Корнеева Анастасия Юрьевна
Консультация «Как мотивировать ребенка с РАС к занятиям?»
▼ Скачать + Заказать документы
Консультация "Как мотивировать ребенка с РАС к занятиям?"
Сложности при обучении аутичного ребенка возникают по многим причинам, например, из-за отсутствия у таких детей навыков имитации, отсутствия страха перед общественным порицанием, а также плохим пониманием речи, поэтому в первую очередь необходимо найти хороший стимул для каждого отдельного ребенка и стараться объяснять материал не только на словах, но и в картинках.
Публикация «Консультация „Как мотивировать ребенка с РАС к занятиям?“» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Аутизм. Консультации для родителей детей с РАС
- Консультации для родителей
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Многие дети с РАС не усваивают информацию так же, как нейротипичные дети. Одновременная стимуляция нескольких сенсорных источников (аудиального и визуального, когда нужно и слушать, и смотреть на собеседника, не позволяет аутичному ребенку сконцентрироваться на значимой информации и усвоить ее. Помимо этого, выполнение нескольких действий одновременно, также не под силу многим детям с аутизмом. Им сложно распределить свое внимание на несколько действий одновременно.
Необходимо помнить, что у аутичных детей есть несколько характерных черт, которые мешают им обучаться. Чаще всего данная проблема возникает из-за слишком маленькой мотивации к социальным поощрениям и отсутствии страха перед социальным неодобрением. Например, если нормально развивающийся ребенок не будет разрисовывать обои, потому что мама его за это поругала, то аутичный ребенок может постоянно красить обои несмотря на то, что мама будет его за это ругать.
Если говорить о том, как заинтересовать аутичного ребенка к занятиям, то, прежде всего, необходимо найти мотивацию для ребенка, то есть найти те стимулы, которые заинтересуют именно этого ребенка.
Социальные последствия (похвала, одобрение) не всегда мотивируют детей на занятия и достижение успеха. Соответственно, необходимо мотивировать чем-то другим. Если вы правильно определили, что его мотивирует, то это обязательно приведет к повышению внимания и хорошему сотрудничеству.
Даже если вы начали занятие с послушным, тихим и внимательным учеником, у вас нет гарантий, что он останется таким же к концу занятия.
Следует изучить предпочтения ребенка, его мотивационную сферу (любимые игры, игрушки, лакомства и т. д) - мотивационные стимулы.
Мотивационный стимул – это стимул, который в данный момент нужен человеку, который он хочет получить сейчас.
Многие стратегии прикладного анализа поведения основаны на трех базовых принципах – принципе усиления поведения, принципе ослабления поведения и принципе гашения поведения. В вопросе мотивации следует опираться на принцип процессов усиления.
Практические советы для улучшения эффективности процессов усиления
Взаимодействие с другим человеком, например, похвала, улыбки, пение песенок, а также тактильный контакт (щекотки, массаж, могут работать как усиление для многих аутичных детей.
Процессы усиления, это факторы в окружающей среде, которые усиливают поведение в будущем.
Процессы усиления относятся к последствиям, то есть происходят сразу после желаемой реакции/поведения
Эффективность "усилителя" определяется только его влиянием на поведение, а не тем, насколько сильна мотивация ребенка, чтобы получить этот усилитель. Однако, чем больше у ребенка мотивации получить тот или иной стимул, тем больше потенциал этого стимула быть усилителем.
Итак, что можно сделать во время занятий с ребенком, чтобы мотивировать его к занятиям :
• Самая простая истина - ограничить доступ. Если вы решили, что определенные игрушки или сладости будут использоваться во время обучения как усилители - сделайте самое невероятное, спрячьте их подальше, и используйте только во время уроков. Если у ребенка появилась новая игрушка, к которой он испытывает большой интерес - подумайте, возможно, вы сможете ее использовать для поощрения какой-нибудь особо желательной реакции. Например, ребенок, который находится в процессе отучения от подгузников, но еще не научился самостоятельно пользоваться туалетом. Для такого случая - лучше не жалеть любимых предметов, а давать доступ к ним, только если ребенок делает то, что нужно (сидит спокойно на горшке и т. д.).
• Чем больше разнообразие - тем эффективнее обучение. Иногда происходит, что ребенок предпочитает только один, конкретный предмет, и никогда не выбирает другие. Частое использование одного и того же стимула приводит к уменьшению его "ценности", а следовательно, к тому что этот стимул перестает быть "усилителем". Поэтому, уменьшите использование этого стимула, и давайте ребенку выбор из других стимулов. Если ребенок ничего не выбирает - выберите вы, вместо него, и постарайтесь заинтересовать ребенка этим предметом. Иногда дети просто не умеют использовать тот или иной предмет и заинтересоваться его использованием - и их нужно этому обучить.
• Использование поощрительных стимулов после каждой реакции. Как только ребенок выучил определенный навык - начинайте давать поощрения не каждый раз после правильной реакции, а через раз, или через несколько раз. Постепенное увеличение "требований" (то есть количества правильных реакций) до получения усилителя является одним из самых мощных инструментов, который усиливает желаемое поведение. Главное, чтобы увеличение происходило постепенно, а не скачками.
Существует ошибочное предположение, что дети с РАС будут участвовать в обучении только в обмен на поощрение (например, конфеты, напитки, игрушки). Существуют способы сделать сам учебный процесс поощрением для детей с РАС.
Запомним!
Если ребенок любит поиграть в iPad, то именно iPad надо использовать в качестве поощрения.
Если ребенку нравятся тактильные и сенсорные ощущения, то в качестве поощрения можно использовать, например, массаж или пощекотать его.
Если ребенок плохо понимает речь, то желательно в процессе обучения стараться либо говорить ему очень понятно и доступно, либо объяснять ему на карточках.