Закевич Наталья
Консультация «Какая должна быть родительская требовательность»
▼ Скачать + Заказать документы
«Какая должна быть родительская требовательность»
Требовательность – взыскательное, не терпящее поблажек и послаблений отношение к себе и к окружающим, к собственным обязанностям и к обязанностям другим.
С самого раннего возраста ребенка приучают выполнять различные обязанности и в связи с этим выдвигают передним ним определенные требования. Он должен одеваться, умываться, приводить в порядок свой уголок, ставить на место игрушки и другие вещи, соблюдать определенный режим. Постепенно круг обязанностей ребенка расширяется. Желания и обязанности далеко не всегда совпадают. А когда начнутся школьные годы, не так легко, преодолевая тысячи соблазнов, погружаться в занятия.
Публикация «Консультация „Какая должна быть родительская требовательность“» размещена в разделах
Требовательность родителей, направленная к тому, чтобы ребенок научился подчинять свои слепые и капризные «хочу» важным и осознанным целям, научился серьезно и ответственно относиться к своим обязанностям, имеет огромное значение в воспитании.
Дети слабовольных и неразумно любящих родителей вырастают безалаберными, безвольными, не подготовленными к жизни. И, наоборот, в семье, где родительская любовь сочетается с требовательностью, дети растут волевыми, организованными и дисциплинированными. Но какой должна быть требовательность? Прежде всего, требовательность – это не тирания.
Требовательность должна быть разумной и доброжелательной. Не следует уступать капризам и делать поблажки без нужды. Но, безусловно, следует считаться с обстоятельствами, с физическим и душевным состоянием ребенка. Если ребенок чувствует себя плохо, обычная работа будет для него непосильной.
Требовательность может проявляться только тогда, когда перед ребенком выдвигаются посильные задачи и оказывается необходимая помощь в их решении. Иначе требовательность лишена смысла. Требование родителей должно быть понятно ребенку. Даже самое справедливое и несложное требование, если оно не объяснено и выражено в деспотичной форме, вызовет сопротивление. И, наоборот, ребенок выполнит самое сложное требование, если он действует сознательно и убежденно. Многие требования родителей к детям могут быть облечены в увлекательную игровую форму (помощь матери во «взрослом» деле). Старшего дошкольника может вдохновить доверие, готовность родителей дать ему ответственное поручение.
Родители должны быть последовательными в своей требовательности. Нельзя чередовать требовательность с попустительством. Внезапная перемена в поведении родителей непонятна детям и вызывает лишь ожесточение. Очень важно не смешивать требовательность с мелочной опекой, дерганьем ребенка по всякому поводу и без повода («Не беги», «Не кричи», «Не трогай» и т. д.). Такая опека только сковывает силы ребенка. А для выполнения требований родителей нужна инициатива и активность. А. С. Макаренко писал: «Если бы кто-нибудь спросил, как бы я мог в краткой форме определить сущность моего педагогического опыта, я бы ответил, что как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему».
И наконец, нельзя забывать, что родителям следует быть требовательными не только к детям, но прежде всего к самим себе. Тогда их требования будут убедительными и авторитетными.
Не надо ставить условий.
Нельзя говорить ребенку открытым текстом, что если он выполнит желаемое (или не будет делать чего-то запретного, то получит награду за хорошее поведение:
- Если ты не будешь обижать братика, то я поведу тебя в кино.
- Если ты выучишь стихотворение, то мы пойдем кататься на лодке.
- Если ты перестанешь рвать свои книжки, то я подарю тебе велосипед на Новый год.
- Принцип «если, то…» иногда дает быстрый результат. Но он редко ориентирует ребенка на повторение попытки: ведь в наших словах заключено сомнение. «Если ты выучишь стихотворение» означает: «мы не уверены, что ты на это способен». «Если ты перестанешь рвать книги» означает: «Мы не думаем, что ты можешь от этого удержаться».
А бывает и так: сын ведет себя плохо. В чем тут причина? Мальчик объясняет: Если мама боится, что я стану плохо себя вести, я могу у нее выпросить что угодно. Ну и мне, конечно, приходится безобразничать, чтобы она не думала, что потакает мне зазря».
Если ребенок рассуждает таким образом, то скоро он примется шантажировать родителей или заключать с ними сделки, требуя наград за хорошее поведение. Некоторые родители не смеют вернуться из поездки без подарка. Дети встречают их не словами привета, а четким вопросом: «А что ты мне привез?»
Между тем хороши только неожиданные награды. И радуют больше всего именно они, потому что выражают истинное поощрение со стороны родителей.