Екатерина Дербилова
Консультация «Как разговорить ребёнка»
▼ Скачать + Заказать документы
Екатерина Дербилова[] Консультация «Как разговорить ребёнка»
По наблюдениям специалистов. Число детей с задержкой речевого развития, к сожалению растет. Очень важно. Чтобы у малыша сформировалась речь, так как задержка, как правило, неблагоприятно сказывается на интеллектуальном развитии маленького человека. У неговорящего ребенка с изначально нормальными задатками будет отмечаться отставание в психическом развитии. Также возникают проблемы с коммуникацией и адаптацией в детском коллективе.
Публикация «Консультация „Как разговорить ребёнка“» размещена в разделах
Физическое и психическое воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей. Бытует неправильное мнение, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная.
Взрослые должны говорить правильно, не искажая каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.
Любые занятия с неговорящими детьми начинаются с развития его психических функций. Кроме того необходимо обеспечить полноценное сенсорное и моторное развитие малыша.
Сенсорное воспитание предусматривает развитие способности воспринимать окружающий мир с помощью всех пяти органов чувств и предусматривает занятие с развивающими игрушками: кубиками, пирамидками, мозаиками, конструкторами и т. д.
Моторное развитие способствует формированию у малыша разнообразных двигательных навыков. Это и подвижные игры, пальчиковые и артикуляционные.
Ребенку также необходим логопедический массаж, который стимулирует и укрепляет лицевую мускулатуру. Кроме того, можно научить малыша делать элементы самомассажа.
Ребенку с ЗРР необходим массаж кистей рук и пальчиковая гимнастика. Тут пригодятся резиновые мячики, палочки, шарики, крупа, пуговицы, веревочки, мозаики.
Детям также необходимо развивать речевое дыхание.
Очень важно развивать слуховое восприятие.
Различение звуков речи — фонематический слух — является основой для понимания смысла сказанного. При несформированности речевого звукоразличения ребенок воспринимает не то, что ему сказали, а то, что он услышал — что-то приблизительно.
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. При этом различение неречевых звуков должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма. Чтобы образ предмета, издающего звук, был более полным и ребенок мог догадаться о нем по ситуации, предмет этот нужно рассматривать, если возможно трогать, брать в руки. С другой стороны так же полезно выполнять упражнения с закрытыми глазами, анализировать звуки только на слух, без опоры на зрение.
В логопедии и нейропсихологии разработаны и успешно применяются на практике специальные упражнения для формирования неречевого звукоразличения, а также слухового внимания и восприятия. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно и сделать занятия интересными. Предлагаемые игры не требуют пунктуального выполнения, скорее это свободная импровизация.
1. Упражнение «Угадай, что звучало»
Проанализируйте с ребенком бытовые шумы — скрип, телефонный звонок, свисток, тиканье часов, шум льющейся воды, шелест страниц, звуки музыкальных инструментов (барабан, губная гармошка, миалофон.).
2. Упражнение «Шумящие коробочки»
Наполнить коробочки (спичечные коробки) различными материалами: горох, песок, крупа, скрепки, пуговицы.). Ребенок закрывает глаза, слушает, потом ищет аналогичную. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибайтесь.
3. Упражнение «Где позвонили?»
Для этой игры нужен колокольчик. Малыш закрывает глаза, Вы встаете и и тихо звоните. Ребенок должен повернуться к тому месту, откуда слышен звук, и с закрытыми глазами рукой показать направление, потом открыть глаза и проверить себя. Можно ответить на вопрос: где звонит? - слева, спереди, сзади.
Игры на развитие фонетического слуха для детей 4 — 6 лет.
1. «Волк и охотники»
Взрослый называет слово, дети должны «стрельнуть» (хлопнуть, если услышат заданный звук.
2. «Умный самолет»
Взрослый говорит, что этот самолет перевозит, только пассажиров, в имени которых данный звук.
3. «Звуковой вагончик»
Ребенку предлагается поставить в первое, второе… окошко символ звука, где слышится заданный звук.
4. «Молоточек»
Простучать карандашом столько раз, сколько услышали заданный звук.
5. «Закончи слово»
Взрослый произносит первый звук, ребенок должен закончить слово.
6. «Тома и Тема»
Дифференциация согласных по твердости-мягкости.
- Тема изменяет звуки Тома (п-пь, па-пя, ты-ти, кэ-ке, слова (лук-люк, тук-тюк);
- Тема и Тома ссорятся: делят игрушки, в названии которых есть мягкие и твердые согласные;
- «Зоопарк» - за кем будут ухаживать Тома и Тема;
- «Магазин» - отбирают продукты, чеки – схемы слов.
Одним из средств познавательно – речевого развития дошкольников является игра – детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания делится ими товарищами.
Отдельные виды игр по-разному воздействуют на познавательно – речевое развитие детей:
• сюжетно – ролевые расширяют представления об окружающем и способствуют развитию речевого общения ;
• игры – драматизации помогают более глубокому пониманию произведений художественной литературы и активизируют речь ;
• строительно – конструктивные развивают конструктивные способности и расширяют знания о геометрических фигурах и пространственных отношениях.
Игра будет активно воздействовать на познавательно – речевое развитие ребенка, если воспитатель обогащает ее содержание, правильно организует.
Особенно важное место в познавательно – речевом воспитании занимают дидактические игры, обязательными элементами которых являются познавательное содержание и умственная задача. Многократно участвуя в игре, ребенок прочно усваивает знания, которыми он оперирует ( например: названия и внешний вид растений; предметов, необходимых для труда; содержание литературных произведений и т. п.) . Решая умственную задачу в игре, ребенок упражняется в произвольном запоминании и воспроизведении, в классификации предметов или явлений по общим признакам, в выделении
свойств и качеств предметов, в определении их по отдельным признакам. Например, в играх «Что изменилось?», «Чего не стало?» ребенок должен запомнить ряд предметов или их расположение, а затем восстановить в памяти эту картину и определить какие изменения произошли. В играх «Найти предмет такой же формы», «Подбери по цвету», «Кому, что нужно для работы» необходимо сгруппировать предметы по общим признакам. В
играх: «Узнай по описанию», «Чудесный мешочек» дети определяют предмет по одному их признаков.
Таким образом, дидактические игры способствуют закреплению и уточнению знаний по познавательно – речевому развитию.
Для активизации компонентов речевой деятельности большое внимание уделяется словесным играм, цель которых, обогащение словарного запаса, формирование грамматической правильности речи, интонационной выразительности и, главное, развитие умения использовать уже имеющиеся средства в речевой деятельности. Используются такие игры как :
«Пара к паре». Детям предлагается закончить начатое предложение одним словом по аналогии. Например: «огурец – овощ, а ромашка… (цветок); телефон – ухо, а телевизор (глаз).
«Сочиним историю» или «Сказка по кругу».
Ведущий начинает рассказывать историю: «Жили – были …», следующий продолжает и так далее по кругу.
«Импровизация». Педагог предлагает детям составить рассказ, добавляя начатый им текст, например: «Однажды летом была хорошая …и мы с семьей поехали …Там мы …Приехали домой…»
Игра с мячом «Скажи наоборот», «Закончи предложение».
«Любопытный». Дети образуют круг, водящий («любопытный») называет звук, с которой должны начинаться ответы, затем обращается к какому – либо игроку и задает короткие вопросы типа: «Кто?», «Что делает?», «Когда?» и т. д. Например: объявлен звук р. Возможные ответы: рак, рисует, ранним утром.
Игры для активизации речи в разных видах деятельности.
В них используются проблемные и игровые ситуации, которые создаются путем использования наглядности, исполнением детьми различных ролей. Известно, что исполнение ролей в процессе игры и общения психологически настраивает ребенка на речевые действия, ожидаемые от него в определенной ситуации. Например: игра «Гости», где дети распределяют между собой роли: хозяева дома и гости. Педагог предлагает пригласить в гости своих друзей, познакомить с родителями и т. д.
Можно использовать драматизации, разыгрывая сказки.
Организация совместных видов деятельности стимулируют активную речь, поскольку такая деятельность интересна и значима для детей, а ее успешность в большой мере достигается с помощью речевых действий. В результате у каждого ребенка появляется стремление к выстраиванию речевых высказываний.