Ольга Минаева
Консультация «Конструктивные игры дошкольников одна из форм изучения и закрепления математических знаний в детском саду»
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема раскрытия способностей и задатков математического мышления детей в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием науки. Систематически перестраивается содержание обучения математики в детском саду. В математическом образовании дошкольников можно эффективно использовать такую форму, как конструирование, потому что оно, прежде всего, направлено на развитие логического мышления. Конструирование как излюбленный детьми вид деятельности не только увлекательное, но весьма полезное занятие, которое теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Именно конструирование, наполненное математическим содержанием, является основой математического развития дошкольников.
Публикация «Консультация „Конструктивные игры дошкольников одна из форм изучения и закрепления математических знаний в детском саду“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Консультации для родителей
- Математика. Игры и дидактические пособия по ФЭМП
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
В современных условиях Федеральный государственный стандарт дошкольного образования направлен на достижение одной из главных целей: обеспечение качества дошкольного образования.
Представляю вашему вниманию игры – конструкторы.
Игры со счетными палочками. Их называют задачами на смекалку геометрического характера.
Счётные палочки относятся к нестандартному, нетиповому математическому материалу. Они предназначены для развития у детей сообразительности, смекалки, конструктивного мышления, умения самостоятельно осуществлять поиск способа решения.
Игры с палочками – это система постоянно усложняющихся игровых упражнений, которые по степени сложности, способу перестроения можно объединить в три группы:
1. Задачи на составление заданной фигуры из определённого количества палочек.
2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
В указанной последовательности используются палочки в работе, чтобы усвоенные детьми умения и навыки готовили ребят к более сложным действиям. Но надо помнить, что для успешного решения головоломок у дошкольников должно быть сформировано представление о форме геометрических фигур (квадрате, прямоугольнике, треугольнике, об их основных свойствах (равенстве и неравенстве сторон, составных элементах (сторонах, вершинах, углах).
В ходе обучения детей решению головоломок с палочками выделяются три последовательных этапа в развитии поисковых действий:
1. Формирование умения воспринимать задачу (что сделать) и в результате практических поисков (методом «проб и ошибок») приходить к решению.
2. Сочетание практических и мысленных действий. Чтобы практические пробы стали целенаправленными, предлагается предварительно обдумать ход решения, высказать предположения.
3. Решение задач в уме, с обоснованием хода решения.
Задачи со счётными палочками включают со средней группы. Это активизирует детскую мысль, способствует развитию познавательной активности, конструктивному решению.
В работе с детьми 7-го года жизни усложняется характер задач на преобразование фигур. Решаются они путем сочетания практических и мысленных проб или только в плане умственного действия - в уме, с обоснованием, выражением в речи хода решения
Игры на составление плоскостных изображений из специальных наборов геометрических фигур. Это:
«Танграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо». «Волшебный круг», «Вьетнамская игра»
Эти игры ещё называют «Геометрическим конструктором». Они способствуют закреплению знаний о геометрических фигурах, а также развитию конструктивных умений, творческих плюс умственных способностей деток.
Танграм. Головоломка представляет собой квадрат, разрезанный на 7 частей: 2 больших треугольника, один средний, 2 маленьких треугольника, квадрат и параллелограмм.
Развивающая игра-головоломка «Танграм» — занятие интересное и детям и взрослым. Впервые знакомить детей с ней можно в 3-4 года. Верхнего возрастного предела у игры нет. Возможно, вы сами с удовольствием поломаете голову над хитроумными фигурками «Танграма». Это игра, развивающая у детей комбинаторные способности, воображение, внимание и умение действовать по инструкции. Кроме того, для малышей «Танграм» станет еще и пальчиковым тренажером.
Задача игрока в развивающей игре «Танграм» сложить фигурки из частей головоломки так, чтобы, во-первых, были использованы обязательно все части головоломки, а, во-вторых, детали не перекрывали друг друга. Фигурки можно как угодно переворачивать, класть любой стороной вверх. Всего можно сложить более 7000 различных композиций. Самые распространенные из них – фигуры животных и человека.
Для детей разного возраста и развивающие задания в игре «Танграм» должны быть разные.
Для малышей 3-4 лет достаточно сложным заданием будет наложить фигурки танграма на готовый образец (ответ) головоломки. При этом детям нужно сопоставить размер и форму фигурок, найти правильное положение, да и точно размесить фигурку на основе-подсказке не так-то просто как кажется. Естественно, что фигуры на карточке должны точно соответствовать размерам фигур игрушки.
Такие же задания нужно использовать и с детьми постарше, начиная их знакомить с этой развивающей игрой. Достаточно дать два-три таких задания и, если ребенок легко с ними справляется, можно переходить к более сложным заданиям.
Для детей 5-8 лет будет по силам складывать модели из фигурок танграма уже рядом с карточкой-ответом. В этом случае, карточка может не соответствовать реальным размерам деталей танграма. Как только ребенок легко будет справляться с такими заданиями, можно переходить к следующему этапу.
Для детей от семи лет и старше «Танграм» становиться игрой-головоломкой. Ребенку предлагают собрать модель, предъявляя только карточку с силуэтом фигурки. В семь лет дети смогут справиться с такой задачей, только если они уже раньше играли в более легкие варианты.
Игра «Пифагор» аналогична игре «Танграм».
Квадрат размером 7 х 7см разрезается на 7 геометрических фигур: 2 квадрата разного размера, 1 четырехугольник (параллелограмм, но дети еще не знают этого слова, 2 маленьких треугольника и 2 больших треугольника. Важно, чтобы материал, из которого изготавливается игра, был одинакового цвета с обеих сторон.
Монгольская игра
Квадрат размером 10 10 разрезается, как показано на рисунке. В результате получается 11 частей: среди них 2 квадрата, 4 треугольника, 5 прямоугольников
(4 маленьких и один большой). Правила игры те же, что и в «Танграме».
«Колумбово яйцо». Суть игры - конструирование на плоскости различных силуэтов, напоминающих фигурки животных, людей, всевозможных предметов быта, транспорт, а также буквы, цифры, цветы и прочее.
Такая игра развивает пространственное воображение, сообразительность, смекалку, комбинаторные способности, усидчивость и мелкую моторику.
Колумбово яйцо представляет собой овал, который необходимо разрезать на 10 частей. В результате получатся треугольники, трапеции с ровными и округлыми сторонами. Именно из этих частей необходимо сложить силуэт предмета, животного, человека и т. п.
Вначале следует ознакомить ребенка с игрой. Показать элементы, сгруппировать их по форме и размерам, найти одинаковые. Пусть малыш сам попробует проявить фантазию и создать простейшее изображение без схемы. После предложите выполнить конкретное задание, показав рисунок с определенным очертанием. Для этого предлагаются распечатанные схемы. Ребенок будет собирать фигурки, смотря на шаблон.
По возможности ребенку надо помогать, направлять его, предложить достроить начатый вами рисунок или же помочь закончить рисунок малыша. Избегайте прямых указаний, здесь уместны тактичные советы и наводящие вопросы.
Сложив фигурку, предложите ребенку склеить ее на листе бумаги и подрисовать, например, глазки и ротик, создать фон рисунка, придумать сюжет и название.
Волшебный круг
Круг разрезан на 10 геометрических фигур по схеме. Получается 4 одинаковых по размеру треугольника, 6 фигур со скругленными частями. Игра состоит в составлении из 10 фигур плоских изображений: силуэтов строений, предметов, животных. Предназначена для детей с 6 лет.
Вьетнамская игра
Круг, разрезан на части таким образом, что элементы его составляющие, имеют округлые силуэты. Это позволяет конструировать из них большое количество силуэтов различных птиц, животных, цветов. Как и любая другая игра этой серии, данная головоломка оставляет возможность для самостоятельного творческого конструирования.
Палочки Кюизенера
Цветные палочки являются многофункциональным математическим пособием, которое позволяет "через руки" ребенка формировать понятие числовой последовательности, состава числа, различать расположение предметов в пространстве, сформировать представление о соотношении цифры и числа, количества, осуществлять разбор числа на составные части и определение предыдущего и последующего числа в пределах первого десятка, освоить навыки – сложение и вычитание. Набор способствует развитию детского творчества, развития фантазии и воображения, познавательной активности, мелкой моторики, наглядно-действенного мышления, внимания, пространственного ориентирования, восприятия, комбинаторных и конструкторских способностей. На начальном этапе палочки используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обычными кубиками, палочками, конструктором, по ходу знакомятся с цветами, размерами и формами. На втором этапе палочки уже выступают как пособие для маленьких математиков. И тут дети учатся постигать законы загадочного мира чисел и других математических понятий.
Это занимательный игровой материал, который помогает в освоении законов математики.
Блоки Дьёнеша
Универсальная развивающая игра для развития логического мышления, формирования представления о множестве, поможет овладеть основами математики и информатики.
Логические блоки Дьё неша представляют собой набор из 48 геометрических фигур:
а) четырех форм (круги, треугольники, квадраты, прямоугольники);
б) трех цветов (красные, синие и желтые);
в) двух размеров (большие и маленькие).
В наборе нет ни одной одинаковой фигуры. Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками: формой, цветом, размером, толщиной.
Работу с блоками Дьенеша целесообразно начинать с первой младшей группы, с того что предоставить детям возможность самостоятельно с ними познакомиться. В процессе манипуляций с блоками дети устанавливают, что блоки имеют разный цвет, форму, размер, что с ними можно играть, выстраивать дорожки, башенки и т. д. Поскольку блоки представляют собой эталоны форм, цвета, они помогают в запоминании программного материала по соотношению цвета, формы, в установлении сходства и различия между предметами.
Кубики Никитина способствуют развитию логического мышления и сообразительности, мелкой моторики, воображения, сформированности сенсорных эталонов цвета, величины и формы, пространственного ориентирования. Существует несколько видов кубиков Никитиных.
Сложи узор. Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены различно, в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1, 2, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют три разных вида заданий.
Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков. Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, сделать рисунок узора, который они образуют. И наконец, третье -- придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнить уже творческую работу.
Уникуб. Это универсальные кубики, которые вводят малыша в мир трехмерного пространства. "Уникуб" представляет собой 27 небольших деревянных кубиков с цветными гранями. Ребенку нужно складывать из них различные трехмерные фигуры и композиции по предлагаемым схемам. Игра предназначена для детей от 1,5 лет.
Кубики для всех. Игра состоит из небольших кубиков, разным способом склеенных друг с другом в виде 7 фигурок, различных по форме и окрашенных в определенные цвета. Из таких фигур нужно сооружать по предложенным рисункам-заданиям различные модели, напоминающие куб или параллелепипед, дома, машинки, фигуры животных и т. д. Малыши могут строить свои модели, используя только 2-3 фигуры.
Деревянный конструктор.
Собирая его, ребёнок исследует форму предметов (форму, размер) и познаёт физические явления (равновесие, подвижность).
Пластмассовый конструктор.
Конструктор помогает развивать у детей пространственное мышление, понимание цвета и формы, а также моторные навыки.
Лего конструктор.
Расширяет представление о предметах и явлениях, развивает умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов.
Ни для кого не секрет, что математика - сложный предмет. Математику нельзя выучить («зазубрить», её надо понять! Вот здесь и нужна педагогическая находчивость, которая имеет одну цель – заинтересовать. Поэтому овладеть основами математики можно с помощью конструктивных игр.
У дошкольников улучшается :
- развитие логического мышления, памяти, сообразительности и смекалки;
- умение анализировать, сравнивать, обобщать предметы по их свойствам, количеству, расположению, назначению;
- умение сосчитывать предметы и пользоваться счетом для оценки количества объектов;
- развитие комбинаторных навыков, понимания, что в математике необходимо уметь доказывать;
- развитие исследовательских навыков;
Конструирование делает процесс развития дошкольников интересным и занимательным.
Создает уверенность в собственных силах.
Облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Увлекшись, дети не замечают, что учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий, развивают фантазию. Даже самые пассивные из детей включаются в игру с конструктором с огромным желанием.