться поведением Жени».
Руководя поведением детей, важно подходить к этому творчески, что проявляется в умении понимать ребёнка и находить решения в выборе средств воздействия. В любом случае, взрослый должен предвидеть реакцию на избираемый им метод воздействия. Детей застенчивых приходится подбадривать, терпеливо напоминать о соблюдении правил: «Не забудь поблагодарить», «Поздоровайся так, чтобы тебя все слышали». Такие дети особенно нуждаются в поощрении добрым словом, являющимся стимулом самоутверждения, преодоления робости. Капризные, упрямые - лучше реагируют на игровые приёмы, добрую шутку, потешку.
План совместной деятельности взрослых с детьми по формированию навыков культуры речевого общения содержит основные методы и приемы:
1. Обращение взрослых и сверстников. Взрослые должны подавать пример детям, дети видят, как обращаются взрослые, и также начинают поступать. Также, смотря на сверстников, дети хотят быть похожими на них, хотят дружить с ними и для этого подстраиваются под них с помощью индивидуальных качеств ребёнка.
2. Беседа. Целенаправленное обсуждение чего-либо, организованный, подготовленный диалог на заранее выбранную тему. В беседе, следовательно, воспитываются сдержанность, вежливость и в целом культура речевого общения. Родители, помните, что вы должны напоминать детям:
1. Пользуйся словами вежливого обращения: «Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.
2. Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.
3. Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.
4. На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно, не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля.
5. Умей выслушать товарища, не перебивая его.
6. С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.
7. Уступай в транспорте место взрослым и малышам.
8. Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.
9. Подними и вежливо подай обронённый кем-то предмет.
10. Мальчикам: пропускай вперёд девочек в транспорт, в помещение.
11. Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.
12. Делись с товарищами игрушками, книгами; играй дружно;
13. Умей признать, что был неправ.
14. Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.
3. Чтение художественных произведений. Большое значение имеет чтение книг с моральным содержанием. В них через художественные образы воспитываются нравственные качества. Волшебное воздействие оказывают на детей юмористические стихи Г. Ладонщикова из книги «Про знакомые дела». Кому хочется слышать намёк на неопрятность!
Я под краном руки мыла,
А лицо помыть забыла,
Увидал меня Трезор,
Зарычал: «Какой позор!»
Рекомендуется использовать и такие произведения, как «Мойдодыр», «Федорино горе» К. И. Чуковского, «Девочка чумазая» А. П. Барто, «Что такое хорошо, что такое плохо» В. В. Маяковского, «Неумейка» Я. Акима и многие другие.
4. Заучивание стихотворений. Одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Легче запоминаются стихи с яркими, конкретными образами, так как мышление ребёнка отличается образностью. Можно прочитать например. «Добрые слова»
Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день
Только выйду за ворота
Всем идущим на работу
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром» - я кричу.
«Добрый день» - кричу я вслед
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер» - так встречаю
Всех домой спешащих к чаю.
- Где же твое здравствуй?
- Взял петух горластый.
-Где твое спасибо?
- Проглотила рыба.
- А скажи, пожалуйста,
Где твое пожалуйста?
- Пробежал сердитый пес
И «пожалуйста» унес.
- Ну, тогда, прощай!
-Куда ты? Отвернулись все ребята.
Не хотят со мной дружить.
Что мне делать? Как мне быть?
5. Сюжетно-ролевая игра. С помощью сюжетно-ролевой игры дети учатся правильно общаться, правильно вести себя, так как в сюжетно-ролевой игре могут быть различные жизненные ситуации.
6. Дидактические игры «Расскажи и разложи», «Хорошо или плохо» и т. д. С помощью таких игр закрепляются и обобщаются знания о культуре речевого общения.