Ольга Винникова
Консультация «Казачьи игры в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического развития личности младших школьников. Игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Детские игры образуют фундамент развития их нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно-полезной деятельности.
Публикация «Консультация „Казачьи игры в ДОУ“» размещена в разделах
- Игрушки. Консультации для родителей
- Игры для детей
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Казачьи подвижные игры
- Консультации для родителей
- Темочки
Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания детей младшего школьного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. В казачьих играх развивается воля, сообразительность, смелость, быстрота реакций. В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости. Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействуют воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями. В подвижных казачьих играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности. Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи, упражнения в счёте и т. д. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.
Подготовительная группа
Игра «Невод» Цель игры : развитие внимания, ловкости, быстроты движения.
Играющие становятся в круг, изображая невод. В центре круга - рыба - один из играющих, на голову которого надевают яркий платок или венок из цветов. На расстоянии около 2 м от круга устанавливают 4 украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись «невод» - под руками стоящих в кругу игроков, добегает до одного из шестов и прячется за ним. В это время остальные ловят рыбу. Если она успела спрятаться за шестом, то снова встает в круг. Если «рыба» не успела спрятаться и ее поймал кто-то из игроков, становится в круг и выполняет роль рыбы.
Игра «Золотые ворота»
1-й вариант Выбирают двух игроков, которые - изображают ворота, держась за руки. Они выбирают название командам, например, «яблоко» и «банан». Остальные игроки, положив друг другу руки на пояс, идут друг за другом и поют:
Золотые ворота,
Пропустите меня,
А я сам пройду
И друзей проведу.
Все проходят в ворота. Перед последним ворота закрываются и спрашивают: «Яблоко или банан?» Игрок выбирает и становится рядом с одной из «створок».
Так продолжается до тех пор, пока все игроки не распределятся пандам. Затем команды становятся друг против друга и начинают перетягивать противников. Побеждает команда, которой удалось перетянуть соперников на свою сторону
Старшая группа
Игра «Заря -зарница». Цель игры : развитие внимания, ловкости, быстроты движения
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит: Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла! С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту,и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей. Игра «Солнце и луна». Дети собираются на площадке для игры. Назначаются два человека, которые будут «солнцем» и «луной». Они незаметно для остальных играющих договариваются между собой, кто будет луной, а кто - солнцем, после чего поднимают руки, образуя «ворота». Дети встают вереницей, держась руками за впереди стоящего и проходят в ворота. Последний задерживается в воротах. Остальные спрашивают: «За луну или за солнце?» Ребенок становится рядом с тем, кого он выбрал. Игра продолжается до тех пор, пока все играющие не сделают свой выбор. После этого подсчитывают, у кого больше игроков - у луны или у солнца. Затем обе команды стараются перетянуть веревку на свою сторону Игра «РУЧЕЕК». Несколько человек разбивается на пары. Оставшийся без пары пробегает между стоящими в парах и выбирает любого из них. Теперь оставшийся без пары начинает выбирать себе пару с конца ручейка.
1й вариант (Участники игры по двое берутся за руки, поднимая их вверх. Тот, кто остался без пары, фактически становится ведущим. Он бежит через образовавшийся «ручеёк» и выбирает себе пару (если это мальчик, он выбирает понравившуюся девочку, если это девочка, то - мальчика). Так все участники выбирают себе пару. В игру играют подростки и выбирают пару, высказывая свое предпочтение.
Средняя группа.
Игра «РУЧЕЕК». Несколько человек разбивается на пары. Оставшийся без пары пробегает между стоящими в парах и выбирает любого из них. Теперь оставшийся без пары начинает выбирать себе пару с конца ручейка.
1й вариант (Участники игры по двое берутся за руки, поднимая их вверх. Тот, кто остался без пары, фактически становится ведущим. Он бежит через образовавшийся «ручеёк» и выбирает себе пару (если это мальчик, он выбирает понравившуюся девочку, если это девочка, то - мальчика). Так все участники выбирают себе пару. В игру играют подростки и выбирают пару, высказывая свое предпочтение.
Игра «Всадники». Цель игры : развитие скоростной выносливости
Играющие дети берутся руками попарно и становятся пара за парой. Выбираются «Всадники» — пара, которая становится впереди всех на небольшом от них расстоянии. Сначала бежит первая пара игроков, мимо «Всадников». Бегущие должны бежать в одиночку, не держась за руки. «Всадников» ловят и бегут вместе с ними, взявшись за руки парами.
Игра «Заря -зарница». Цель игры : развитие внимания, ловкости, быстроты движения
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих — Заря. Она ходит сзади с лентой и говорит: Заря–зарница, красная девица,
По полю ходила, ключи обронила,
Ключи золотые, ленты голубые,
Кольца обвитые — за водой пошла! С последними словами «Заря» осторожно кладёт ленту на плечо одному из играющих. Тот, заметив это, быстро берёт ленту,и они оба бегут в разные стороны по кругу. Кто останется без места, становится Зарей.