СВЕТЛАНА ЕРМОЛЕНКО
Консультация «Как избежать детского негативизма»
▼ Скачать + Заказать документы
Родителям часто приходится наблюдать неожиданную перемену в поведении ребёнка. Всему он противится, и, казалось бы, вопреки здравому смыслу.
Он хочет есть, но от еды отказывается, вещи, которые всегда нравились, не желает брать, всегда любил кино, но говорит, что кино терпеть не может. Когда выключают радио, чтобы не мешать чтению, ему нужна музыка. Если взрослые хорошо отзываются о человеке и его поступке, ребёнок хулит этот поступок и самого человека. Всё у него наоборот, только бы не так, как считают другие, в особенности взрослые.
Публикация «Консультация „Как избежать детского негативизма“» размещена в разделах
Такое поведение называется негативизмом. Он проявляется в пассивной форме как несогласие со старшими и в активной форме как действия, противоположные тем, которые необходимо совершить. Это явление довольно распространено среди детей различных возрастов, и особенно среди подростков. Отчего оно происходит?
Негативистским поведением ребёнок выражает своё недовольство, свой протест против неправильного, как ему кажется, отношения со стороны взрослых. Он протестует против несправедливости со стороны родителей, против непомерной строгости, против одёргиваний по всякому поводу и т. д. Но и справедливое требование, если оно не объяснено, если не проявлен достаточный такт, также может ожесточить ребёнка и вызвать с его стороны сопротивление.
Родители не всегда задумываются над тем, что ребёнок вырос, изменился. В их глазах он по-прежнему несмышлёныш, они опекают и наставляют его так, как делали это несколько лет назад. Получается неуместное вмешательство в его поведение. Детей очень смущает и злит, когда родители выставляют напоказ другим успехи и достоинства своего ребёнка или, наоборот, когда они без конца ставят ребёнку в пример чужие добродетели.
Причиной негативизма детей бывают и более серьёзные обстоятельства – конфликты и душевные переживания. Своим сопротивлением указаниям взрослых они отвечают на неправильные отношения между родителями, на отношения с педагогом или со сверстниками.
Негативизм часто вызывается тем, что ребёнок болезненно переживает переход к новым сложным видам деятельности. Он был дошкольником, и главным видом деятельности у него была игра. Но вот происходит крутой поворот – главной деятельностью становится учение. Не каждый ребёнок легко и прост осваивается с новым строем жизни.
Так или иначе, не бывает негативистского поведения без причины. Нужно найти и устранить причину, не допустить, чтобы негативизм углублялся, уводил ребёнка от влияния семьи, педагогов и сверстников. При всех обстоятельствах нужны чуткость, откровенность, доброжелательность.
Бывают случаи, когда негативистское поведение ребёнка вызывается нервным заболеванием. Оно проявляется значительно резче, приобретает особые черты. В этом случае необходима помощь врача.