Валерия Фоменко
Консультация «Как взрослые портят детям игру: 6 типичных ошибок»
▼ Скачать + Заказать документы
Игра - ключ к умственному и физическому развитию малыша, она помогает крохе всесторонне и гармонично развиваться.
Вот только в эпоху настоящего изобилия прекрасных игрушек, направленных на развитие сюжета, творчества и фантазии, у современных детей почему-то с этим большие проблемы.
Им трудно придумать сюжет, у них проблемы с фантазией и воображением, они пассивны, заторможены, несамостоятельны и не заинтересованы в игре.
А все потому, что мы сами отбиваем у наших детей охоту играть.
Публикация «Консультация „Как взрослые портят детям игру: 6 типичных ошибок“» размещена в разделах
Ошибка 1 : Мы покупаем много игрушек не ребенку, а себе Вместо того, чтобы купить ребенку ту игрушку, которая ему нравится, взрослые покупают то, что правится именно им.
Ситуация усугубляется, если в детстве у родителей был дефицит игрушек. Такие родители часто покупают, не зная меры.
Но пресыщение влечет за собой скуку и апатию.
Совет: пусть лучше игрушек будет немного, но они будут тщательно подобраны в соответствии с возрастом и интересами малыша.
Покупайте простые игрушки, которые дают крохе возможность проявить фантазию, задействовать воображение. Обычные машинки с этой точки зрения лучше тех, что работают на батарейках. А простая кукла лучше говорящей.
Чтобы кроха не пресытился обилием игрушек, разделите их на 3 части. 2 из них уберите подальше от детских глаз. Наблюдайте за малышом.
Как только заметите, что какая-то игрушка ему надоела, он с ней больше не играет, замените ее подзабытой.
Ошибка 2 : Мы лишаем ребенка свободы и инициативы.
Взрослые слишком активно и инициативно организуют досуг ребенка. Беззаботная детская праздность, полезное ничегонеделание, возможность просто поскучать и пофантазировать кажутся взрослым пагубными и нездоровыми состояниями. Им кажется, что ребенка обязательно нужно чем-то занять. В результате он теряется, когда никто его не направляет и не старается развлечь.
Совет: взрослые должны предоставить малышу максимум свободы для самостоятельных игр и исследований. Полезно запланировать время для совместных неспешных прогулок в парке, во время которых можно рассматривать облака, наблюдать за птицами и т. д.
Не пренебрегайте возможностью поболтать с ребенком перед сном, послушать придуманные им истории. Остановите время, научите малыша скучать в хорошем смысле этого слова, мечтать, фантазировать.
Ошибка 3 : Мы доверили детей «теленяне»
Уже с 1,5 лет малыши смотрят мультики, в 3 года осваивают компьютерные игры. Результат - проблемы с концентрацией внимания, воображением, логикой, трудности в общении.
Этим детям не хватает фантазии и творческой активности.
Малыш, сидящий подолгу у телевизора, привыкает получать готовые решения, становится творчески пассивным. Он не может себя занять, придумывать игры.
Совет: строго контролируйте просмотр передач по жанру и ограничивайте по времени. Не ставьте телевизор в детской.
Ребенок начнет охотно заниматься другими делами, у него проявится интерес к познанию. Помните, что у телевизора в зависимости от возраста ребенок может проводить: от 15 до 40 минут в день в возрасте
2-5 лет и не более 1 часа в день, если он старше 5 лет.
Детям до 2 лет телевизор противопоказан!
Ошибка 4 : Мы отдаем предпочтение обучению, а не игре.
Чрезмерное увлечение ранним интеллектуальным развитием ведет к перенапряжению малыша. Однако и в России, и на Западе всплеска массовой ранней гениальности не наблюдается. Напротив, интеллектуальный уровень детей заметно снижается. Почему?
Ребенок в своем развитии последовательно проходит стадию за стадией. И игровая деятельность - одна из них.
Ни занятия, ни учеба не могут дать в возрасте от 0 до 5 лет столько, сколько легко и непринужденно дает игра.
Совет: предоставьте малышу безопасное пространство (двор, лес, парк, комнату, необходимые предметы, игры и игрушки, время для себя самого и свободу самовыражения.
И будьте готовы научить его тому, что понадобится ему для продолжения игры.
При этом неследует раньше времени пытаться развить То, до чего малыш еще не дорос.
Ошибка 5 : Мы перестали подавать пример, иден.
Чтобы организовать любую игровую деятельность, ролевую или предметную, придумать сюжет, нужен образец.
И дать его - наша с вами задача: придумать сюжет, подкинуть идею, распределить роли, дать вторую жизнь старым игрушкам.
Знают ли наши дети те игры, в которые играли мы?
Классики, казаки-разбойники, прятки, догонялки, резиночки, салки?
Нет. А откуда им знать, если никто не покажет и не научит?
Совет: играть - это не обязательно часами кататься по ковру и имитировать вой пожарной машины.
Время от времени интересуйтесь, чем занят сейчас ваш малыш.
И по ходу дела непринужденно и ненавязчиво делитесь с ним возникшими у вас идеями. После этого опять возвращайтесь к своим делам. Малыш творчески претворит вашу идею, повернув свою игру в новое русло.
Ошибка 6 : Мы воспринимаем игру с ребенком как обязанность.
Мало кто может похвастать тем, что он обожает играть с детьми.
Но когда мы начинаем воспринимать игру как обязанность, именно с этого момента она перестает быть игрой. Будьте уверены: дети интуитивно почувствуют отсутствие энтузиазма, и это лишит их огромной части удовольствия от игры.
Совет: не любите играть - не играйте. Просто будьте рядом.
Малыш чем-то занят, но все время прибегает к вам из своей комнаты?
Ему нужно периодически убеждаться, что он в безопасности и вы на месте. Расположитесь на полу в комнате ребенка, чтобы он в любой момент мог задать вам вопрос или похвастать результатом своей деятельности.
Занимайтесь совместным творчеством. Вас увлекают лепка из гипса или рисование акварелью? Приобщите к этим занятиям своего ребенка.
Интересуйтесь его игрушками. Мы внимательно следим за тем, как у малыша растут зубы, как он социально интегрируется в яслях.
Но его игрушки составляют основную часть его жизни и очень для него важны.
Читайте детям книжки. Малыш знакомится с книгой только через взрослых. Уделяйте этому 10-15 минут перед сном или в выходные.